- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Позиция Израиля и давление США на Иран пока в рамках информационного поля

Реакция Ирана на недавнее ужесточение американских санкций и усилия, направленные на сведение экспорта иранской нефти к нулю, заключается в демонстрации США, Саудовской Аравии и другим союзникам своей решимости ответить зеркально, т.е. лишить всех региональных экспортеров возможности транспортировать свое «черное золото» через одну из ключевых судоходных артерий в мире – Ормузский пролив.

По оценке израильской разведки Иран стоит за недавней эскалацией напряженности в регионе, включая нападение на нефтяные танкеры в акватории  ОАЭ и атаки йеменских хоуситов на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии. Такая информация была передана лицам, принимающим решения, в начале этой недели в ходе обсуждения вопросов безопасности на совещании, организованном премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

Согласно изданию Al-Monitor, традиционно ссылающемуся на неназванный источник в службе безопасности, преобладающая оценка ситуации в Израиле следующая: «Цель атак состояла в том, чтобы показать, что Иран способен прервать поток нефти из Персидского залива и может заставить США и их союзников заплатить высокую цену [за санкции против Ирана]». Согласно этой оценке, атака на танкеры была намеренно незначительной, предназначенной только для того, чтобы доказать Соединенным Штатам, на что способен Иран[i] [1].

В Израиле говорят, что Иран избегал прямого участия в этих атаках, предпочитая использовать местные подконтрольные ему силы. Но если разразится полномасштабная война, Корпус стражей исламской революции (КСИР) вступит в бой. Если это произойдет, то в Израиле полагают, что они станут первоочередной целью для иранцев.

Б.Нетаньяху, исполняющий также обязанности министра обороны, на прошлой неделе созвал совещание высшего руководства оборонного ведомства, чтобы обсудить происходящие в регионе события и растущую напряженность, которая подталкивает Тегеран к действиям против Вашингтона и его союзников в Персидском заливе. Среди участников совещания были начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенант Авив Кохави, директор Моссада Йосси Коэн и другие высшие должностные лица.

Согласно источникам Al-Monitor, Б.Нетаньяху поручил подразделениям безопасности попытаться оградить Израиль от вовлеченности в это противостояние. Премьер-министр понимает, что возможности избежать конфликта призрачны, и что у него точно нет никаких шансов вывести Израиль из-под удара Ирана. «Единственной западной армией, которая физически была вовлечена в противостояние с Революционной гвардией в прошлом году, была ЦАХАЛ», – заявил Al-Monitor израильский военный источник на условиях анонимности. «Мы нанесли по ним несколько прямых ударов, и они намерены свести с нами счеты. Поэтому они ни разу не усомнятся в том, чтобы втянуть нас в случае конфликта». В этих условиях сдерживание представляется единственным реальным ответом. «Они [иранцы] знают, что возможности ЦАХАЛа полностью отличаются от всего, с чем им приходилось сталкиваться в регионе, за исключением способности США реагировать. Мы считаем, что они это учтут, если и когда им нужно будет принять решение».

Между тем напряженность в Персидском заливе не спадает. Согласно оценкам западной разведки, собранным в основном Израилем, иранцы недавно передали большое количество ракет поддерживаемым ими шиитским ополченцам в Ираке и, по-видимому, также на территории Сирии. Согласно сообщениям на Западе, Касем Сулеймани, командующий «Аль-Кудс», спецподразделением КСИР, приказал всем силам в Ираке, подконтрольным Ирану, быть готовыми к конфликту. «Иран пытается напрячь свои мускулы, чтобы удержать Трампа от войны», – говорят высокопоставленные израильские политические источники. «Они пытаются доказать, что война против Ирана станет ничем иным, как американским вторжением в Ирак».

В Израиле полагают, что «у США нет намерения вторгаться в Иран, но иранцы пытаются убедить Соединенные Штаты, что противостояние с ними, а также развертывание американских сил и представителей на Ближнем Востоке, может нанести серьезный ущерб интересам США и обойтись им дороже того [отпора], который режим Саддама Хусейна смог им дать во время вторжения [в Ирак]».

Одно из объяснений причин, по которым израильский премьер-министр пытается дистанцироваться от эскалации напряженности между США и Ираном заключается в следующем. В 2002 году Б.Нетаньяху   в качестве частного лица присутствовал на заседании комиссии Конгресса и бил тревогу по поводу якобы имеющегося у Саддама Хусейна оружия массового поражения и его попыток создать ядерное оружие. Он доказывал, что свержение режима в Ираке обуздает Иран и приведет к большей стабильности на всем Ближнем Востоке. В результате начавшейся войны стало очевидным то, что Б.Нетаньяху в лучшем случае ошибался. Не было обнаружено никаких признаков того, что Ирак пытался разработать ядерное оружие, в то время как ликвидация бывшего президента Ирака С.Хусейна вызвало цепную реакцию, которая подожгла весь регион[ii] [2].

Сегодня Б.Нетаньяху пытается разрядить обстановку, чтобы его не считали лидером, оказывающим давление на американцев с целью нанести военный удар по Ирану. Нет никакой уверенности в том, что он в этом преуспеет. Израиль пытается также дистанцироваться от позиции помощника президента США  по национальной безопасности Джона Болтона, который выступает за прямой конфликт с иранцами и поэтому считается самым жестким «ястребом» в администрации Д.Трампа. Согласно изданию Al-Monitor, которое ссылается на того, кто много лет работал с Б.Нетаньяху по военным вопросам: «…за закрытыми дверями Нетаньяху молится, чтобы Болтон сумел убедить президента [США] начать военную атаку на Иран, но это не может быть слишком явным. [Нетаньяху] не должен ассоциироваться с таким подходом, особенно после того, как он уже подвергся критике за оказание давления на США с целью их вторжения в Ирак». В Израиле наблюдают за противостоянием между нынешним примирительным тоном президента Д.Трампа, который пытается избежать ненужного втягивания США в военную авантюру, и более воинственным подходом Дж.Болтона. У израильского премьер-министра вызывает опасение, что Д.Трамп «моргнет» первым в этой войне нервов с иранцами, в конечном итоге потеряет интерес и ослабит свое давление на Тегеран.

В израильском руководстве все происходящее сейчас в регионе рассматривается как исторический период, когда решается вопрос о ядерном потенциале Ирана. Д.Трамп до сих пор делал все правильно, т.к. американское давление сказывается на экономике Ирана. Тем не менее, этот вопрос еще не решен.

Другая проблема, на которую сейчас должны обратить внимание в Израиле, – это продолжающиеся израильские атаки по объектам на сирийской территории в рамках т.н. «кампании между войнами», направленной на предотвращение закрепления там иранских войск. На фоне растущей напряженности и увеличения численности войск в регионе с обеих сторон представляется очевидным, что очередная израильская атака может стать искрой, которая подожжет регион. Общепринятым мнением на Западе является то, что Израиль теперь будет проявлять большую сдержанность перед началом каких-либо операций, чтобы не нести ответственность за эскалацию.

В этих условиях президент России Владимир Путин по вопросу о перспективе Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) поставил всех в известность, что «Россия – не пожарная команда», чтобы все подряд спасать. По словам В.Путина, «как только Иран сделает первые шаги в ответ [на разрушающийся СВПД], сам заявит о том, что откуда‑то выходит, назавтра все забудут, что инициаторами разрушения были Соединенные Штаты, и вина за все будет возложена на Иран. И мировое общественное мнение будет целенаправленно туда сдвигаться, в эту сторону. Я иранцам много раз об этом говорил»[iii] [3].

Можно удариться в расшифровки высказывания В.Путина, в частности, согласиться с теми экспертами, которые  увидели в этом предупреждение Ирану, что он будет сам по себе, если отреагирует на кампанию США по максимальному давлению, нанеся военный удар или отказавшись от ядерной сделки 2015 года[iv] [4].

Дело в том, что недавно министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф высоко оценил усилия России и Китая как единственных стран, которые поддержали Иран и помогли сохранить ядерную сделку. Находясь с визитом в Китае, Зариф призвал Пекин и Москву принять «конкретные меры» для защиты сделки, одновременно предупреждая об «опасной» ситуации в регионе.

Замечания В.Путина последовали за переговорами с госсекретарем США Майком Помпео. У некоторых наблюдателей возникло ощущение, что М.Помпео прибыл с посланием о примирении от президента Д.Трампа, в то же время тонко призывая Россию к нейтралитету в возможном конфликте между Соединенными Штатами и Ираном.

По словам помощника президента РФ, «иранская сделка обсуждалась коротко, мы изложили наш подход, он критичный в отношении действий американской администрации. И президент [В.Путин], и госсекретарь [М.Помпео] достаточно много времени уделили перспективам возможного развития ситуации вокруг Ирана. Я бы сказал, что на этот счет была интересная дискуссия»[v] [5].

Давление на Иран продолжается, за угрозой ударить следуют заверения в нежелании силового решения проблемы. В воскресенье Д.Трамп написал в Twitter: «Если Иран захочет сражаться, это будет официальным концом Ирана. Никогда больше не угрожай Соединенным Штатам!»[vi] [6]. В этот день возле комплекса посольства США в Багдаде прозвучал взрыв, но жертв со стороны американцев или представителей коалиции не было. Согласно поступающей информации, «ракета «Катюша» низкого качества упала в международной зоне возле посольства США». Считается, что ракета была выпущена из восточной части Багдада, где сосредоточены поддерживаемые Ираном шиитские боевики. Представитель госдепартамента  заявил, что «нападения на персонал и объекты США недопустимы, и на них последует решительный ответ», а также добавил, что США будут считать «ответственным Иран, если такие нападения будут совершаться подконтрольными ему силами». В СМИ ракетное нападение в воскресенье вечером назвали первым подобным инцидентом с сентября 2018 года, когда три минометных снаряда попали на заброшенный участок внутри «Зеленой зоны» в Багдаде, где расположены правительственные и иностранные объекты.

В тот же день в иранских СМИ высокопоставленный иранский военный заявил, что его страна не ищет войны. При этом командующий КСИР генерал Хосейн Салами подчеркнул, что США потерпят неудачу в ближайшем будущем «потому что они разочарованы и безнадежны» и ищут выход из нынешней эскалации.

Региональный союзник США Саудовская Аравия также заявила, что не хочет войны, но без колебаний готова защищаться от Ирана после того, как энергетический сектор королевства подвергся атаке на фоне роста напряженности в Персидском заливе. Король КСА Сальман призвал провести встречу глав арабских государств 30 мая в Мекке для обсуждения последних событий в регионе.

[i] [7]                      Why Netanyahu’s so quiet on US-Iran conflict // Al-Monitor. 17.05.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/05/israel-united-states-iran-benjamin-netanyahu-nuclear-idf.html

[ii] [8]                     Kerry accuses Netanyahu of cheerleading 2003 Iraq war // The Times of Israel. 25.02.2015 -http://www.timesofisrael.com/kerry-accuses-netanyahu-of-cheerleading-2003-iraq-war/

[iii] [9]                   Пресс-конференция по итогам переговоров с Федеральным президентом Австрии Александром ван дер Белленом // Kremlin.ru. 15.05.2019 — http://kremlin.ru/events/president/news/60527

[iv] [10]                    Intel: How Russia is trying to help defuse US-Iran tensions // Al-Monitor. 17.05.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/05/intel-russia-defuse-us-iran-tension-nuclear-deal-putin.html

[v] [11]                     Ушаков: Россия и США подтвердили заинтересованность в восстановлении каналов общения // ТАСС. 14.05.2019 — https://tass.ru/politika/6430135

[vi] [12]                    Trump: I don’t want to fight but we can’t let Iran have nuclear weapons// The Times of Israel. 20.05.2019 — https://www.timesofisrael.com/trump-i-dont-want-to-fight-but-we-cant-let-iran-have-nuclear-weapons/