- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: апрель 2019 г.

Ситуация в Ливане в апреле 2019 года оставалась относительно стабильной и спокойной. Основными приоритетами ливанского правительства и политической элиты страны были принятие нового бюджета на 2020 год и переговоры по демаркации морских границ и сотрудничеству в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Средиземного моря с соседями страны.

Нынешний бюджет Ливана, который так и не был одобрен в апреле парламентом и правительством страны, должен стать беспрецедентным по мерам строгой экономии (austerity). Бюджет страны уже не первый год сверстывается со значительным дефицитом, что ведет к значительной государственной задолженности по отношению к местным банкам и иностранным кредиторам. Одним из условий предоставления Ливану международной финансовой помощи в размере 11 млрд долларов на конференции CEDRE, прошедшей в Париже в апреле 2018 года, является создание бездефицитного бюджета и меры строгой экономии. 8 апреля министр финансов Ливана Али Хасан Халиль отметил, что задержка с формированием правительства  оттянула и принятие бюджета, поэтому финансовый документ на следующий год необходимо принимать в срочном порядке. Министр финансов отметил тревожные тенденции в макроэкономической ситуации страны. По его словам, общественный дефицит в прошлом году вырос на 3,5 %, в то время как ВВП всего на 1,5%. Импорт Ливана составляет 19 млрд долларов, в то время как экспорт всего 3,5 млрд долларов. В результате бюджет Ливана недополучает налогов на 15-16 млрд долларов. В то же время министр отметил, что текущие экономические проблемы не приведут к обесцениванию ливанского фунта.

Одновременно усилились нападки некоторых политиков страны на президента Banque du Liban (местный аналог Центробанка) Рияда Саляме, бессменно занимающего этот пост с 1993 года. Заслугой Р.Саляме является поддержание стабильного курса ливанского фунта. До этого Р.Саляме объявил, что Центробанк провел ряд операций в рамках «финансовой инженерии» для укрепления макроэкономической стабильности. Министр экономики Мансур Бтейш заявил по этому поводу: «До сих пор мы не видели подробного доклада, который разъяснил бы «финансовую инженерию» Banque du Liban. Что это были за операции? Как они проводились? Чего они стоили? Достигли ли своих целей?».

11 апреля в интервью газете «Аль-Джумхурийя» министр финансов Ливана Али Хасан Халиль отметил три приоритета, стоящих перед новым бюджетом. По его словам это, во-первых, финансирование энергетической сферы для бесперебойного поступления электроэнергии (2 млрд долларов). Во-вторых,  меры экономии, предусматривающие «выборочное» увольнение государственных служащих. В-третьих, обслуживание государственного долга. В то же время очевидно просматривается давление со стороны кредиторов Ливана на правительство этой страны с целью принять бюджет жесткой экономии. 18 апреля посол Франции в Ливане Бруно Фуше отметил, что «Ливанская экономика страдает тот дефицита бюджета, и финансовая ситуация очень плохая. Для выполнения финансовой дисциплины, позволяющей получать помощь Парижского клуба, Ливану надо придерживаться мер строгой экономии». 19 апреля руководитель фракции движения «Хизбалла» в ливанском парламента Мухаммед Раад подчеркнул, что меры экономии, которые закладываются в бюджет, не должны затронуть беднейшие слои и государственных служащих. М.Раад отметил: «Мы не позволим залезать в карманы к бедным и к служащим в поиске покрытия бюджетного дефицита, образовавшегося в результате десяти лет воровства, коррупции и разбазаривания средств, наполнивших карманы некоторых власть имущих».

Заметным событием во внутриполитической жизни Ливана стал конфликт между движением «Хизбалла» и ПСП Валида Джумблата. 4 апреля ПСП объявила о бойкоте визита в район Рашайя, где преобладают друзы, министра здравоохранения Джамиля Джабака, являющегося человеком «Хизбаллы». В связи с этим в район заранее прибыли друзские активисты, связанные с «Партией Бога», а также боевики «Хизбаллы», несшие охрану Джамиля Джабака. Дополнительным фактором конфликта между двумя политическими партиями Ливана стало то, что новый министр промышленности, представитель ПСП Ваэль Абу Фаур аннулировал лицензию на строительство цементного завода в этом районе, выданную ранее бизнесмену Пьеру Фаттушу, тесно связанному с «Хизбаллой». 6 апреля руководство «Хизбаллы» объявило о том, что разрывает все связи с ПСП и ее лидером Валидом Джумблатом. 9 апреля сам Джумблат подверг движение «Хизбалла» резкой критике. В интервью телекомпании LBCI  он сказал о том, что « «Хизбалла» конечно защитила нас в 2006 году, но она не может вечно узурпировать наши решения. Эта партия должна прислушиваться  к критике, а у нас есть право высказывать наше мнение. Из-за арабской разобщенности и того, что арабы покинули палестинцев, «Хизбалла» считает себя собственником палестинского вопроса».

8 апреля лидер партии «Ливанские силы» Самир Джаджаа высказался за более тесную координацию с Россией в деле решения проблемы сирийских беженцев. Он предложил создать на сирийской территории на границе с Ливаном безопасные зоны для возвращения беженцев под российские гарантии. «Россия – единственная серьезная сила, с которой можно об этом разговаривать. У нее к тому же отличные отношения с сирийским режимом и с Ираном», — подчеркнул Джаджаа.

12 апреля генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла в интервью газете «Аль-Ахбар» высказался относительно обострения конфликта между США и Ираном. Он заявил о том, что американские санкции и враждебные действия против Ирана и «Хизбаллы» «не останутся без ответа». В то же время он отметил, что «мы будем действовать спокойно, в правильное время и с холодной головой на всех полях битвы. Мы будем проявлять терпение и сдержанность, но это не значит, что  нас нет необходимых средств для того, чтобы ответить на враждебные проявления». 25 апреля Хасан Насралла опроверг появившуюся в кувейтской газете «Аль-Раи» информацию о якобы сказанных им словах о предстоящей летом большой войне Ливана с Израилем. «Хочу Вас успокоить, я не предсказывал большую войну, более того, считаю ее маловероятной. Сионистское образование понимает нашу силу, и не решится на необдуманные шаги. Я также не говорил о том, что меня, скорее всего, убьют в начале этой войны. Все это выдумки не очень добросовестных журналистов. Еще поживем».

В сфере внешней политики Ливана главным событием стало совещание министров государств Восточного Средиземноморья в Бейруте, посвященное нефтегазовым проблемам. 11 апреля в Бейруте состоялась встреча министров иностранных дел Ливана, Греции и Кипра. Было подписано 6 соглашений о сотрудничестве в области культуры, туризма, научных обменов, однако главным вопросом оставалась эксплуатация газовых резервов Восточного Средиземноморья. По итогам встречи с кипрским коллегой Никосом Кристодулидисом министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль заявил, что стороны договорились совместно эксплуатировать газовые месторождения (блоки), расположенные вдоль их морской границы. При этом ливанское правительство вскоре объявит тендер на эксплуатацию трех из этих четырех блоков. Он также проинформировал о том, что в июне пройдет саммит глав трех государств для окончательной доработки соглашения о разделе продукции, а само соглашение будет подписано в сентябре. 12 апреля президент Ливана Мишель Аун принял президента Греции Прокописа Павлопулоса, прибывшего в Ливанскую Республику с официальным визитом. М.Аун поблагодарил греческого коллегу за твердую позицию осуждения аннексии Израилем Восточного Иерусалима и Голанских высот. Он также отметил, что одобрение президентом США Дональдом Трампом этой агрессии представляет собой вопиющее нарушение международного права. При этом ливанский президент твердо заявил, что его страна не войдет ни в какой международный консорциум по добыче природного газа на шельфе Средиземного моря с участием Израиля. «Я еще раз хочу подчеркнуть наш отказ присоединяться к любым форумам или механизмам сотрудничества, включающим Израиль, особенно к  Газовому Форуму Восточного Средиземноморья», — заявил президент.

7 апреля президент Ливана Мишель Аун высказался по поводу текущей политической ситуации в регионе Ближнего Востока. Он сказал о том, что «Арабская весна обернулась арабским адом». При этом он объяснил, что имел в виду рост терроризма и внутриполитических вооруженных конфликтов в регионе. «Сирию называли бьющимся сердцем арабского мира, но что мы сделали с этим сердцем? Если вам не нравится режим, это не значит, что нужно убивать простых людей», — сказал президент.

16 апреля министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль принял участие в Форуме Российско-Арабского сотрудничества, проведенного в Москве по инициативе министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. На конференции шеф ливанской дипломатии недвусмысленно высказался за восстановление членства Сирии в ЛАГ. Он также выступил против попыток нормализации отношений арабских государств с Израилем. «Несомненно, нашим врагом является Израиль, а нашим компасом Палестина. Все, что отвлекает нас от защиты палестинского народа, отворачивает наше внимание и от наших собственных интересов. Нельзя и дальше заниматься расточительством попусту арабских прав во имя «сделки века». Боюсь, что эта сделка окажется удавкой, натянутой на наши шеи», — констатировал министр. «Каждый раз, когда мы встречаемся, в зале есть пустое кресло. Его вид нарушает радость от наших арабских собраний. Это пустое кресло принадлежит Сирии. Я за то, чтобы возобновить участие сирийских братьев в наших совещаниях», — отметил Басиль. Он также напомнил о том, что сам в свое время был противником сирийского военного присутствия в Ливане, но после вывода сирийских войск неизменно выступал за братские и партнерские отношения своей страны с Дамаском.