- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Израиле снова начали проводиться опросы общественного мнения по поводу выборов в Кнессет

На фоне представляющихся сейчас практически неизбежными новых досрочных выборов в Кнессет (до сих за всю историю Государства Израиль не было случая, чтобы в течение одного года выборы проводились бы дважды) израильтян снова после очень короткого перерыва (предыдущие выборы в Кнессет прошли лишь 9 апреля этого года) стали интересовать результаты опросов по поводу электоральных предпочтений граждан. Результаты опроса общественного мнения, проведенного во вторник специализирующейся на социологических опросах компанией Direct puls по заказу израильского еженедельника «Макор ришон», однозначно показали, что если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас (в реальности они состоятся не ранее сентября, то есть,  как минимум, через 3 месяца), то на них снова победил бы право-религиозный лагерь. Опросом была охвачена представительная выборка  из 532 совершеннолетних израильских граждан.

Конкретно по партийным спискам ситуация выглядит следующим образом:

Самой большой фракцией Кнессета стал бы возглавляемая премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшая правая израильская партия Ликуд получила бы 34 мандата. Это меньше на 1 мандат, чем она получила на досрочных выборах, прошедших 9 апреля. А если учитывать, что в упомянутом опросе был взять в расчет тот факт, что возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном правоцентристская партия «Кулану» объединяется с Ликудом и примет участие в следующих выборах уже в рамках его списка, то к электоральным потерям Ликуда следует прибавить и те 4 мандата, которые партия «Кулану» получила на апрельских выборах. Однако при этом основной соперник Ликуда, возглавляемый депутатами Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем и Яиром Лапидом левоцентристских блок «Бело-голубые», который имеет сейчас, как и Ликуд, 35 мандатов, получил бы только 33 мандата.

Третьей по величине фракцией стала бы возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партия «Наш дом – Израиль» (НДИ). Она получила бы 9 мандатов вместо нынешних 5. Таким образом, «израильская партия с русским акцентом», как нередко именуют НДИ, оказалась бы в серьезном выигрыше от проведения новых досрочных выборов в Кнессет, спровоцированных в первую очередь упорным нежеланием Авигдора Либермана пойти на компромисс с ультраортодоксальными религиозными партиями по вопросу о Законе о призыве на армейскую службу.

Далее следует ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы», возглавляемый заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом. Он получил бы ровно столько же мандатов, сколько у него есть и сейчас, — 8.

По 7 мандатов получили бы возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва); возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой антисионистский парламентский блок ХАДАШ-ТААЛ в состав которого входят коммунисты и умеренные арабские националисты (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), а также крупнейшая левая израильская партия Авода (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), возглавляемая депутатом Кнессета Ави Габаем. Относительно последнего можно с достаточной степенью уверенности предположить, что в Кнессете 22-го созыва он уже не будет лидером партии Авода, поскольку активные попытки отстранить его от должности председателя этой партии уже предпринимаются на фоне ее сокрушительного и даже беспрецедентного поражения на недавних выборах в Кнессет  (в предыдущем составе Кнессете  у Аводы было 19 мандатов).

По 5 мандатов получили бы возглавляемая депутатом Кнессета Тамар Зандберг леворадикальная партия МЕРЕЦ  и тесно связанный с поселенческим движением религиозно-сионистский Блок правых партий (БПП). Следует отметить, что и МЕРЕЦ, и БПП имеют по 5 мандатов и сейчас. А вот возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом и министром юстиции Аелет Шакед партия «Новые правые», которой результаты опроса тоже предсказывают 5 мандатов, не смогла преодолеть электорального барьера на состоявшихся 9 апреля выборах. В израильских социальных сетях уже публикуются заявления по поводу того, что «единственным положительным результатом новых досрочных выборов станет то, что в Кнессет пройдут «Новые правые»». Однако следует иметь в виду, что Аелет Шакед (в отличие от Нафтали Беннета) пользуется в целом большой популярностью среди израильских правых в целом, и не факт, что она будет снова баллотироваться по списку «Новых правых». О готовности забронировать для нее высокое место в своем списке уже заявили лидеры НДИ и Ликуда.

И, наконец, антисионистский блок РААМ-БАЛАД, объединяющий исламистов и радикальных арабских националистов, который получил на апрельских выборах 4 мандата, не преодолел бы на этот раз электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов. Таким образом, представительство арабских партий в Кнессете сократилось бы с 10 до 8 мандатов. При этом наиболее радикальные из них не были бы представлены в Кнессете совсем.

Суммарно же правые и религиозные партии получили бы, согласно данным упомянутого опроса, 68 мандатов (уместно напомнить, что всего в Кнессете – 120 депутатов). Это больше, чем у них суммарно есть сейчас (65 мандатов), поэтому о приходе к власти левого или левоцентристского правительства речи идти не может. Однако позиции Ликуда в результате эти выборов, как уже было отмечено выше, заметно ослабели бы. При попытке формирования новой право-религиозной правящей коалиции премьер-министр Биньямин Нетаньяху снова столкнулся бы с той же самой проблемой: без НДИ ему была бы гарантирована, как и сейчас, поддержка всего 60 депутатов. Иными словами, разногласия между НДИ и ультраортодоксальными религиозными партиями, приведшие к тому, что Биньямин Нетаньяху не смог сформировать правящую коалицию, останутся актуальными и после новых досрочных выборов.

Сказанное указывает на то, что Ликуду новые выборы невыгодны. В этой связи, помимо того сценария, что новые досрочные выборы будут все же проведены, можно ожидать еще двух вариантов развития событий:

  1. Каким-то образом кажущийся неразрешимым конфликт между НДИ и ультраортодоксами будет урегулирован.
  2. Ликуд будет вынужден пойти – сейчас или после новых выборов – на формирование правительства национального единства в блоком «Бело-голубые» без ультраортодоксов и без НДИ.