- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о действиях Ирана

Президент США Дональд Трамп 8 мая с.г. подписал указ о введении новых санкций в отношении Исламской Республики Иран (ИРИ). В пояснительной записке Конгрессу говорится, что указ распространяется на предприятия, производящие железо, сталь, алюминий и медь, которые являются крупнейшим источником доходов от экспорта, не связанных с нефтью. Ужесточение санкций последовало за уведомлением Тегераном пяти стран-участников ядерного соглашения – России, Великобритании, Франции, Германии и Китая – о приостановке выполнения части обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД).

Президент Ирана Хасан Роухани в своем выступлении по этому поводу заявил, что с момента выхода США из СВПД Тегеран ждал целый год и соблюдал по нему обязательства. Теперь руководство ИРИ дает лидерам европейских государств 60 дней, чтобы провести переговоры с Ираном. При этом, подчеркнул Х.Роухани, Тегеран к таким переговорам готов. В течение этого периода Иран приостановит продажу обогащенного урана и тяжелой воды, однако это решение еще не означает «конец ядерной сделки»[i] [1].

Вскоре после выступления Хасана Роухани и в ответ на новые ограничения со стороны США Али Акбар Салехи, глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), объявил о том, что Тегеран может возобновить 20-процентное обогащение урана в течение всего четырех дней.

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил ИРИ генерал Мохаммад Багери заявил о поддержке решения иранского правительства приостановить соблюдение некоторых пунктов ядерного соглашения. По его мнению, опираясь на свои возможности, Ирану удастся справиться с нынешним вызовом, сделав больший акцент на «экономике сопротивления». Выступление М.Багери заключалось также в предупреждении врагов Ирана, что любой шаг с их стороны приведет к твердому ответу «нации и ее сыновей».

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, который посетил Москву 8 мая с.г. и встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, обвинил европейские страны в том, что они не выполнили свои обязательства перед Ираном по ядерному соглашению: «Они сделали твердые заявления, но на практике – ничего».

Что касается других участников «ядерной сделки» – России и Китая – Зариф сказал, что они «поддерживают с нами [Ираном] хорошие отношения, хотя в некоторых случаях мы ожидаем большего. Россия поддерживала с нами хорошие отношения, и связи между двумя странами укрепились». По словам иранского министра иностранных дел, его страна заинтересована в продолжении сотрудничества в рамках СВПД. Он напомнил, что Тегеран проявил большое терпение в течение года, но сейчас настало время действовать, чтобы спасти соглашение, и возможности для этого очень ограничены.

По мнению эксперта Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for public affairs) подполковника Михаэля Сагаля, решение Ирана приостановить выполнение некоторых своих обязательств по ядерному соглашению указывает, прежде всего, на продолжающиеся споры внутри Ирана по поводу необходимости выполнять обязательства по «ядерной сделке», в то время как со стороны США усиливается давление и продолжается протест в Иране. Во главе тех, кто поддерживает ядерное соглашение, стоят его главные сторонники – президент Х.Роухани и министр иностранных дел М.Дж.Зариф. Таким образом, это решение является проявлением внутренней борьбы в Иране между консервативными силами и экстремистами[ii] [2].

Решение о приостановке продажи обогащенного урана и тяжелой воды было принято в ответ на американские угрозы, ужесточение санкций против Ирана для нанесения ущерба его ядерной программе и введение санкций против тех, кто торгует с Ираном. Президент Х.Роухани на заседании правительства, на котором он объявил о принятых ответных мерах, заявил, что Соединенные Штаты выталкивают Иран из ядерного соглашения.

По мнению израильского эксперта, Иран будет продолжать изучать границы соглашения, одновременно пытаясь разрушить его дух, не нанося ему необратимого вреда, например, возобновлением способности центрифуг обогащать уран до более высокого уровня. Иран также постарается дотянуть до следующих выборов в США в 2020 году, пытаясь сдерживать растущий протест в стране, вызванный ужесточением американских санкций.

По словам М.Сагаля, решение президента Ирана предоставить сверхдержавам 60 дней для того, чтобы попытаться найти дипломатический выход из кризиса вокруг СВПД, создает пространство для переговоров. Объявленные Ираном шаги являются обратимыми и отводят европейским странам на дипломатические переговоры около двух месяцев, в которых Иран попробует сделать то, что пока ему не удавалось – вбить клин между Европой и Соединенными Штатами по ядерной проблеме.

Большие сомнения у него вызывает то, что европейские страны сумеют воспользоваться окном возможностей для разработки механизма, который позволит обойти американские санкции. Ведь до сих пор им не удавалось этого сделать.

В то время как Соединенные Штаты активизируют свои действия против Ирана путем введения санкций (определяя ХАМАС как террористическую организацию, направляя усилия на срыв ядерной программы ИРИ, сводя к нулю экспорт иранской нефти), они также наращивают свои вооруженные силы в регионе Персидского залива, готовясь к возможному вооруженному противостоянию.

По оценке эксперта JCPA, реакция Ирана на американскую деятельность вне дипломатической сферы будет опосредованной. Похоже, в краткосрочной перспективе в противостоянии с Соединенными Штатами и их союзниками Тегеран будет довольствоваться действиями террористических организаций, контролируемых им в секторе Газа (главным образом, «Палестинского исламского джихада»), Йемене и Ираке и, в меньшей степени, в Сирии и Ливане. В ответ на инициативы США в Иране, возможно, в процессе принятия решений воздержались от более кардинальных мер, таких как преследование американских судов и боевых ударных группировок в Персидском заливе, что иранцы делали в прошлом, особенно во время президентства Барака Обамы. Нападая на американских военных, размещенных в Ираке, Сирии или Персидском заливе, Иран, по мнению израильского эксперта, может столкнуться с решительным американским ответом, что приведет стороны к столкновению.

На прошлой неделе произошла эскалация напряженности в отношениях между Ираном и США. Вашингтон отправил на Ближний Восток авианосец «Авраам Линкольн» с американскими бомбардировщиками. Президент США Д.Трамп и помощник по национальной безопасности Джон Болтон также пригрозили Тегерану. «Любая атака против интересов Соединенных Штатов или их союзников будет встречена безудержной силой», – заявил Дж.Болтон[iii] [3].

В Израиле многие задавались вопросом, неизбежно ли столкновение Ирана с США? Ряд экспертов, согласно JCPA, считает, что с одной стороны, США стремятся остановить «подрывную» деятельность Ирана в регионе, а с другой – Иран желает восстановить репутацию Исламской Республики. Как отмечают эксперты JCPA, репутация на Ближнем Востоке важна, и попытки с ней поиграть могут вылиться в реальную конфронтацию.

Д-р Дори Голд, президент JCPA и бывший посол Израиля в ООН, рассматривает агрессивные действия Соединенных Штатов как понимание того, что Иран не изменил своих намерений с момента заключения ядерного соглашения. «То, что происходит сейчас, должно рассматриваться в контексте выводов после подписания ядерного соглашения в 2015 году», – говорит Д.Голд. По его мнению, в администрации Б.Обамы были уверены, что соглашение приведет к изменениям в Иране и сделает его более умеренным, но в реальности все произошло совершенно наоборот: иранское правительство начало подрывную деятельность по всему региону и угрожает США и их союзникам.

«В Йемене, – говорит Д.Голд, – Иран готовит хоуситов против суннитской коалиции Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. В Бахрейне – ведет подрывную деятельность против местного правительства и в целом рассматривает эту страну как иранскую провинцию… Очень важно, что в Бахрейне размещена главная военно-морская база США в Персидском заливе. Более того, во время шаха Иран захватил три острова у входа в Ормузский пролив в Персидском заливе и теперь вооружает их. Это весьма проблематично. Иран уже заявляет о 35-й сирийской провинции. Сирию он рассматривает как часть свой территории».

Д.Голд напоминает о том, как «Иран действует против Израиля в секторе Газа, Сирии и Ливане, и превратился в очень большую проблему для Израиля и других союзников США на Ближнем Востоке и в Персидском заливе». Политика Ирана во всех смыслах пугает Саудовскую Аравию и ОАЭ. «Поэтому американцы прилагают усилия, чтобы изменить ситуацию».

По словам Д.Голда, есть основания полагать, что «в Тегеране прислушиваются, т.к. иранский министр иностранных дел дал серию интервью американским СМИ. Он пытался предположить, что проблема в Вашингтоне, а не в Иране. Он также убедил европейцев и либеральное крыло в США, что Иран стремится к сотрудничеству. В воскресном интервью Fox он снова выступил со своими предположениями. Таким образом, в Израиле предлагают «понять администрацию, которая хочет остановить Иран».

[i] [4] США ввели новые санкции в отношении металлургической отрасли Ирана // NEWSRU.co.il. 08.05.2019 — http://www.newsru.co.il/mideast/08may2019/trump_0015.html

[ii] [5] איראן – על פרשת דרכים // JCPA. 08.05.2019 — http://jcpa.org.il/article/איראן-על-פרשת-דרכים/

[iii] [6]על סף רתיחה: לאן מתקדם העימות בין איראן לארה»ב? // JCPA. 08.05.2019 —

http://jcpa.org.il/article/על-סף-רתיחה-לאן-מתקדם-העימות-בין-איראן/