- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах нового витка напряженности в двусторонних отношениях между Польшей и Израилем

Польша является членом форума «Вышеград» (помимо нее, в состав этого объединения входят Венгрия, Чехия и Словакия), который поддерживает в последние годы особо тесные отношения с Израилем. Однако, в отличие от трех других государств-членов этого международного форума, Польша, несмотря на совпадение ее интересов во многих сферах с интересами Израиля, периодически оказывается в состоянии довольно острого противостояния с ним. Так, в прошлом году именно Польша сорвала проведение заседания глав государств-членов форума «Вышеград» в Иерусалиме. Причиной этого стали острейшие разногласия с Израилем по поводу принятых польским Сеймом поправок к Закону о национальной памяти (в Израиле эти поправки именуют «Законом о Холокосте»), которые предусматривают уголовную ответственность за публичные обвинения поляков в соучастии в преступлениях нацистов, совершенных на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны.

В Израиле с таким подходом категорически не согласны. Наиболее жесткую позицию по отношению к Польше занял не связанный коалиционным обязательствами лидер находившейся в оппозиции центристской партии «Еш атид» депутат Кнессета Яир Лапид. Теперь, будучи уже одним из лидеров блока «Бело-голубые», который опять же находится в оппозиции, он вызвал в Польше новую бурю негодования, публично повторив неделю назад свой тезис о массовом сотрудничестве поляков с нацистами в уничтожении евреев. В частности,  депутат Яир Лапид заявил, что его погибшая в концлагере от рук нацистов прабабка была отправлена из Сербии, где она жила, в Польшу, потому что сербский народ не поддерживал в своей массе уничтожение евреев, а польский народ в своей массе поддерживал. Руководство мемориального музея Освенцима выступило с резким осуждением депутата Яира Лапида, однако это не произвело на него не малейшего впечатления. Он ответил, что от финансируемого польским правительством учреждения и не приходится ожидать иного.

Тем не менее, было бы ошибкой считать, что за нынешним обострением двусторонних отношений между Польшей и Израилем стоят только историческая память и национальная идеология. Есть еще и проблема денег. Причем очень больших денег.

Хорошо известно, что до Холокоста в Польше проживала на протяжение более тысячи лет одна из крупнейших еврейских общин мира, которая была практически полностью уничтожена во время Второй мировой войны. Нацисты уничтожили в концлагерях, которые были построены на территории оккупированной ими Польши, более 3 миллионов евреев из 3,2 миллионов евреев, проживавших в этой стране. Их имущество было конфисковано, а после войны оказалось в собственности польского государства. В результате кампаний государственного антисемитизма большинство переживших Холокост евреев к концу 1960-х годов покинули эту страну. Их имущество тоже было конфисковано, теперь уже не нацистами, а польскими коммунистическими властями. На протяжении всего времени после падения коммунистического режима в Польше в 1989 году предпринимались попытки вернуть потерянное еврейское имущество, однако польские власти не имеют никакого желания или, как минимум, не проявляют особого упорства (перед лицом широко распространенных в Польше антисемитских настроений) в решении данной проблемы.

Несколько месяцев назад на фоне очередного витка напряженности в двусторонних отношениях между Израилем и Польшей вокруг так называемого «Закона о Холокосте» премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий попытался отмежеваться от ответственности своего государства за возвращение еврейского имущества, присвоенного во время Холокоста и после него коммунистическим режимом. «Этот вопрос полностью решен, — заявил Матеуш Моравецкий представителям польских СМИ и добавил, — Это вопрос не существует». Данное заявление было сделано в ответ на ясное заявление государственного секретаря США Майка Помпео, который сказал во время своего визита в Варшаву, что «поляки должны действовать решительнее для того, чтобы принять закон, который урегулирует возвращение присвоенного (еврейского – В.Ч.) имущества».

Однако факты свидетельствуют о том, что премьер-министр Польши, как минимум, ошибся, потому что подавляющему большинству евреев-владельцев присвоенного польскими властями и частными лицами во время Холокоста и после него имущества и их наследников их имущество возвращено не было. Более того, как явствует из заявления Матеуша Моравецкого, польские власти склонны считать данный вопрос закрытым и не собираются ничего возвращать евреям. «Проблема имущества совсем не решена. Польский премьер-министр ошибается. Польша – единственное государство в Европе, в котором нет закона о возвращении частного еврейского имущества, — заявил в ответ на процитированное выше выступление Матеуша Моравецкого представитель Всемирной еврейской организации по возвращению имущества (World Jewish Restitution Organization — WJRO) Гидон Тейлор. В контексте рассматриваемого двустороннего конфликта представляется существенным, что штаб-квартира этой международной еврейской организации расположена в столице Израиля Иерусалиме. Существенно и то, что еврейское население современной Польши составляет лишь несколько тысяч человек, а вот в Израиле и в США польских евреев и их потомков насчитываются многие сотни тысяч.

В 2009 году 47 государств подписали так называемую «Терезинскую декларацию», декларирующую признание «важности возвращения имущества, которое было конфисковано в 1933-1945 гг. и предоставление компенсации за него». В дополнение к этому декларация подчеркивает «важность ремонта общинной и религиозной недвижимости и поощрение еврейской жизни при гарантировании будущего и оказание помощи лицам, пережившим Холокост». Польша тоже подписала эту декларацию, однако следует помнить, что «Терезинская декларация» являет именно декларативным, а не обязующим документом, и правительство Польши вело себя по отношению к нему соответственно.

Однако Соединенные Штаты пошли по пути превращения «Терезинской деклараций» в обязующий документ. Несмотря на активные попытки давления о стороны правительства Польши при посредстве действующего в Соединенных Штатах польского лобби («Национальный комитет американцев польского происхождения» — KNAPP), Конгресс США единогласно принял в апреле закон, получивший называние Just Act, то есть «Акт о справедливости», подразумевающий однозначное требование к зарубежным государствам, которые продолжают удерживать незаконно присвоенное во время Холокоста и после него еврейское имущество, принять законы о возвращении этого имущества или о выплате соответствующих компенсаций. В Сенате этот закон был представлен представительницей Демократической партии Тамми Сюзан Грин Болдуин и представителем Республиканской партии Марко Антонио Рубио, а в Палате представителей – членом Демократической партии Джозефом Краули и представителем Республиканской партии Крисом Смитом (представляется уместным упомянуть о том, что никто из названных американских парламентариев не является евреем ни по происхождению, ни по вероисповеданию).

Польша же со своей стороны утверждает, что данный закон был принят Конгрессом США в качестве средства давления именно на нее с целью заставить ее изменить рассматриваемый Сеймом проект закона о возвращении имущества, который, по мнению Израиля и США, дискриминирует евреев. В письме, направленном в Конгресс США польским лобби перед голосованием по «Акту о справедливости», утверждалось, что речь идет об антипольском законе, который нанесет удар по двусторонним отношениям между Польшей и Соединенными Штатами.

После подписания президентом США Дональдом Трампом «Акта о справедливости» Государственный департамент США обязан следить, за деятельностью государств, подписавших «Терезинскую декларацию» о возвращении присвоенного во время Холокоста и после него еврейского имущества. Госдепартамент обязан предоставлять Конгрессу отчеты относительно того, выполняют ли эти государства свои обязательства и принимают ли они законы и подзаконные акты, позволяющие лицам, пережившим Холокост, или их наследникам обнаруживать свое имущество  и подавать иски с требованием его возвращения. Соответственно можно ожидать, что в отношении государств, которые не будут выполнять принятые на себя в этом отношении обязательства, американскими властями могут быть введены те или иные санкции.

Организация WJRO приветствовала принятие упомянутого закона Конгрессом США. «В этом законе ясно прозвучала бескомпромиссное обязательства Америки по отношении к лицам, пережившим Холокост, и ее стремление к справедливости, — заявил Гидеон Тейлор, — Мы благодарим Сенат и Палату представителей, и особенно сенаторов Болдуин и Рубио и конгрессменов Кроули и Смита за их инициативу в решении этого критически важного вопроса».

В Польше принятия Конгрессом США упомянутого закона вызвало  большое волнение. Сотни сторонников крайне правых польских партий провели в минувшую субботу в центре Варшавы марш протеста против принятого в США закона о возвращении еврейского имущества, которое было захвачено во время Второй мировой войны или вскоре после нее. Демонстранты несли лозунги «У Польши нет долгов» и «Двуличие Холокоста». Шествие прошло от канцелярии премьер-министра к зданию посольства США. Некоторые демонстранты даже выкрикивали лозунги, клеймящие «еврейских преступников», которые, якобы, совершали преступления против польских граждан во время Холокоста.

Согласно оценкам, радикально правых польских партий, принятие закона о возвращении частного еврейского имущества предоставит еврейским организациям возможность выдвинуть против Польши иски в суммарном размере до 300 миллиардов долларов США. А это, безусловно, колоссальная сумма, даже учитывая, что годовой внутренний валовой продукт современной Польши превышает 1 триллион долларов. Поэтому, несмотря на то, что демонстрация правых радикалов в Варшаве была не слишком многолюдной, их опасения относительно финансовых последствий принятия правительством Польши американских требований в отношении еврейского имущества, ясно сформулированном в «Акте о справедливости», разделяют очень многие поляки, которых нельзя отнести к правым радикалам.