- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления об инциденте с торговыми судами у берегов ОАЭ

Два саудовских нефтяных танкера, одно судно из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и одно из Норвегии подверглись в воскресенье 12 мая нападению рядом с территориальными водами ОАЭ. Об этом сообщает в понедельник 13 мая агентство Блумберг со ссылкой на неназванного чиновника в правительстве ОАЭ. Согласно его данным, атаке подверглись танкеры Amjad («Амджад») и Al Marzoqah («Аль-Марзука»), принадлежащие саудовской компании Bahri («Бахри»). А также танкер под норвежским флагом Andrea Victory («Андреа Виктори») и зарегистрированный в эмиратах танкер A. Michel («А. Мишель»), информирует Блумберг.  Ранее МИД ОАЭ сообщил, что утром 12 мая четыре торговых судна «стали целью акта саботажа» в исключительной экономической зоне государства, жертв и пострадавших, а также утечек «топлива или каких-либо вредоносных субстанций» не зафиксировано. Власти страны «приняли все необходимые меры» и начали расследование инцидента «в сотрудничестве с местными и иностранными структурами». В заявлении подчеркивалось, что судоходство и работа портов нарушены не были, однако не указывалось, кто может стоять за произошедшим. Позднее министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех заявил, что два из четырех судов, ставших объектом диверсии, были саудовские нефтяные танкеры. По его словам, нападение «не привело к жертвам и разливу нефти, однако был нанесен существенный ущерб конструкциям двух судов».  После этого последовало экстренное заявление ЛАГ. Лига арабских государств (ЛАГ) решительно осуждает диверсии против коммерческих судов рядом с территориальными водами Объединенных Арабских Эмиратов, которые могут привести к новой эскалации в регионе. Об этом, как передает издание «Аль-Ватан», заявил в понедельник генсек межарабской организации Ахмед Абу аль-Гейт. «Генеральный секретарь самым решительным образом осудил саботаж четырех коммерческих судов вблизи территориальных вод ОАЭ, в том числе двух саудовских нефтяных танкеров в Персидском заливе, — приводит его слова официальный представитель Махмуд Афифи. — Такие преступные действия представляют собой серьезное нарушение свободы и безопасности торговых и транспортных морских маршрутов и могут повысить уровень эскалации в регионе». Абу аль-Гейт также заявил, что считает «угрозы сухопутным и морским границам или транспортным и торговым путям любого члена Лиги недопустимым посягательством на национальную безопасность арабских государств». «В этой связи он выразил полную солидарность с ОАЭ и Саудовской Аравией в деле противодействия любым попыткам причинить им вред или подорвать безопасность судоходства в Персидском заливе, поддержав любые предпринимаемые для этого двумя странами действия», — отметил Афифи.

В этой связи отметим, что у американской разведки нет пока ясной картины произошедшего. Про признанию ряда американских чиновников из администрации, пока «есть больше вопросов, чем ответов после инцидента в Оманском заливе». Однако этот эпизод  вполне может поднять ставки в битве  Ирана против его региональных противников и Соединенных Штатов. Персидский залив находится в состоянии повышенной боевой готовности с тех пор, как Соединенные Штаты отказались продлить исключения из санкций в отношении иранских нефтяных клиентов. Тегеран в ответ объявил, что приостановит выполнение двух своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), а Вашингтон объявил, что направляет в регион авианосную группу и еще несколько бомбардировщиков. США рассматривают возможность отправки вооруженных сил на Ближний Восток для сдерживания Ирана. Об этом сообщила в понедельник 13 мая газета «Нью-Йорк таймс» со ссылкой на неназванные источники в американской администрации. По данным издания, в прошлый четверг исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан представил план, подразумевающий отправку 120 тысяч военных в страны Ближнего Востока. Газета подчеркивает, что, согласно известным ей данным, такой план может быть реализован в случае, если «иранские вооруженные силы атакуют американских военных», или если власти Ирана «ускорят разработку ядерного оружия». При этом речь не идет о непосредственном вторжении на территорию Ирана, которая, по словам газеты «потребовала бы большего числа военных». «Нью-Йорк таймс» уточняет, что одним из авторов инициативы стал помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. При этом точно не известно, осведомлен ли сам глава американской администрации Дональд Трамп о подобных планах. Ранее в понедельник Трамп заявил, что Иран столкнется с серьезными последствиями, если власти страны предпримут необдуманные шаги. «Посмотрим, как будет развиваться ситуация вокруг Ирана. Если они сделают хоть что-то, то это будет огромная ошибка. Если они сделают хоть что-то, то будут сильно страдать», — заявил американский лидер журналистам в Белом доме. В этой связи отметим, что говорить о передислокации такого количества военных (а это 12 дивизий) сейчас можно говорить только в большой теории. Мы сейчас даже не будет вдаваться в технические подробности такой переброски (а это займет не одну неделю), отметим только, что такой шаг абсолютно не входит в нынешнюю стратегию США. Наращивать такую группировку просто так, на всякий случай, является делом неблагодарным и дорогостоящим. И главное непонятным по своим дальнейшим действиям: перебросили, с трудом разместил на каких-то спешно расконсервированных военных базах, а дальше что? Для того, чтобы атаковать Иран по серьезному — этого количества военных безусловно мало, тогда какие задачи они должны решать и кого защищать? При этом их надо кормить и снабжать. Если мы возьмем за основу  общую стратегию Д.Трампа по безусловному сокращению военного контингента США в  Афганистане и Сирии, то она в корне противоречит таким возможным шагам Вашингтона. Безусловно, что у Пентагона, как у любого военного ведомства, должны быть планы по переброске воинских частей на тот или иной случай обострения ситуации в регионе. Но пока совершенно очевидно, что Вашингтон не стремиться воевать с Ираном. Как собственно и Иран с США. И стороны в этом прекрасно отдают себе отчет. Соединенные Штаты не пойдут на риск и не будут использовать свои авианосцы против Ирана. Такое мнение, как передал в воскресенье 12 мая телеканал «Аль-Джазира», высказал командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана)  генерал Хосейн Салами. По его словам, иранские «оборонительные возможности адекватны и достаточны», а американские авианосцы вполне уязвимы. Как считает Салами, «Вашингтон не пойдет на такой риск (имеется в виду возможность применения против Ирана американских авианосцев — прим. ТАСС)». Как заявили в Пентагоне, подобный шаг является «ответом на свидетельства повышенной готовности со стороны Ирана к проведению наступательных операций против сил США и американских интересов». В Вашингтоне также подчеркнули, что не стремятся к конфликту с Ираном, но готовы защищать силы и интересы США в регионе. То есть, все эти группировки, авианосцы и утечки в прессу о направлении 12 дивизий в ближневосточный регион надо рассматривать только лишь как средство в рамках дипломатического прессинга друг на друга. Любая военная активность США против Ирана автоматически резко и надолго повышает мировые цены на углеводороды, что для американской администрации является самым негативным вариантом развития ситуации. Вообще надо иметь ввиду, что все действия Трамп сейчас в том числе имеют своей       целью безусловное снижение мировых цен на нефть. Это плохо сочетается с антииранской политикой, но главный момент остается — снизить мировые цены на нефть до приемлемого для экономики США  уровня.  И в этой связи вариант полномасштабной войны с Ираном практически исключен для Вашингтона. Слишком большие чисто экономические риски.  Это не говоря уже об иных издержках для американских военных в регионе в виде латентной партизанской войны и окончательных похорон редакции БВУ советника и зятя президента Дж.Кушнера.

На этом фоне отметим главный на сегодня вывод американского разведсообщества в отношении произошедшего инцидента. Пока не появилось никаких доказательств того, что Иран атаковал с четыре судна в Объединенных Арабских Эмиратах 12 мая. При этом подробности о том, что именно произошло, остаются скудными. Более того, сами власти ОАЭ и КСА это тщательно скрывают. На спутниковых снимках видно повреждение одного танкера, из которого, возможно, вытекает бункерное топливо, в то время как «Андре Виктори», по-видимому, получила повреждения корпуса от возможного столкновения. Власти до сих пор не раскрыли степень повреждения саудовских танкеров, хотя первоначальные сообщения предполагали, что главный двигатель «Аль-Марзуки» загорелся. На данный момент официальные лица еще не представили окончательных доказательств того, что акт саботажа произошел в реальности. При этом отметим путаницу в официальных сообщениях: сначала вроде бы танкера были атакованы на причалах, а потом выяснилось, что они пострадали уже в море. И этот момент многое объясняет, но об этом ниже. В этой связи какой-то реакции на этот инцидент со стороны КСА и ОАЭ надо ждать только по итогам  дальнейшего расследования и появляющихся новых доказательства. Пока никто не взял на себя ответственность за этот эпизод. Тем не менее, инцидент произошел на фоне роста напряженности в отношениях между Ираном и США, в котором КСИР предупредил, что он может нацелиться на американские активы на Ближнем Востоке после того, как Вашингтон «закрутил гайки» на иранском направлении путем введения новых санкций. В этой связи американские источники пока выражают скептицизм в отношении причастности иранцев к этим событиям и рассматривают причастность к этому инциденту пиратские группы или террористические организации, такие как «Аль-Каида» (запрещена в России). Фактически, именно суннитские «Бригады Абдуллы Аззама», связанные с глобальной джихадистской сетью, организовали последнюю по времени атаку на  танкер в регионе в 2010 году. Тогда боевики атаковали японский танкер M Star. При том отметим, что версия пиратского нападения не выглядит такой уж неправдоподобной. Напомним, что 8 марта с.г.  Военно-морские силы Ирана отбили нападение пиратов, атаковавших нефтяной танкер в Баб-эль-Мандебском проливе. Об этом в пятницу со ссылкой на официального представителя ВМС сообщило агентство «Мехр». По его данным, пираты на 11 скоростных катерах напали на иранский танкер, на борту которого находился груз в 150 тысяч тонн. Как отмечало агентство «Мехр», в последние годы ВМС Ирана расширили сферу своей деятельности, обеспечивая защиту иранских судов от сомалийских пиратов в Индийском океане и Аденском заливе. В этой связи отметим лишь один момент — пиратская активность является идеальным прикрытием для спецслужб тех же КСА, ОАЭ, Ирана в рамках обоюдного регионального противостояния. Но Опять же рискнем предположить, что ни пираты, ни джихадисты к этому эпизоду отношения не имеют.

После инцидента реакция Ирана была сдержанной, поскольку официальные лица страны стремились дистанцировать Тегеран от причастности к этому акту очевидного саботажа. Глава Комитета по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента 12 мая написал в твиттере, что инциденты указывают на хрупкость безопасности Персидского залива, в то время как глава МИД Ирана охарактеризовал инциденты как «тревожные». В этой связи отметим, что  позже иранцы более ясно артикулировали свою позицию по этому вопросу.  Диверсии против коммерческих судов у берегов  ОАЭ вызывают у Тегерана озабоченность и сожаление. Об этом говорится в заявлении официального представителя МИД Ирана Сейеда Аббаса Мусави, распространенном в понедельник 12 мая на сайте иранского внешнеполитического ведомства. «Инциденты с судами в Оманском заливе вызывают озабоченность и сожаление», — заявил Мусави. Официальный представитель МИД Ирана также призвал «определить масштабы произошедшего».

В этой связи американские  эксперты полагают, что если власти ОАЭ свяжут этот инцидент с Ираном, то возникнут вопросы о том, не пытаются ли более жесткие элементы в Исламской Республике повысить свои ставки на региональном уровне в то время, когда президент Хасан Роухани и его более умеренный лагерь стремятся избегать такой конфронтации. Сразу отметим, что в этой связи говорить о какой-то самостоятельной  террористической активности руководства КСИР за рубежом без одобрения со стороны верховного лидера (рахбара) Али Хаменеи не стоит в принципе.  С одной стороны, Иран имел бы основания атаковать суда в зоне своей региональной ответственности, особенно принадлежащие Соединенным Штатам и таким его явным оппонентам, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, чтобы послать сигнал о своей решимости перед лицом  усиливающегося  экономического и военного давления Вашингтона.  С другой стороны, для Ирана не имеет стратегического смысла нацеливаться на европейские суда в то время, когда он отчаянно стремится сохранить политическую и экономическую поддержку Брюсселя.  На сегодня Объединенные Арабские Эмираты обратились к ВМС США с просьбой помочь в расследовании последних по времени  инцидентов, однако официальные эмиратские представители категорически отказываются от обсуждений темы участников этого акта саботажа, его заказчиках или причине инцидентов. И это само по себе вызывает массу вопросов.  Генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) назвал  саботаж «серьезной эскалацией» и «безответственным актом». Дежурное заявление, и не более того. Экономика ОАЭ зависит от безопасности судоходства вдоль его береговой линии, а Фуджейра является крупным региональным бункеровочным центром. Защита репутации Фуджейры в плане безопасности может объяснить решение эмиратских СМИ преуменьшить значение инцидента и избежать спекуляций на виновниках или причине. Абу-Даби и Эр-Рияд до сих пор были в значительной степени осторожны в своих ответах, не стремясь далее освещать этот вопрос в средствах массовой информации или связывать это событие с Ираном. С этим можно согласиться частично, поскольку сразу же после инцидента власти Фуджейры категорически отрицали сам факт произошедшего.

12 мая Морская администрация США заявила, что подробности инцидента не подтверждены, добавив, что морским судам следует проявлять осторожность в этом районе. В то же время власти также переиздали предупреждение — первоначально размещенное 9 мая — о том, что Иран может нацелиться на коммерческие морские перевозки. Между тем, базирующийся в Бахрейне 5-й флот США еще не обозначил никакой  публичной реакции на этот инцидент.  В этой связи эксперты отмечают, что в данном случае более принципиален   политический ответ  США. И это будет зависть от того, попытается ли Вашингтон напрямую связать инцидент с Ираном. Израиль также пока не отреагировал на эти инциденты напрямую. Но если Иран или связанная с Ираном организация будет признана ответственной (либо через подозрение, либо через прямые доказательства), Израиль, вероятно, ответит жесткой риторикой и сыграет на инциденте в своей антииранской пропагандистской кампании в попытке лоббировать в Вашингтоне принятие мер  для еще большего давления на Тегеран. На данный момент все стороны реагируют с осторожностью, но это может быстро измениться по мере поступления дополнительной информации.

В этой связи рискнем отметить, что подробности инциденты и реакция на него со стороны ОАЭ свидетельствует пока только о том, что никакого явного обстрела судов не было. В этой ситуации в общем-то много рассуждать не приходится, но весь нюанс заключается в том, что никакого нападения  или диверсии не было. По оценке ряда осведомленных экспертов, ситуация могла быть связана со столкновением танкеров между собой в рамках ошибки управления ими в ходе перегрузки топлива в море. Эта версия сейчас никак не обсуждается, но это обычное дело в рамках попыток того или иного трейдера скрыть страну-экспортера нефти для ухода от налогов или возможных санкций. В этом случае танкера перегружают нефть прямо в море или на рейде, стараясь тем самым минимизировать возможные  издержки и скрыть окончательно источник ее добычи и покупки,  в этой связи отметим, что Фуджейра — это еще и зона свободной торговли, через которую Иран покупает и продает массу своих товаров. В том числе и нефть и древесный уголь из Сомали. Именно этим деликатным моментом можно объяснить очень странную и сдержанную реакцию ОАЭ и КСА, а также США. Этим же моментом объясняется очень нервная и глупая реакция властей Фуджейры, которые попытались сразу практически убрать этот эпизод из публичного пространства. По их первоначальным сообщениям, никаких инцидентов в порту и на рейде не было. Очень сомневаемся, что в случае открытой атаки на танкеры была бы такая реакция.  В этой связи безусловно такие тайные операции по перегрузке нефти вне всяких таможенных и портовых правил бьют по деловой репутации Фуджейры. И не только этого эмирата, но и европейских и саудовских трейдеров. Но акты саботажа в данном случае ни причем, хотя сама постановка этого вопроса в публичном пространстве  позволит отвлечь внимание мировой общественности на изначально «негодный объект» от очень сомнительных торговых и финансовых операций.