- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможности американского посредничества между Израилем и Ливаном

Израиль согласился на американское посредничество в урегулировании затянувшегося пограничного конфликта с Ливаном. Израильский министр энергетики доктор Юваль Штайниц (Ликуд) сделал соответствующее заявление в интервью корреспонденту агентства Рейтер в понедельник после встречи с посланником Государственного департамента США на Ближнем Востоке Дэвидом Сатерлендом. В частности доктор Юваль Штайниц заявил в этом интервью, несомненно, выражая позицию израильского правительства в целом: «Американское посредничество в переговорах (между Израилем и Ливаном – В.Ч.) может пойти на благо обоим государствам и провести четкую границу, отчего выиграют обе стороны».

Следует пояснить, что речь идет о многолетних разногласиях между Израилем и Ливаном по поводу точного прохождения линии морской границы между ними и, соответственно, по поводу границы между зонами исключительных экономических интересов двух государств в прилегающих к их берегам участкам Средиземного моря. Особую остроту этот конфликт приобрел после обнаружения израильскими геологами на средиземноморском шельфе богатых газовых месторождений. После этого представители Ливана начали высказывать территориальные претензии на отдельные участки морского дна, которые, как предполагается, могут оказаться богатыми газом или нефтью. Оба ближневосточных государства заинтересованы в проведении бурения в спорных районах для начала их коммерческой эксплуатации, однако упомянутый территориальный спор препятствует этому.

Нынешняя попытка американского посредничества в данном споре отнюдь не первое предложенное посредничество. Попытки урегулировать проблему морской границы между Израилем и Ливаном, в том числе – при посредничестве тех или иных зарубежных государств или международных организаций, продолжаются уже несколько лет. Как уже было сказано выше, проблема точного прохождения линии израильско-ливанской границе на море особо обострилась после того, как десятилетие назад израильтяне обнаружили на морском шельфе газовые месторождения, названные ими «Тамар» и «Далит» (личные женские имена). А после того, как в 2011 году израильтяне обнаружили в этом же районе крупное месторождение природного газа, названное ими «Ливьятан» («Кит»), Израиль и Ливан в одностороннем порядке определили границу зон своих исключительных экономических интересов между собой и известили об этом ООН. Поскольку два государства не проводили при этом никаких консультаций между собой, результате между ними возникли задокументированные территориальные разногласия на участки морского шельфа общей площадью 850 кв. км.

На фоне данного территориального спора, за которым теперь стоят весьма и весьма большие деньги, со стороны Ливана, прежде всего, со стороны фактически полностью контролирующей это государство «Хизбаллы» раздавались угрозы нанести удары по платформам израильских газодобытчиков, возводимых в территориальных водах Израиля. В свете того, что на вооружении «Хизбаллы», получающей всестороннюю поддержку со стороны Ирана, имеются новейшие ракеты, в еврейском государстве относятся к этим угрозам серьезно. В частности, речь идет об значительном усилении ВМС Израиля в тем, чтобы они были способны эффективно противостоять любым внешним угрозам и защищать экономические интересы  Израиля на море. Одновременно с этим Израиль активно развивает военное сотрудничество с греческой Республикой Кипр, в территориальных водах которой, как предполагается, тоже могут быть обнаружены месторождения природного газа, и с Грецией, через территорию которой по трубопроводу, каковой предполагается проложить по морскому дну, израильтяне намерены экспортировать добытый ими природный газ в Западную Европу.

Тем не менее угроза военного противостояния никак не способствует коммерческой эксплуатации морского шельфа. Это прекрасно понимают как в Израиле, так и в Ливане. Поэтому, несмотря на военные приготовления и риторику, стороны конфликта предпочитают его мирное урегулирование. Не случайно в апреле этого года ряд высокопоставленных ливанских деятелей, в частности спикер ливанского парламента Набих Берри, лидер просирийского шиитского движения «Амаль», высказались в пользу проведения переговоров с еврейским государством для установления четкой морской границы между Ливаном и Израилем.

Однако, несмотря на эти миролюбивые заявления, не ясно, какова официальная позиция правительства Ливана по данной проблеме. Ситуация осложняется тем, что между Ливаном и Израилем нет дипломатических отношений, а «Хизбалла», вслед за Ираном, открыто призывает к уничтожению еврейского государства. Это делает прямые переговоры между сторонами практически невозможными.

[1]

Карта обнаруженных израильтянами на сегодняшний день крупнейших месторождений природного газа, эксплуатацию которых предполагается начать в обозримом будущем.

В конце минувшей недели ливанские СМИ сообщили, что правительство страны отвергло территориальный компромисс с Израилем, предложенный Дэвидом Сатерлендом. Правда, из других источников эта информация пока подтверждения не получила. Как было сообщено в данной связи израильскими СМИ, министр энергетики еврейского государства доктор Юваль Штайниц был проинформирован о рабочих встречах посланника Государственного департамента США с высокопоставленными ливанскими должностными лицами.

Переговоры между израильским Министерством энергетики и представителем Госдепартамента США продолжаются, однако израильтяне отказались сообщить конкретное содержание американских предложений. В израильских СМИ сообщили, что Дэвид Сатерленд и Юваль Штайниц должны снова встретиться в течение ближайшей недели.

Логика поведения израильского правительства в данной ситуации очевидна. В случае, если американскому посреднику удастся преуспеть в своей миссии, конфликт будет разрешен мирным путем, и можно будет спокойно приступить к коммерческой эксплуатации газовых месторождений. В противном случае – не Израиль будет виновен в срыве этого посредничества и, соответственно, в возможном вооруженном конфликте с Ливаном и поддерживающими ему силами Израилю будет гарантирована, как минимум, политическая поддержка США.