- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов американо-иранского противостояния. Часть 1

Участие ВВС США

Как известно, 8 и 9 мая 2019 две пары стратегических бомбардировщиков В-52Н с бортовыми номерами 60-0058Э/LA (AE5892), 60-0062/LA (AE5897), 60-0032/LA (AE5882) и 61-0015/LA (AE58A2) и позывными «MYTEE51, 52, 53, 54» выполнили перелет  с авиационной базы «Барксдэйл» (шт.Луизиана) до «Эль-Удейд» в Катаре. Указанные самолеты проследовали над Атлантическим океаном, пересекли  воздушное пространство Франции и  проследовали над Средиземным морем до пункта назначения. Отслеживание данных самолетов возможно через сайты, позволяющие наблюдать за воздушной обстановкой до момента пока экипаж не отключает транспондеры международной системы опознавания ADS-B\ MODE-S.

Как уже было отмечено выше пунктом дислокации (на неизвестный период времени) для данных самолетов является авиационная база «Эль-Удейд» в Катаре, с которой указанные самолеты будут действовать в составе 20-ого экспедиционной бомбардировочной эскадрильи ВВС США, которая подчиняется непосредственно Центральному командованию ВС США – в зоне ответственности которого находятся такие государства, как: Афганистан, Ирак, Иран и Сирия.

Наблюдатели сообщают, что бомбардировщики В-52Н, передислоцированные в Катар в рамках операции по сдерживанию иранской военной угрозы прибыли без боекомплекта. Кроме того, самолеты оснащены оптико-электронными системами разведки и наведения (ОЭСРН) AN/AAQ-33 Sniper ATP, что указывает на расчет американских военных применять исключительно конвенциональные авиационные средства поражения, которым для большей точности необходимо применение именно ОЭСРН. Некоторые американские специалисты отмечают, что возможности самолетов по применению специальных (ядерных) боеприпасов можно определить по наличию специальных наплывов на корпусе летательного аппарата.

Хотя В-52Н и созданы для трансокеанских перелетов с полной боевой (бомбовой) нагрузкой, однако американские военные предпочитают обеспечить несколько дозаправок на маршруте следования. Так, над Атлантическим океаном экипажи первой пары указанных бомбардировщиков выполнили дозаправку топливом от самолетов КС-10 Extender (позывные SPUR 91 и 92), входящих в состав 32-й эскадрильи 305-ого крыла обеспечения мобильности 18-й армии ВВС США (дислоцированы на АвБ McGuire, шт.Нью-Джерси).  Следует отметить, что на указанной базе размещен  центр подготовки специалистов экспедиционных подразделений ВВС США.

Одновременно в готовности находились самолеты заправщики КС-135 Stratotanker 100-ого крыла воздушной заправки 3-ей армии ВВС США, дислоцированные на АвБ «Мидленхолл» (Великобритания).

Над акваторией Средиземного моря 8 мая 2019 г. дозаправку бомбардировщиков обеспечили два воздушных танкера С-135FR с позывными QID 361 и QID 362, а уже 9 мая 2019 эти же самолеты из состава эскадрильи 2/91«Бретань» ВВС Франции выходили на связь с позывными QID363 и QID364. Привлечение французских военных к обеспечению пролета В-52Н из США в Катар свидетельствует о том, что официальный Вашингтон достаточно жестко требует от союзников по Североатлантическому альянсу выполнения обязательств по совместной обороне от внешних угроз, одну из которых могут представлять баллистические ракеты Исламской Республики Иран.

По данным зарубежных источников, французские военные рассчитывают в ближайшие несколько лет вывести из эксплуатации С-135FR и заменить их на более многофункциональные самолеты национального производства А-330 MRTT Phenix, которые позволят, как выполнять дозаправку в воздухе, так и перебрасывать личный состав с вооружением на удаленные пункты.

Следует отметить, что на случай внештатной ситуации содействие мог оказать воздушный танкер КС-767 ВВС Италии, экипаж которого был подготовлен еще 10 лет назад в США.

Подводя промежуточный итог, отметим, что задействованного количества самолетов-заправщиков было достаточно только для обеспечения перелета В-52Н, но не для выполнения боевого патрулирования с ожиданием в зоне принятия решения более 10 часов. В случае необходимости обеспечения боевых действий количество воздушных танкеров необходимо будет увеличить в два раза, а с учетом привлечения истребителей-бомбардировщиков количество самолетов-заправщиков потребуется нарастить в четыре раза.

Передислокацию подобных сил невозможно «проморгать», поскольку  вылет такого количества самолетов будет зафиксирован еще в США, а активный радиообмен также позволит обнаружить самолеты, даже с выключенными транспондерами международной системы опознавания воздушных судов.

Для обеспечения полетов стратегических бомбардировщиков В-52Н, а также истребителей-бомбардировщиков F-15С Eagles из состава 48-ого истребительного крыла 3-й армии ВВС США, которые прибыли на АвБ «Эль-Удейд» с базы «Лэйкенхит» (Великобритания), задействована 28-я экспедиционная эскадрилья воздушных танкеров, на вооружении которой стоят проверенные временем КС-135 Stratotanker. Данное подразделение ВВС США на постоянной основе дислоцировано на о.Диего-Гарсия (Индийский океан) и входит в состав 40-й экспедиционной группы ВВС США.

Китайские специалисты внимательно наблюдают за деятельностью ВВС США по формированию ударной группировки для операции против Исламской Республики Иран. Первым шагом в данном процессе стала передислокация малозаметных истребителей пятого поколения F-35A Lightning II из состава 4-й истребительной эскадрильи Fighting Fuujins 388-ого истребительного крыла ВВС США и 466-й истребительной эскадрильи Diamond Back 419-ого резервного истребительного крыла ВВС США.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических и военно-политических изданий отмечают, что возможностей F-35A по борьбе с эшелонированной системой ПВО Исламской Республики Иран недостаточно. В целях успешного преодоления рубежей иранской ПВО необходимо дополнительно перебросить такие самолеты как F-15C и F-16С/D, которые позволяют применять больше авиационных средств поражения, в том числе противорадиолокационные ракеты, предназначенные для уничтожения РЛС противника.

Кроме выполнения ударных задач указанные самолеты оперативно-тактической авиации – F-15C и F-16C/D необходимы для сопровождения и обеспечения прикрытия тихоходным бомбардировщикам В-52Н, которые практически лишены средств самообороны. Для прикрытия одного самолета стратегической авиации необходимо выделять не менее четырех истребителей.

По оценкам китайских специалистов, крайним сигналом о готовности ВВС США нанести ограниченный, но мощный удар по Ирану станет информация о приготовлениях эскадрильи В-2А Spirit к вылету, поскольку, в настоящее время на складах хранения авиационных средств поражения ВВС США зафиксированы перемещения самых тяжелых бетонобойных боеприпасов под обозначением GBU-57A/B.

Данные бомбы предназначены для уничтожения подземных, укрепленных военных объектов. При длине 6,25 м, диаметре 0,8 м, данный боеприпас имеет массу 13600 кг из которых 2400 кг приходятся на взрывчатое вещество повышенного могущества. Большая масса бомбы объясняется особенностями конструкции, которая предусматривает необходимость проникновения в грунт (в зависимости от структуры на глубину до 60 м) с последующим подрывом и созданием избыточного давления для разрушения укреплений.

Очевидно, что малозаметные и дорогостоящие В-2А Spirit в сочетании с GBU-57A/B необходимы исключительно для уничтожения ядерных объектов Ирана – реакторов, заводов по обогащению урана, складов специальных головных частей и баллистических ракет, расположенных в горных районах Исламской Республики.