- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Выборы мэра Стамбула: власть vs оппозиция – новый раунд борьбы. Часть 1

В турецком обществе нет единого мнения на тот счет, чем закончатся предстоящие перевыборы мэра Стамбула, назначенные Высшей избирательной комиссией (ВИК) на 23 июня с.г. Понятно, что варианта, собственно, два: это – повторение победы оппозиции, или же победа правящей партии, однако, вокруг них идет жаркая полемика.

Турецкая оппозиция и её сторонники неустанно повторяют, что в крупнейшем городе страны – Стамбуле – ими одержана не случайная победа, а победа эта — закономерна. А поскольку она предопределена как самим раскладом сил между двумя кандидатами – Бинали Йылдырымом от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и Экремом Имамоглу от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), так и самим пошатнувшимся и покатившимся вниз положением Партии справедливости и развития, то повторная победа НРП на выборах в Стамбуле неизбежна, сколько выборы не объявляй. На самом деле, довольно странный взгляд в условиях, когда разница между двумя кандидатами получилась минимальной и второго шанса у оппозиции, мягко говоря, может и не быть.

Про стратегию на предстоящих перевыборах Партии справедливости и развития на сайте ИБВ мы писали (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=56086 [1]). Главные направления «удара» власти – это работа с курдской диаспорой Стамбула, экономика, а также тесная работа с электоратом (колеблющимся, изменившим свой выбор в пользу оппозиции, а также не явившимся на выборы – В.К.).

При этом, правящая партия заняла свою излюбленную позицию «обиженных» и «обокраденных» на выборах. Это, закономерно, вызывает уйму вопросов (что это за власть такая, которую с такой частотой все обманывают? – В.К.), но работает в случае ПСР из раза в раз. Достаточно вспомнить, как в прошлом, не раз, турецкое руководство говорило про то, что «их обманули» и «использовали их доверие с плохими целями». В частности, в 2015 году, когда ПСР «вскрыли обман» Рабочей партии Курдистана (РПК), которые, как было заявлено турецкими официальными лицами, не хотели, на самом деле, никакого примирения, а, напротив, использовали возникшую, благодаря своим примирительным переговорам со властью, передышку для того, чтобы поднакопить силы и подготовиться к решающему удару по стране изнутри. Заговор РПК был успешно правоохранительными органами и силами безопасности раскрыт, а по террористам был нанесен упреждающий удар. Вот такая официальная версия памятных событий 2015 года, после которых мирный процесс был свернут, а курдское урегулирование пошло по силовому сценарию.

Что же до мэрских выборов, то накануне, 18 мая с.г. президент Р.Т.Эрдоган, в очередной раз, объявил свое видение ситуации вокруг выборов и причин их отмены.

В своем традиционном выступлении перед деревенскими старостами страны Р.Т.Эрдоган, вслед за Высшей избирательной комиссией, повторил официальную версию событий о том, что при формировании избирательных комиссий, на ряде участков, были допущены серьезные нарушения. Главой комиссии и его заместителями, согласно действующему законодательству, могут быть лишь чиновники. Нарушения обнаружены были на 123 избирательных участках, которые «могли оказать влияние» на 42 тысячи голосов. Разница между двумя кандидатами сократилась, по мере рассмотрения Высшей избирательной комиссией претензий, с 29 тысяч до 13 тысяч голосов, таким образом, 16 тысяч голосов у ПСР было украдено. А оставшиеся 13 тысяч голосов — также «подозрительны». Именно по причине нарушений, допущенных при формировании избирательных комиссий. А, следовательно, по словам Р.Т.Эрдогана, решение Высшей избирательной комиссии, которая обнаружила и «другие серьезные нарушения», является оправданным.

23 июня, по словам президента Р.Т.Эрдогана, должно стать ответом тем, «кто пытается очернить решение Высшей избирательной комиссии, очернить страну». Оно должно стать ответом тем, кто не стесняется открыто получать помощь от так называемой террористической организации Фетхуллаха Гюлен (ФЕТО), а также публично не стесняется им, в свою очередь, эту помощь оказывать.

Иными словами, как мы видим, действующее руководство страны на предстоящих муниципальных выборах разыгрывает привычную для себя карту внешнего вмешательства и внешнего заговора, который был направлен на то, чтобы подорвать позиции правящей партии в главном городе страны. Опять же, повторимся, что, в целом, значительная часть турецких избирателей в подобную риторику склонна верить. На ней строится значительная часть предвыборных кампаний ПСР.

Однако, и это существенно, те, кто верят во внешний заговор, — это, как правило, граждане турецкой «глубинки» или же проживающие недавно в крупных городах вчерашние сельские жители. Коренные жители турецких мегаполисов, включая, разумеется, Стамбул – слишком образованы и искушены, чтобы можно было подобной риторикой, из раза в раз, их убеждать. Тут можно добиться раздражения и, как раз, обратного эффекта.

При том, что турецкая власть, очевидным образом, раздражена любыми проявлениями несогласия с объявлением перевыборов. Даже если они звучат в форме обеспокоенности тем, что, вместо проведения, здесь и сейчас, необходимых реформ и преобразований в сфере экономики, страна опять попала в очередной выборный период, когда ни государство, ни частный бизнес не функционируют в нормальном для себя режиме. В этом смысле, между властью и ведущими турецкими предпринимателями, в частности, в лице Ассоциации промышленников и предпринимателей Турции (TÜSİAD), идет непрерывная перепалка.

15 мая очередное заседание Ассоциации прошло в Стамбуле. На нем выступил член правления Ассоциации Тунджай Озильхан («Анадолу Груп»), известный своей деятельностью и на ниве российско-турецких отношений. Его выступление вызвало большой резонанс и резкую отповедь со стороны турецкой власти – лично от президента страны Р.Т.Эрдогана.

Что же такого сказал известный турецкий предприниматель, что вызвал на себя такой шквал критики? Эта речь стала настолько программной, что заслуживает развернутого цитирования.

Прежде всего, Т.Озильхан охарактеризовал выборы в Стамбуле, как «непривычно затянувшиеся». Напомнил он и про важнейший демократический принцип – про сменяемость власти и в этом — преимущество демократии по сравнению с авторитаризмом. В своем выступлении Т.Озильхан выразил надежду, что предстоящие в июне выборы рассеют все сомнения, надо понимать, в отношении правильности выбора, совершенного избирателями 31 марта с.г., равно как и в демократичности самой Турции. Надо понимать так, что эти сомнения возникли после решения Высшей избирательной комиссии о перевыборах в Стамбуле 6 мая с.г.

Процитируем Т. Озильхана:

«Сегодня мы все знаем, что у нашей страны есть очень серьезные проблемы. Мы застряли в трех основных областях, а именно: экономика, внутриполитическая структура и внешняя политика. Более того, наличие проблемы в одном затрудняет решение проблемы в другом. Наша работа — не легка. Проблемы во всех этих областях носят двойственный характер: мы сталкиваемся как со структурными, так и со стратегическими проблемами, и существуют предположительные проблемы, которые их усугубляют. Мы можем решить структурные проблемы только в долгосрочной перспективе. Но для решения краткосрочных проблем нам нужно знать, куда идти в долгосрочной перспективе и определиться с нашим стратегическим направлением. Наша цель ясна, также и наш курс должен быть ясным…

… Наша цель – ясна: 82-миллионная счастливая, мирная, процветающая Турция. Чтобы не сбиться с маршрута, есть три фундаментальных аспекта: либеральный рыночный порядок в экономике, союз с международной системой, основанной на правилах, демократия в стране и верховенство закона. Без этого мы не сможем избежать волочения нас неизвестно куда, непонятыми ветрами и течениями…

…Турция никак не может вернуться к периоду своего расцвета, который наблюдался в период с 2002 по 2007 г. Те слабости, которые были допустимы в период расцвета турецкой экономики, сегодня ставят в трудное положение все слои общества: от работодателей до работников, от фермера до ремесленника.

Ухудшение показателей идет из одной области в другую и распространяется по всей экономике. Показатели внутреннего и внешнего долга ухудшаются, сальдо бюджета ухудшается, наблюдается пауза в росте экспорта, число безработных увеличивается, промышленное производство становится застойным, ВВП на душу населения в долларовом выражении снижается, запасы тают, инфляция растет, покупательская способность людей падает, процентные ставки растут, граждане Турции бегут от турецкой лиры, а Турция теряет кровь в глобальной конкуренции. Согласно индексу глобальной конкурентоспособности, мы заняли 116-е место по макроэкономической среде среди 140 стран.

Мы — на 121-м месте по инфляции и на 111-м по эффективности на рынке труда. По независимости судебных органов мы – на 111-м месте и на 109-м месте – в поиске защиты у судебной системы против государственных структур, на 129-м месте — по свободе прессы. По этой причине, закон и система правосудия должны быть улучшены, чтобы улучшить экономику. Я продолжаю: 133 место (у Турции в мире) — по критическому мышлению в обучении, 132 место — по качеству профессионального образования, 118 место — по цифровым навыкам и 117 место — по легкости поиска квалифицированных работников.

Это – то, что разрушает экономику. Предприниматель, связанный по рукам и ногам, не может «предпринимать». Тем не менее, размер рынка нашей страны — 13-й в мире. Это указывает нам на нереализованный нами потенциал. Это значит, что демократия будет работать, если будет установлено ​​верховенство закона, если образовательная реформа проложит путь критическому мышлению, то производительность нашей экономики возрастет. С 82-ми миллионами человек, с геостратегическим положением (Турции), с развитой инфраструктурой, с высоким уровнем промышленности, с возможностями в сфере сельского хозяйства, Турция обладает колоссальным потенциалом. Вот почему мы, изо всех сил, пытаемся использовать эти возможности.

Вот почему, когда мы говорим «экономика», мы подразумеваем «демократию», мы подразумеваем независимость суда, мы подразумеваем верховенство закона, права человека, мы подразумеваем свободу в науке, мы подразумеваем систему, основанную на заслугах, мы подразумеваем свободу самовыражения. Мы продолжим говорить об этом. Потому что эта миссия произрастает из Устава TÜSİAD.

Позвольте мне еще раз вам напомнить о статье нашего Устава, где содержится наша цель: TÜSİAD ставит перед собой целью формирование общественного порядка, в котором принимаются за основу универсальные принципы прав человека, свобода мыслей, убеждений и инициативы, светское верховенство права, понимание представительской демократии, либеральной экономики, институтов и правил конкурентной рыночной экономики и баланса устойчивой окружающей среды. TÜSIAD осуществляет деятельность, направленную на то, чтобы в рамках и в направлении целей и принципов Ататюрка, обеспечить создание в Турции современного уровня цивилизации и ее дальнейшее совершенствование, обеспечить среду гендерного равенства между мужчинами и женщинами, в сфере политики, экономики и образования, по формированию передового предпринимательского класса.

С учетом этой статьи (Устава – В.К.), мы говорим: нам нужно преодолеть проблемы в нашей системе управления с тем, чтобы решить проблемы, стоящие перед экономикой. В противном случае, те шаги, которые необходимо предпринять в экономике, становятся перевязкой, но не лечат рану. Это подводит нас ко внутренней политике. По мере снижения экономической эффективности, на проводимых, одни за одними, выборах реализуется избирательная экономика. То есть, решение структурных проблем всегда откладывается на более поздние сроки. Мы пытаемся преодолеть этот затор с выборами. Всего с 2007 года было проведено 14 выборов. Если мы посчитаем отмененные выборы в Стамбуле, то их число возрастет до 15. Зачем же мы провели столько выборов? — Для достижения нового социального консенсуса

… У нас есть эта система? — Если мы посмотрим на то, к чему мы пришли сегодня, мы не можем сказать «да». Переход от парламентской системы к президентской системе представляется неполным. Изменение крупных и хорошо зарекомендовавших структур государства в Республике Турция занимает много времени для утряски. Институциональная структура президентской системы еще не создана. Это блокирует эффективное решение проблем в каждой области. Существует также социальная поляризация и напряженность. К сожалению, риторика на последующих выборах и дискурсы, разделяющие общество, нарушают социальный мир. Такой период пропаганды имел место в период выборов 31 марта. Атака на лидера оппозиции после выборов еще больше усилила политическую напряженность. Очевидно, что политическая напряженность, после аннулирования выборов в Стамбуле, будет продолжаться. Невзирая на это, наши люди сохраняют здравомыслие и хладнокровие. Мы смотрим по сторонам: мы не видим поляризации на улицах, в университетах, микрорайонах, среди молодежи. Электорат ведет себя с большой политической зрелостью, с осторожностью и с достоинством. Потому что принципы демократии глубоко укоренились в наших гражданах…

…Третья проблемная область — внешняя политика. Глобальные события добавляются к проблемам, которые являются исключительными для нас. Наши проблемы суммируются. Мир сталкивается с серьезными изменениями в технологиях, в структуре производства, в глобальном балансе сил, в системе политических и социальных ценностей. В глобальной системе взаимовлияния экономики, безопасности, охраны окружающей среды и гуманитарных проблем, в условиях либерального международного порядка, решение не находится. Глобальный баланс сил долгое время двигается с Запада на Восток. Сдвиг экономической власти приводит и к смещению политической власти. Китайско-российская ось усиливает свое экономическое и политическое влияние. Существует растущая борьба за гегемонию между двумя разными блоками. Наша страна также затронута этой ситуацией. Мы вовлечены в центр борьбы за гегемонию.

Смещение мировых экономических балансов на Восток неизбежно увеличивает вес Востока в наших экономических отношениях. Экономические отношения способствуют расширению политической сферы влияния. В отличие от модели демократии и либеральной экономики, оформившихся после Второй мировой войны, ось Китай – Россия, формирует государственный капитализм и авторитаризм. Это требует нашей чувствительности в отношениях с этими странами. Конечно, когда требования, связанные с безопасностью, не выполняются, когда не ликвидируется обеспокоенность, каждая страна может рассматривать для себя альтернативы. Однако, внешняя политика, особенно оборонные нужды реализуются, исходя из долгосрочных национальных выгод (очевидна отсылка автора к ситуации, складывающейся вокруг закупки Турцией системы С-400 российского производства – В.К.).

Поэтому союзников так легко не меняют. Европейский союз и полноправное членство Турции, в перспективе, в Европейском союзе Турции, имеют первостепенное значение…

…Давайте не будем забывать, что сила государств исходит от их влияния в экономике. Страны, которые являются экономически слабыми, имеют финансовые проблемы и не могут позволить себе инвестиции, могут быть подвержены влиянию стран с сильной экономикой. Противоположность — иллюзии…

… У нас нет выбора! Мы остановим поляризацию. Правящая партия, оппозиция, бизнес-организации, профсоюзы, гражданское общество будут вместе. Вместе мы укрепим и демократию, и экономику. Переживаемый экономический кризис мы преодолеем через демократию и это будет очень важным развитием с точки зрения истории Турции!».

Почему мы привели такие развернутые цитаты из выступления известного предпринимателя Т.Озильхана? Потому, что это – программная речь, по сути, оппозиции, которая четко расставляет их взгляд на приоритеты страны. Именно поэтому, на неё сразу отреагировал президент страны Р.Т.Эрдоган и отреагировал крайне резко.