- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о перспективах развития ситуации в Ливии

Спецпредставитель генсека ООН в Ливии Гасан Саламе заявил, что страна стоит на пороге гражданской войны (в реальности она уже идет примерило лет пять -авт.). «Ливия стоит на грани скатывания к гражданской войне, — отметил он во вторник на заседании Совбеза ООН. — Понадобятся годы, чтобы восполнить уже нанесенный урон».  Представитель ООН обратил особое внимание на нарушение установленного Совбезом эмбарго на поставки оружия в Ливию. «Грубое, заснятое на телекамеры нарушение оружейного эмбарго приводит к появлению у сторон большого количества вооружений», — указал он. «Многие страны доставляют оружие всем без исключения сторонам конфликта», — подчеркнул Саламе. «Некоторые нации таким образом подпитывают этот кровавый конфликт. ООН должна положить этому конец», — заключил он. В этой связи отметим излишнюю скромность и деликатность спецпредставителя ООН: он не назвал ни одной страны, которая это делает, хотя собственно это «секрет Полишинеля». Оружие в Ливию регулярно поставляет АРЕ, ОАЭ, Турция, Катар, частично Франция и Италия, а также Белоруссия и Украина. Вот собственно такой «джентльменский набор», и если спецпредставитель ООН хочет «положить этому конец», то нет ничего проще. Надо вынести этот вопрос с прилегающими уликовыми материалами на очередное заседание Совета Безопасности ООН. Но Саламе это не делает и сделает, просто в силу того, что часть очень серьезных игроков в лице США и Франции заняли выжидательную позицию с явным расчетом на  то, что Х.Хафтар все-таки сможет взять Триполи и появятся перспективы воссоздания централизованной Ливии времен М.Каддафи. Примерна такая же линия поведения и в Москве, которая явно симпатизирует Хафтару и никак не может принять в России премьер-министра правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа. Само по себе это означает пессимизм основных игроков к возможностям ООН урегулировать внутриливийский конфликт исключительно переговорными форматами.  В настоящее время в Ливии действуют два правительства: ПНС премьера Фаиза Сараджа в Триполи и временный кабинет министров Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, действующий на востоке страны совместно с избранным парламентом и поддерживаемый ЛНА под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара. 4 апреля Хафтар объявил о начале наступления на столицу, а глава ПНС Сарадж отдал приказ всем подконтрольным ему воинским подразделениям быть готовыми к обороне. Позднее базирующиеся в столице вооруженные формирования объявили о начале кампании «Вулкан гнева» для противостояния штурмующим силам ЛНА. Все это время на окраинах столицы не прекращаются позиционные бои, а противоборствующие стороны применяют в них боевую авиацию, системы залпового огня и тяжелую артиллерию.

В связи с этим положением дел (если говорить проще, фактический отказ со стороны США и ЕС (за исключением Италии, там позиция правительственной коалиции по своим дальнейшим действиям разделилась) практически и весомо (а не на словах) поддержать план ООН по выходу из кризиса) Г.Саламе старается использовать любые аргументы для того, чтобы убедить этих игроков поменять свою позицию. И в этой связи в ход идут самые последние доводы с точки зрения степени их «болезненности» для США и ЕС. Террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) используют сложившуюся в стране ситуацию, чтобы укрепить там свои позиции. Об этом заявил в опубликованном в среду 22 мая в газете «Стампа» интервью спецпредставитель генсека ООН в Ливии Гасан Саламе. «ИГ пользуется ситуацией, чтобы вернуться в Ливию. До сих пор было четыре нападения на юге менее чем за два месяца, но я полагаю, что затаившиеся группировки есть и в Триполи», — сказал дипломат. Он еще раз подтвердил, что для разрешения кризиса необходимо вернуться к политическому диалогу, которому должны способствовать иностранные посредники, в том числе Италия. При этом, по мнению спецпредставителя, Европе не угрожает неконтролируемый поток мигрантов из Ливии. Это, отметим, еще одна «больная мозоль» для Европы. «В стране 800 тыс. иностранцев, которые никогда и не думали пересекать море (Сицилийский пролив, разделяющий Ливию и южные берега Италии — прим. ТАСС). Несколько тысяч предприняли попытку, и большинство попали в центры временного содержания. Неправда, что любой иностранец в Ливии мечтает оказаться в Неаполе», — сказал Саламе. Он также указал, что многие уезжают из Ливии в соседние страны, например, Тунис. Ранее представители правительства национального согласия (ПНС) заявляли, что 800 тыс. мигрантов готовы покинуть на лодках Ливию. По оценкам итальянских властей, более реальная цифра — 100 тыс. человек. Возможно, что это и более реальная цифра, но в главном Саламе лукавит. Практически все иностранцы, находящиеся в Ливии сейчас, имеют своей целью дальнейший переход в Европу. Повторим, что эта цель всех иностранцев, за исключением наемников, которые воюют за ту или иную стороны конфликта. Вопрос в данном случае не в их желании или нежелании покидать Ливию, а в средствах передвижения и деньгах для оплаты услуг контрабандистов. И в соседний Тунис иностранцы едут только с этой же целью.

В этой связи отметим главный момент оперативной обстановки в Ливии на сегодня. По нашим данным, все эти пессимистичные откровения Г.Саламе вызваны тем, что перемирие, к которому он призвал 21 мая в Совете Безопасности ООН, уже отвергнуто обеими сторонами конфликта.  По тем же данным, на местах Ливийская национальная армия (ЛНА) и силы ПНС в настоящее время спешно перегруппировывают свои силы и пополняют арсеналы с помощью оружия и снаряжения, поставляемого их иностранными союзниками. Собственно ровно этим соображением продиктовано решение Халифы Хафтара  о введение запрета на использование портов в западной части страны. Об этом со ссылкой на заявление ЛНА сообщил в понедельник  20 мая телеканал «Аль-Хадас». «В соответствии с решением главнокомандующего армии Халифы Хафтара о прекращении снабжения вооруженных формирований в западном регионе глава штаба военно-морских сил бригадный генерал Фарадж аль-Махдави объявил о мобилизации ВМС, а также ввел запрет на использование всех морских портов в западном регионе [страны]», — цитирует «Аль-Хадас» заявление армии. Отмечается, что к любому, кто приблизится к портам западной части Ливии, будут применены самые решительные меры, в особенности это касается Турции. По утверждению «Аль-Хадас», в субботу из порта турецкого города Самсун в порт ливийской столицы Триполи прибыло судно, доставившее оружие, различные боеприпасы, а также военные транспортные средства вооруженным формированиям, лояльным ПНС премьер-министра Фаиза Сараджа. Телеканал указывает, что ПНС готовится к расширенной операции по противодействию наступающим на Триполи силам ЛНА. В настоящее время под контролем триполийского кабмина находятся порты городов Зувара, Триполи, Сирт, а также Мисурата, в последний из которых, по данным различных СМИ, уже неоднократно поступала военная помощь вооруженным формированиям. 6 апреля ЛНА объявили западный регион закрытым для полетов военной авиации, пригрозив сбивать все вражеские цели и бомбить аэропорты, откуда производятся боевые вылеты.

Такой исход инициативы Саламе был предопределен самой логикой событий. Он поддержал в принципе призыв премьера триполитанского правительства  Сараджа  к выводу сил ЛНА  в обмен на прекращение огня. Но об этом не может быть сейчас и речи для Хафтара, который не может позволить себе проявить слабость перед своими местными союзниками. Для него битва — это выбор между его политическим триумфом или политическим забвением. И это прекрасно понимают в Париже, Абу-Даби и Каире. По нашим данным, при активной поддержке  последних Хафтар  готовит крупное наступление на 25 мая. Дата символична. В этот день Мекка была захвачена пророком Мухаммедом в 20-й день рамадана в 8-м году. На этот же  20 день рамадана приходится и вход атникаддафистких повстанцев в Триполи в 2011 году. Правда, тогда это было в августе. Таким образом, очевидно, что мы вскоре станем свидетелями нового наступления ЛНА на Триполи в попытке установить контроль над городом. В этой связи отметим, что в последние недели мисуратовцы фактически полностью заместили на фронте все возможно колеблющиеся силы ПНС, такие как,  например, «Бригады революционеров Триполи» Х.Таджури, который лично находится сейчас в Тунисе. Его отсутствие, кстати, логично: он находится в очень жестких личных отношениях с нынешним министром внутренних дел правительства Триполи Ф.Бачагой, который собственно сейчас и курирует вопросы обороны столицы, и к тому же вел какие-то непонятные переговоры с ОАЭ. То есть меняются все те командиры, которые могут быть подкуплены Хафтаром на эмиратские деньги.

Каковы перспективы всех этих сценариев?

Рискнем предположить, что новая попытка наступления ЛНА без использования универсального для Ливии метода одержания побед в виде подкупа тех или иных полевых командиров закончится примерно с теми же результатами, что и предыдущая. Тем более, что противостояние сторон в Ливии по факту   переросло в персональное сражение между двумя основными антагонистами в современной Ливии. Это  мисуратовцы и ЛНА. Собственно это те две силы, которые и определяют будущий вектор развития страны.  Отсюда и выжидательная позиция европейцев, на которой стоит еще раз остановится, поскольку это важно для перспектив развития ситуации. Для начала отметим, что Европейский союз призвал к перемирию стороны вооруженного конфликта в Ливии, ведущие бои вокруг столицы страны Триполи. Об этом говорится в заявлении министров иностранных дел сообщества, принятом в понедельник 13 мая по итогам заседания Совета ЕС в Брюсселе и опубликованном на сайте Евросовета. «Военное наступление Ливийской национальной армии на Триполи и последующая эскалация внутри и вокруг столицы представляет угрозу международному миру и безопасности, создает угрозу стабильности Ливии», — отмечается в документе. «ЕС призывает все стороны немедленно ввести режим перемирия и вступить в контакт с ООН для установления полного и всеобъемлющего прекращения боевых действий, — подчеркивается в коммюнике. — Он также призывает их отмежеваться публично и в районах боевых действий от террористических и криминальных элементов, принимающих участие в боях, и от тех, кто подозревается в военных преступлениях, в том числе от лиц, фигурирующих в [санкционных] списках Совета Безопасности ООН». Это на словах, и в принципе было бы сложно ожидать иных публичных заявлений. Практические действия европейцев при этом разительно отличаются от публичных деклараций.  Командующий  ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар заявил 21 мая президенту Франции Эмманюэлю Макрону об отсутствии условий для перемирия в стране и переходу к политическому диалогу. Об этом сообщает в среду агентство Рейтер со ссылкой на источник в Елисейском дворце. Хафтар подчеркнул, что готов ко «всеобъемлющему политическому диалогу», однако пока нет подходящих условий. Он также заверил, что ни он сам, ни его армия не получают выгоды от продажи нефти на востоке страны. «Президент республики попросил фельдмаршала Хафтара обеспечить защиту гражданского населения, а также работать над установлением перемирия и возобновлением политических переговоров», — говорится в заявлении Елисейского дворца, опубликованном позже по итогам встречи. Согласно документу, Макрон также напомнил Хафтару об «обязательствах, которые он брал на себя во время предыдущих международных конференций, в том числе во Франции, Италии и Объединенных Арабских Эмиратах». В частности, речь идет о создании переходного правительства, формировании единых государственных институтов и подготовке ко всеобщим выборам. «Президент подтвердил приоритеты Франции в Ливии: борьба с террористическими группами, ликвидация организаций, промышляющих торговлей людьми, особенно связанных с нелегальной миграцией, и стабилизация Ливии в долгосрочной перспективе», — гласит заявление пресс-службы президентской администрации. При этом 8 мая президент Франции встретился с главой Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаизом Сараджем. В этой связи напомним, что согласно заявлению Елисейского дворца, в ходе переговоров французский лидер выступил за прекращение боевых действий «без условий» и «демилитаризацию линии прекращения огня под международным контролем». В свою очередь, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил на заседании Национального собрания (нижняя палата парламента), что Макрон хочет встретиться со всеми сторонами конфликта в Ливии.  В связи со сказанным есть смысл несколько уточнить видимо итоги переговоров Ф.Сараджа и его министра иностранных дел Мухаммеда Тахера Сиалы в Брюсселе.  Во время их проведения окончательно артикулировалась позиция Брюсселя, который потребовал от Ф.Сараджа по итогам своего саммита отмежеваться от «террористических групп». Более того, по итогам встреч с Ф.Сараджем в начале мая в А.Меркель и Э.Макрон призвали Сараджа… договориться со своим врагом Хафтаром о возвращении к соглашению, заключенному в Абу-Даби в конце февраля. Это соглашение предусматривало организацию новых выборов и признавало Хафтара в качестве ключевой фигуры в любом урегулировании ливийского конфликта путем переговоров.

Если мы возьмем все эти маневры Брюсселя в общем, то надо выделить следующие моменты.

  1. Коллективный Запад дал Хафтару и его зарубежным способам последний шанс для того, чтобы установить контроль над Триполи. Если этот штурм не принесет результатов, то следует ожидать наращивание усилий Брюсселя и Вашингтона рамках вынужденная сторон к заключению перемирия. Особенно с учетом того, что при таком сценарии возникают уже серьезные риски для экспорта нефти и вытеснения французской «Тоталь» с ливийского рынка.
  2. Во время своих переговоров с Э.Макроном Хафтар четко обозначил свои условия для возможных переговоров в будущем. Это взятие Триполи и допуск его к финансированию со стороны Центрального банка Ливии. Но, судя по всему, в конечном счете Хафтару придется довольствоваться только условно вторым вариантом. Но для этого ему надо выводить свои части из-под Триполи, а это будет означать его политический конец.

 

И наконец, еще об одном моменте в связи с нынешним развитием обстановки вокруг Триполи.  Водоснабжение ливийской столицы Триполи восстановлено спустя два дня после возникшего перебоя. Об этом во вторник 21 мая сообщило агентство Рейтер. «Кризис с прекращением водоснабжения закончился, и потоки [воды] возобновились», — приводит агентство заявление компании обслуживающей сеть трубопроводов «Великая рукотворная река», которая была построена еще при Муаммаре Каддафи для поставок воды из Сахары в Ливию. В понедельник, как информировало агентство Синьхуа, признанное международным сообществом ливийское Правительство национального согласия (ПНС) обвинило Ливийскую национальную армию (ЛНА) в прекращении водоснабжения столицы. По утверждению МВД ПНС, «группа вооруженных лиц, поддерживающая ЛНА, атаковала одну из основных станций, обеспечивающих постоянную подачу пресной воды в Триполи, в населенном пункте Эш-Швайриф приблизительно в 400 км к югу от столицы». В заявлении отмечается, что напавшие на станцию «заставили рабочих перекрыть поток воды, обеспечивающий западную и центральную части Ливии». Рейтер отмечает, что силы ЛНА отвергли обвинения в прекращении водоснабжении Триполи. И в общем-то вполне справедливо они это заявили. Прерывание  системы  водоснабжения, которое затронуло Триполи 20 и 21 мая, не было делом рук генерала Халифы Хафтара или его командиров. Согласно нашим источникам, станция водоснабжения (GMRA) в Эш-Швайрифе, которая контролирует акведук, по которому вода перекачивается из Южной Ливии к побережью, подверглась нападению со стороны ополчения каддафистов под командованием Халифы Ахниша. Ахниш, который родом из Барак-Аль-Сахти на юго-западе Ливии, таким образом пытается оказывает давление на ПНС и добиться освобождения своего брата Мабрука Ахниша. Последний командовал «бригадой 219» и  был арестован в октябре 2017 года силами ПНС после того, как его бригада атаковала всю ту же самую станцию водоснабжения  в Эш-Швайрифа. Таким образом он пытался добиться от ПНС оплаты его услуг «по охране» этого водозабора. Но был арестован, и в настоящее время он содержится в тюрьме в Митиге. В этой связи отметим, что мисуратовцы на этот шантаж ответили очень просто: пригрозили немедленно расстрелять брата мятежника, и все вернулось на круги своя очень быстро. Сам по себе этот факт иллюстрирует, что мисуратовцы, которые сейчас в общем-то являются центральной силой по обороне столицы, далеки от каких-то сантиментов и колебаний. Это обещает очень серьезные бои в ближайшее будущем и соответственно увеличение количества жертв. А они и так уже немаленькие.  Не менее 510 человек стали жертвами вооруженных столкновений в районе столицы Ливии за полтора месяца. Такие данные, как передает ливийский новостной портал «Эфригейт ньюс», привела в понедельник Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).  Потери от вооруженного конфликта в Триполи продолжают расти. По состоянию на 19 мая погибли 510 человек, 2467 были ранены», — отмечает ВОЗ.