- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Джибути: гарантированный аванпост Китая на восточном побережье Африки

Отношения КНР и Джибути были установлены в 1979 г. после обретения независимости этой восточноафриканской страной от Франции. Период с 1980 по 2002 гг. отмечен активными межправительственными контактами между двумя государствами.

КНР регулярно выделяет займы на строительство госпиталей, образовательных и правительственных учреждений в Джибути. Так, на строительство госпиталей «Арта», «Таджур» и «Оратта» было выделено 24,2 млн долл. США, а на комплекс зданий МИД – 2,4 млн долл. США.

Китайские транспортно-логистические компании постепенно  расширяют свое присутствие в порту Джибути – построен новый контейнерный терминал Doraleh стоимостью 400 млн долл. США.  Он представляет собой комплекс причальных сооружений длиной 4130 м (15 причалов), где установлено самое современное оборудование для разгрузочно-погрузочных работ.

Китайские строительные компании планируют инвестировать 4 млрд долл. США в строительство ж/д ветки Джибути-Эфиопия (протяженность 450 км), двух аэропортов и метрополитена.

Достоверно известно, что официальный Пекин еще в феврале 2014 г. достиг договоренности с руководством восточноафриканского государства по строительству пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) в порту Обок (залив Таджур). Согласно договору ВМС КНР получили право аренды участка земли площадью 0,36 кв. км под ПМТО сроком на 10 лет с возможностью продления. Стоимость аренды участка земли для ПМТО ВМС КНР составляет 20 млн долл. США

Подобное расположение ПМТО позволяет избежать столкновений военных кораблей и гражданских судов, а также обеспечит удобный проход дизель-электрических подводных лодок ВМС НОАК, осуществляющих боевое патрулирование в Индийском океане.

Официальное подтверждение властями Джибути факта подписания соглашения о строительстве ПМТО для ВМС НОАК (ориентировочная стоимость работ от 185 до 200 млн долл. США) вызвало неодобрение официального Вашингтона. По мнению американских политиков, военное присутствие КНР в этой части земного шара может помешать США эффективно осуществлять сбор информации о действии террористических групп и пиратских бандформирований.

В ответ на такое заявление научный сотрудник НИИ военного искусства ВМС НОАК Чжан Цзюньшэ заметил, что подобные замечания «смехотворны» и если США планируют в дальнейшем тесно сотрудничать с Поднебесной в области борьбы с пиратством и терроризмом, то им следует делиться «драгоценной и чувствительной информацией» с другими государствами. Также, по мнению китайского военного аналитика, США больше распространяют слухи о «китайской угрозе», нежели пытаются установить эффективное взаимодействие.

Кроме опасений Вашингтон озвучил свое контрпредложение, в рамках которого американская сторона готова вложить 140 млн долл. США в развитие инфраструктуры ВБ «Кемп-Лемонье», однако суммарные китайские инвестиции (около 9 млрд долл. США) в развитие аэропорта, порта и железной дороги в Джибути перекрывают «заманчивое» предложение от Вашингтона.

Новый ПМТО в Джибути необходим ВМС НОАК для обеспечения антипиратских миссий в Аденском заливе и западной части Индийского океана, в сочетании с новым аэродромом позволит китайской военной авиации установить регулярное сообщение с планируемым ПМТО в Намибии и авиационной базой в Зимбабве, а также осуществлять полеты в другие дружественные КНР страны Африки (Кения, Танзания, Замбия, Зимбабве, Ботсвана). Современный аэродром в Джибути необходим КНР для обеспечения как специальных контртеррористических (в Мали и Нигерии) и антипиратских (в районе Сомали) миссий, так и для миротворческих операций.

ПМТО в Джибути предназначен для временного базирования подразделений морской пехоты (МП), надводных кораблей и подводных лодок, выполняющих учебно-боевые и боевые задачи в акватории Индийского океана.

Основная задача первого официального ПМТО ВМС НОАК за рубежом – обеспечение безопасности национальных интересов КНР  в восточной части африканского континента и на Аравийском полуострове. Вышестоящее командование ПМТО – Командование Южного военного округа НОАК. Данный пункт постоянной дислокации позволяет на регулярной основе размещать до от 2000 до 4000 морских пехотинцев (т.е. формировать полноценную батальонно-тактическую группу), что не скажется на боеготовности подразделения МП ВМС НОАК, поскольку их численность уже выросла за счет перевода 6 бригад СВ в состав ВМС.

ПМТО Джибути будет представлять собой шестиугольный укрепленный район неправильной формы с двумя контрольно-пропускными пунктами (КПП), тройной защитной стеной из железобетона, кроме того, перед основной стеной ПМТО будет выкопан ров. На углах основной стены возведены наблюдательные башни, которые обеспечивают часовым круговой обзор. По обе стороны от основного и запасного КПП построены укрепления,  представляющие собой бетонированный окоп с железобетонным перекрытием трапециевидной формы.

По данным китайских источников, территория базы разделена на следующие сектора:

– площадка для сухих грузов;

– склад вооружения и военной техники;

– район обслуживания техники;

– район зданий официальных делегаций;

– командный центр;

– район зданий управления действиями авиации и сил флота;

– район расположения батальона МП;

– вертолетная площадка;

– район обслуживания авиационной техники;

– склад ГСМ;

– причальные сооружения;

– укрепленные укрытия.

На территории базы возведены и функционируют командный центр, под которым создан подземный укрепленный комплекс обеспечения жизнедеятельности базы, а также склады боеприпасов, вооружения, продовольствия и оборудование, обеспечивающее возможность независимого функционирования ПМТО в случае отключения внешних источников электропитания. Второй вход в подземные укрепленные сооружения оборудован в районе обслуживания авиационной техники. Кроме того, введены в строй все здания, предназначенные для групп управления действиями авиации, сил флота, а также моторизованных подразделений МП, дислоцированных на пункте.

Действующая часть ПМТО в перспективе будет предназначена для размещения генеральных грузов и дислокации постоянного и переменного состава подразделений МП и спецподразделений видов вооруженных сил, которые будут проходить обучение действиям в суровых условиях Восточной Африки.

Согласно планов Управления национальной мобилизации Центрального военного совета КНР в ходе последующих двух этапов расширения ПМТО будут отдельно построены причалы для размещения многоцелевых атомных подводных лодок и надводных кораблей. По данным западных специальных служб, на патрулирование в западную часть Индийского океана периодически  выходит по одной АПЛ проекта 039G.

Запланировано строительство шести причальных стенок длиной по 200 метров каждая, однако 30 мая 2018 г. ВМС НОАК начали строить причальную стенку длинной до 450 метров, что позволит швартовать большинство надводных боевых кораблей и подводных лодок. После завершения полного комплекса причальных сооружений ПМТО Джибути станет первым полноценным пунктом базирования авианосно-ударной группы ВМС НОАК на случай проведения океанских походов. Кроме того, китайские военные строители планируют возвести район военных мастерских (планируется обеспечить ремонт корабельных систем, а также проводить обслуживание палубных вертолетов) и складов ракетно-артиллерийского вооружения.

В планах китайских военных увеличение количества емкостей для хранения судового мазута, дизельного топлива (необходимо для колесной техники и бронетехники военного контингента) и вместительности складов сменно-запасных частей на случай ремонта гражданских судов.

Структурная организация ПМТО включает следующие элементы:

– 3-4 отряда комплексного обеспечения и поддержки;

– 2 отряда разведки и охранения;

– отряд сторожевых кораблей;

– вертолетная эскадрилья;

– отряд радиотехнической разведки;

– отряд санитарно-медицинского обеспечения;

– отряд тылового обеспечения.

В список задач отрядов комплексного обеспечения и поддержки входят  снабжение экипажей; обслуживание и ремонт надводных кораблей, подводных лодок, вертолетов и БПЛА; специальная техническая поддержка миротворческих подразделений НОАК в Африке, обслуживание техники, узлов и агрегатов ПМТО и прилегающего контейнерного терминала. Отряды разведки и охранения обязаны осуществлять охрану ПМТО, обеспечивать безопасность личного состава, граждан КНР и граждан других государств, находящихся в расположении, а также лиц, содействующих развитию сотрудничества между КНР и Джибути. Кроме того, военнослужащие данных подразделений несут обязанности по охране водного района.

Отряд сторожевых кораблей (в составе фрегатов проекта 054А) предназначен для охраны ПМТО, охраны водного района, борьбы с пиратами и несения боевого дежурства в заданном районе мирового океана.

На ПМТО полностью готовы вертолетная площадка, девять стоянок для авиационной техники, восемь ангаров и центр управления полетами. Некоторые китайские специалисты отмечают, что решение о строительстве вертолетной площадки серьезно сократило оперативные возможности по доставке грузов и личного состава подразделений самолетами военно-транспортной авиации ВВС НОАК. Тем не менее, длина ВПП (396 м) вполне позволяет китайским военным применять разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Радуга-3, 4»,  а также квадрокоптеры  или вертолетные БПЛА для несения постоянного дежурства.

Вероятно, в качестве основной единицы авиационной техники в Джибути будут выступать новейшие военно-транспортные вертолеты Z-18А или проверенные временем Ми-171 (для перевозок на континенте) и «Чжи-9С» (для перевозок на корабли). Прикрытие будут обеспечивать легкие ударные вертолеты «Чжи-19». Всего на ПМТО предусмотрена возможность размещении полноценной эскадрильи винтокрылых машин.

ПМТО Джибути является первым в системе опорных пунктов ВМС НОАК на побережье Африки, в которую будут входить Момбаса (Кения), Дар-эс-Салам (Танзания), Дурбан, Порт Элизабет и Кейптаун (ЮАР) и порт в Намибии. Для осуществления патрулирования вдоль побережья африканского континента ВМС НОАК уже сейчас обладают достаточным количеством надежных и современных надводных и подводных кораблей, которым для обеспечения деятельности необходимы пункты материально-технического обеспечения.