- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках урегулирования спорных вопросов вокруг месторождений природного газа в Ливане

Ливанская политическая элита придает большое значение будущему освоению значительных запасов природного газа, найденных на шельфе этой ближневосточной страны. В 2010 году Геологическая служба США предварительно оценивала запасы области (известной как Левантийский бассейн), простирающейся от Египта на юге до Турции на севере, в 3,45 трлн куб. м газа и в 1,7 млрд баррелей нефти. Не исключено, что потенциал региона значительно выше – 6,42 трлн куб. м газа и 3,8 млрд баррелей нефти. По экспертным оценкам, восточная часть Средиземного моря содержит примерно 3,5 трлн куб. м газа и около 850 млн баррелей нефти. При этом около 20% этих залежей предположительно находятся на территории Ливана. Предварительная оценка запасов природного газа Ливана составляет 25 трлн куб. футов (850 млрд куб. м). Запасы нефти на шельфе Ливана оцениваются в 660 млн баррелей . Даже если эту цифру разделить надвое с учетом участков, из-за которых ведется территориальный спор с Израилем, получается внушительный объем. 2 февраля 2018 года министр энергетики Ливана Сезар Абу Халиль объявил о том, что консорциум в составе компаний «Новатэк» (Россия), Total (Франция) и Eni (Италия) подписали с правительством Ливана соглашения о разведке и добыче углеводородов в отношении шельфовых блоков 4 и 9 в восточной части Средиземного моря. Доля участия «Новатэка» – 20%, Total, – 40%, Eni – 40%.

Два важных фактора существенно затрудняют разработку газовых месторождений в Ливане. Во-первых, полное отсутствие у ливанских компаний и технического персонала опыта разработки нефтяных и газовых месторождений и экспорта энергоносителей. Во-вторых, территориальные споры с Израилем и возможные конфликты с государством вокруг разработки этих месторождений.

Фактор соперничества с Израилем и взаимных территориальных претензий является на сегодняшний момент главным политическим препятствием на пути успешной разработки шельфового газа. В  связи с тем, что 9-й блок является спорным между Ливаном и Израилем, предложения правительства Ливана иностранным нефтяным компаниям вызвали крайне негативную реакцию со стороны израильского руководства. Необходимо напомнить, что после Второй ливанской войны мир между двумя государствами так и не был заключен. Между двумя государствами отсутствуют дипломатические отношения. Морская граница не делимитирована. Логически она должна быть продолжением сухопутной границы, заканчивающейся в районе порта Накуры, но Израиль не признает такое разграничение.

В настоящее время в Восточном Средиземноморье сложились два блока государств, имеющих противоположные взгляды на эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений и раздел продукции в этом регионе. Первый блок представлен Египтом, Израилем, Грецией и Кипром. Эти государства занимают схожую или солидарную позицию, что показал Международный газовый форум, прошедший в Каире в январе с.г. В то же время альтернативную позицию занимает Турция. В связи с тем, что Анкара патронирует непризнанную Турецкую Республику Северный Кипр (ТРСК), турки настаивают на том, чтобы Северный Кипр также получил свою долю в разделе продукции. Одновременно они хотят, чтобы транспортировка природного газа в Европу шла через турецкие территориальные воды. В этих условиях ливанское правительство вынуждено вести сложную тактику лавирования, чтобы обеспечить свои национальные интересы. Понятно, что блокироваться с Израилем для Бейрута совершенно неприемлемо. Однако достичь взаимопонимания с Грецией и Кипром представляется для ливанцев желанной целью.

11 апреля в Бейруте состоялась встреча министров иностранных дел Ливана, Греции и Кипра. Было подписано 6 соглашений о сотрудничестве в области культуры, туризма, научных обменов, однако главным вопросом оставалась эксплуатация газовых резервов Восточного Средиземноморья. По итогам встречи с кипрским коллегой Никосом Кристодулидисом министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль заявил, что стороны договорились совместно эксплуатировать газовые месторождения (блоки), расположенные вдоль их морской границы. При этом ливанское правительство вскоре объявит тендер на эксплуатацию трех из этих четырех блоков. Он также проинформировал о том, что в июне пройдет саммит глав трех государств для окончательной доработки соглашения о разделе продукции, а само соглашение будет подписано в сентябре. 12 апреля президент Ливана Мишель Аун принял президента Греции Прокописа Павлопулоса, прибывшего в Ливанскую Республику с официальным визитом. М.Аун поблагодарил греческого коллегу за твердую позицию осуждения аннексии Израилем Восточного Иерусалима и Голанских высот. Он также отметил, что одобрение президентом США Дональдом Трампом этой агрессии представляет собой вопиющее нарушение международного права. При этом ливанский президент твердо заявил, что его страна не войдет ни в какой международный консорциум по добыче природного газа на шельфе Средиземного моря с участием Израиля. «Я еще раз хочу подчеркнуть наш отказ присоединяться к любым форумам или механизмам сотрудничества, включающим Израиль, особенно к  Газовому форуму Восточного Средиземноморья», — заявил президент.

США неуклонно предпринимают попытки посредничества для разрешения спора о морских границах между Ливаном и Израилем. Начиная с 2012 года спецпосланником Госдепартамента США по урегулированию ливано-израильских противоречий был Фредерик Хофф, которого сменил Амос Хохштейн. При этом Фредерик Хофф предлагал ливанскому правительству уступку 500 из 860 спорных кв. км. Что касается оставшихся 360 кв. км, то американцы предложили Бейруту совместное с Израилем освоение имеющихся там месторождений. В декабре 2017 года американцы в очередной раз предложили Ливану начать прямые переговоры с участием представителей Ливанской Республики, Израиля и ООН о разделе продукции со спорных 8-го и  9-го блоков.

В конце января 2018 года Бейрут посетил новый спецпредставитель Госдепартамента США по Ближнему Востоку Дэвид Саттерфилд, предложивший ливанской стороне 40% продукции от спорных блоков. Госсекретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон, посетивший Ливан в ходе своего зарубежного турне, 17 февраля 2018 г. провел безуспешные переговоры с президентом Ливана Мишелем Ауном по данной проблеме.

В 2019 году, кажется, американской дипломатии удалось добиться некоторых успехов в урегулировании ливано-израильского спора. 14 мая спецпредставитель Госдепартамента Дэвид Саттерфилд вновь прибыл в Бейрут, где провел переговоры с высшими руководителями Ливана. До этого спикер ливанского парламента Набих Берри заявил о  том, что Ливан готов подписать соглашение по делимитации морской границы с Израилем и созданию Особой экономической зоны. 15 мая с.г. Саттерфилд провел длительную встречу с премьер-министром Ливана Саадом Харири. При этом С.Харири вручил ему документы, отражающие консолидированный подход ливанского руководства к данной проблеме. Одновременно министр энергетики Ливана Нада Бустани сообщила о том, что компании, выигравшие тендер, начнут бурильные работы на спорном 9-м блоке уже в январе 2020 года. Она также проинформировала о новом тендере на разработку еще трех блоков. Желающие компании при этом должны представить свои заявки не позже 3 января 2020 года. 20 мая Дэвид Саттерфилд вновь посетил Ливан, проведя переговоры с президентом Мишелем Ауном и спикером парламента Набихом Берри. Он отметил, что Израиль готов вести переговоры по демаркации морских границ. Детали достигнутых договоренностей не разглашаются, но высшие руководители Ливана делают оптимистические заявления. Например, спикер парламента Набих Берри расценил результаты переговоры с Саттерфилдом как «дипломатическую победу Ливана». По-видимому, американцам удалось добиться от Израиля уступок по спорным вопросам.

Остается констатировать, к сожалению, пассивность российской дипломатии в разрешении ливано-израильского диспута по газу. Президент Ливана Мишель Аун, побывавший в Москве с визитом 26-28 марта, пытался привлечь Россию в качестве посредника к решению спорных вопросов с Израилем. Россия, поддерживающая стратегические отношения как с Израилем, так и с Ливаном, могла бы внести свою лепту в снижение напряженности между двумя государствами и переиграть на этом поле американцев.