- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Инцидент в Тель-Авиве, усиливший напряженность в отношениях между Польшей и Израилем

Марк Магировский, посол Польши в Израиле, подвергся оскорблению действие во вторник в Тель-Авиве. Когда он сидел в своей машине, в него плюнул израильтянин. Прибывшая на место происшествия израильская полиция в скором времени задержала подозреваемого в этом оскорбительном действии. Им оказался 65-летний житель города Герцлия Арье (Арик) Ледерман. В связи с данным инцидентом посол Израиля в Польше Анна Азари была незамедлительно вызвана в польский МИД для дачи разъяснений. Польская сторона выразила в связи с упомянутым оскорбительным инцидентом решительный протест.

Не ограничившись этим, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий счел необходимым лично отреагировать на инцидент в Тель-Авиве. Он опубликовал в среду на своей странице в Твиттере по данному поводу пост следующего содержания: «Я был очень обеспокоен, услыхав об этом расистском нападении на посла Польши в Израиле. Польша решительно осуждает эту насильственную акцию, являющуюся ничем иным, как проявлением ксенофобии. Насилие по отношению к любому дипломату или любому гражданину – нетерпимо».

Высшее руководство еврейского государства предпочло воздержаться от публичных заявлений по данному поводу, явно, стремясь, не предавать ему чрезмерного значения и тем самым не усугублять и без того наметившегося в последние дни серьезного кризиса в двусторонних отношениях между Польшей и Израилем. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Израиля ограничился тем, что обнародовал в данной связи краткое заявление следующего содержания: «Министерство иностранных дел (Государства Израиль – В.Ч.) выражает свою полную солидарность с польским послом и  свое потрясение в связи с этим инцидентом».

Следует особо подчеркнуть, что упомянутый инцидент произошел в Тель-Авиве именно тогда, когда отношения между Израилем и Польшей находятся в глубоком кризисе. Польша отменила в начале текущей недели запланированный ранее визит в Варшаву израильской делегации во главе с генеральным директором Министерства социального равенства Ави Коэном. Это было связано с желанием членов делегации обсуждать вопрос о возвращении еврейского имущества, конфискованного во время Холокоста и до сих пор остающегося в собственности польского государства. Польские власти заявляют под давлением имеющих широкую поддержку в обществе радикальных польских националистов, что данный вопрос закрыт и что Польша не собирается обсуждать с Израилем или с кем бы то ни  был другим вопроса о выплате компенсаций польским евреям, лишившимся своего недвижимого имущества во время Холокоста, или их наследникам.

При этом пожелавший остаться анонимным высокопоставленный представитель израильского правительства возложил ответственность за возникновение данного кризиса в двусторонних отношениях между Израилем и Польшей на министра социального равноправия Гилу Гамлиэль (Ликуд), которая буквально накануне отправления делегации в Польшу выступил с публичным заявлением по поводу намерения израильской стороны обсуждать в Варшаве вопрос о возвращении еврейского имущества. «Обнародование намерения обсуждать с правительством Польши (данную проблему – В.Ч.) было тяжелой ошибкой Министерства социального равенства. Была негласная договоренность с поляками о том, что этот вопрос будет обсуждаться, но не надо было заявлять об этом публично», — сказал он в частности.

Что же касается виновника инцидента в Тель-Авиве Арье Ледермана, то он провел под арестом ночь, а утром был освобожден судом. Во время судебного заседания по поводу просьбы полиции о продлении срока его ареста подозреваемый и полиция выдвинули две совершенно разные версии. По утверждению подозреваемого, он не знал, что речь идет о после Польши. По его словам, полиция не проверила его версию, согласно которой он пришел в посольство Польши для того, чтобы выяснить вопрос о возвращении имущества своей семьи, а один из охранников, которые не позволил ему войти, обозвал его «жидом» (уместно напомнить, что по-польски слово «жид» обозначает просто «еврей» и не носит само по себе оскорбительного характера).

Представитель полиции утверждал со своей стороны, что причиной инцидента стало хулиганство. «После того, как водитель машины (посла – В.Ч.) просигналил ему, чтобы он сошел с шоссе, подозреваемый приблизился к той машине, с силой ударил по ее крыше, а когда посол вытащил мобильный телефон, чтобы сфотографировать его, подозреваемый открыл дверь машины и плюнул в лицо послу», — заявил представитель полиции в суде.

Судья Алаа Масарва (араб-мусульманин) освободил подозреваемого, несмотря на просьбу полиции продлить его арест. В своем решении он написал: «Это поступок достоин всяческого осуждения, он вызывает стыд граждан государства (Израиль – В.Ч.) перед тем человеком (послом Польши Марком Магировским – В.Ч.), вся вина которого состояла в том, что он обратился к обвиняемому в форме, которая тому не понравилась».

После освобождения из-под стражи Арье Ледерман опубликовал письмо с извинениями по поводу своего поступка: «Я хочу выразить свои извинения по поводу имевшего вчера место случая. (…) Моя семь пережила ужасы Холокоста в Польше и мое обращение в посольство было по поводу возвращения имущества. В ходе своего обращения я наткнулся на оскорбительное поведение со стороны одного из работников посольства, который назвал меня на польском языке «жидом». Это слово пробудило во мне очень тяжелый чувства. Сразу же после этого я покинул вход в офис посольства и зашагал в направлении своего автомобиля, который был припаркован на улице неподалеку от посольства. Тот факт, что тротуары в этом районе ремонтируются, мешает свободному проходу, и я шел (…) по проезжей части. Когда сзади подъехал автомобиль и громко просигналил, я от неожиданности испугался. В этой связи я выразил свое негодование так, как выразил. И я сожалею об этом. (…) Я, конечно, не знал, кто сидел за рулем этого автомобиля, и, конечно, не знал, что в автомобиле находился посол Польши в Израиле. В этой связи я хочу выразить свое искренней извинение. (…) Я надеюсь, что таким образом этот инцидент завершится и сохранится в надлежащих пропорциях».

На этом можно было бы закончить как описание данного в принципе малозначительного инцидента, так и сам инцидент. Однако представляется необходимым обратить внимание на то, что инцидент в Тель-Авиве может служить ярким примером специфики проблематичности двусторонних отношений между Израилем и Польшей. В то время, как высшее руководство обоих государств заинтересовано в тесно двустороннем сотрудничестве, общественное мнение в обеих странах, «улица» смотрит на эти отношения совсем иначе, что вызвано устойчивыми негативными стереотипами, существующими в польском обществе в отношении евреев и в еврейском обществе в отношении поляков, и взаимоисключающими нарративами этих народов в отношении событий Второй мировой войны. Это ведет к тому, что любой инцидент (вне зависимости от того, действительно ли Арье Ледерман не знал, что он плюнул в посла Польши) может быть истолкован в качестве проявления ксенофобии, ненависти к евреям или к полякам как таковым соответственно. И высшее политическое руководство обоих государств не может не считаться с этими настроениями своего общества, а потому представляется, что упомянутый инцидент в Тель-Авиве и вызванное им обострение двусторонних отношений между Польшей и Израилем еще далеки от своего завершения.