- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономических успехах Сомали

Как свидетельствуют последние данные Международного валютного фонда (МВФ), c 2018 года сомалийская экономика испытывает устойчивый перманентный экономический рост, который по всей вероятности продолжится как минимум до 2020 года. По итогам 2018 года экономический рост в Сомали достиг 2.8%, а в текущем году он ожидается на уровне 3%. При этом и без того низкий уровень инфляции в стране может снизится еще более — с 3.2% до 3%.

Таким образом впервые, пожалуй, с начала вооруженного конфликта в Сомали в 1991 году экономика этой страны на протяжении довольно длительного периода демонстрирует признаки роста и восстановления. За этот период Сомали испытывала на себе целый комплекс политических и экономических катаклизм — от кланового противостояние и распада до массового голода и террористических атак связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в России) группировки «Аш-Шабаб».

Рост сомалийской экономики, полагают эксперты МВФ, обусловлен в первую очередь бумом в строительной отрасли, а также устойчивым ростом в сфере телекоммуникаций и финансовом секторе. Именно три эти отрасли в совокупности обеспечили устойчивый рост в прошлом году и продолжают выступать как главные локомотивы роста в нынешнем году.  Несмотря на многообещающие прогнозы, международные эксперты остаются сдержанными в своих оценках. Политологи в частности по-прежнему считают ситуацию в сфере безопасности довольно хрупкой и ненадежной, грозящей в любой момент нарушить баланс и эскалировать казалось замороженный конфликт. Клановые противоречия внутри Сомали хотя и внешней сглажены, по-прежнему остаются существенными.

Также фактором риска для начавшегося экономического ренессанса являются климатические шоки и катаклизмы. Не отличаясь предсказуемостью и цикличностью, климатические факторы не могут быть нивелированы превентивными методами и способны нанести серьезный урон вставшей наконец на путь восстановления экономике. Особенно от климатических катаклизм может пострадать основа сомалийской экономической системы и главный источник ее дохода — животноводческий сектор — как это уже происходило неоднократно в последние годы. Массовая гибель скота в результате наводнений или засухи может в свою очередь иметь крайне негативные последствия для продовольственной безопасности и привести к новой волне массового голода.

Еще одним существенным фактором риска является слабость институциональной структуры сомалийского общества и государства в целом и отсутствие зрелого гражданского общества. Данные недостаток не позволяет в полной мере обеспечить экономическую устойчивость к возможным шокам, а также тормозит развитие страны на пути постепенного снижения уровня бедности и роста занятости в стабильных секторах экономики. Незрелость экономических и банковских структур и прежде всего готовности населения к таким реформам в Сомали сковывает действия правительства по проведению грамотных стратегий на валютно-финансовых рынках страны и в налогово-фискальной сфере.

Справедливости ради, отметим, что успешные шаги на этом векторе уже предпринимаются, и важные успехи были продемонстрированы, особенно в контексте проведенной в 2017-2018 гг. по рекомендациям МВФ налоговой реформы. В результате этой реформы налоговую базу удалось расширить, а налоговую администрацию существенно укрепить. Как следствие, национальные доходы в 2018 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 30%, и составили 184 млн долларов США.  В нынешнем году динамика пока только возрастает. По итогам первого квартала 2019 года (январь — март) национальный доход уже достиг 54 млн долларов США.

Разумеется, реализуемые под диктовку МВФ структурные экономические реформы даются непросто. В условиях высокой уязвимости от климатических и иных шоков, сомалийские граждане вдобавок испытывают дополнительную фискальную и налоговую нагрузку. Происходит социальное расслоение и увеличивается разрыв между бедными и богатыми. C другой стороны, Cомали получает регулярную финансовую помощь МВФ. Только в 2018 году по линии Всемирного банка и МВФ были получены миллиарды долларов США в качестве финансовой помощи, при этом долгосрочные стратегии этих финансовых институтов в стране рассчитаны на 30 лет вперед. В качестве долгосрочной задачи – при поддержке Всемирного банка и МВФ – Сомали будет продвигаться по пути присоединения к 2020 году к инициативе для бедных стран с высоким уровнем долговых обязательств (Heavily Indebted Poor Countries Initiative), что позволит ей войти в более благоприятный режим кредитования и помощи для поддержки экономического роста.

Важным сопутствующим показателем успеха проводимых экономических реформ стало кардинальное улучшение ситуации в сфере безопасности и развития политических институтов.

В частности, в сфере безопасности федеральное правительство Сомали активно внедряет рекомендации международных финансовых институтов по повышению транспарентности и подотчетности, включая такие важнейшие меры как биометрическая регистрация всех 16 тысяч военнослужащих регулярной национальной армии Сомали (процедура была завершена в марте с.г.) и перевод их заработной платы на банковские счета. Данные, казалось незначительные, меры позволили снизить существенно уровень коррупции в структурах безопасности и обеспечить своевременную выплату пособий и заработных плат военнослужащим. Другим важнейшим результатом стало внедрение системы совместного планирования и интеграция элементов полицейских функций и функций по стабилизации в планирование военных операций.

Параллельно с реформированием сектора безопасности, сомалийское федеральное правительство запустило-таки ожидаемую давно полномасштабную военную операцию по зачистке территорий         от террористов «Аш-Шабаб». Географически операция будет сконцентрирована в регионе Нижний Шабелле в непосредственной близости от стратегически важного портового города Могадишо.

Прогресс в сфере безопасности также сопровождается активной подготовкой ко всеобщим национальным выборам, которые намечены на 2020 год. В качестве важных мер в мае была официально учреждена национальная независимая избирательная комиссия, открывшая свои представительства во всех федеральных штатах Сомали. Проект нового закона о политических партиях был одобрен на уровне федерального кабинета и представлен в парламент. Идет работа по согласованию нового избирательного закона. Ожидается, что оба законопроекта будут ратифицированы парламентом до конца 2019 года, что позволит полностью легитимизировать политический процесс. Также ведется работа по технической ревизии 9 из 15 статей временной федеральной конституции Сомали.

Запуск этих важнейших процессов на политическом поле Сомали является критическим для дальнейших перспектив экономического прогресса. Чтобы он обрел окончательную устойчивость, принципиально важным является достижение компромисса и установление прочного диалога между федеральным правительством Сомали и правительствами федеральных штатов по ключевым аспектам развития, прежде всего в плане распределения ресурсов и властных полномочий по принятию решений.