- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль на пороге беспрецедентной избирательной кампании

Не будет преувеличением сказать, что Израиль находится в шоке после того, как выяснилось, что в 2019 году состоятся вторые досрочные выборы, потому что премьер-министру Биньямину Нетаньяху, лидеру крупнейшей правой израильской партии Ликуд, не удалось сформировать новую правящую коалицию из-за непреодолимых разногласий между возглавляемой депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партией «Наш дом – Израиль» (НДИ) с одной стороны и ультраортодоксальными религиозными партиями с другой по поводу Закона об призыве на армейскую службу. Ничего подобного не было за всю историю страны.

Взаимные обвинения раздаются со всех сторон: Ликуд обвиняет Авигдора Либермана в попытке «свалить» Биньямина Нетаньяху и в том, что НДИ не является партией национального (то есть, правого) лагеря, а напротив, принадлежит к левому лагерю. Лично премьер-министр обвинил Авигдора Либермана в том, что он «обманул своих избирателей». Министр культуры Мири Регев (Ликуд) призвала «уничтожить Либермана» в наказание за то, что он сделал Ликуду, в смысле добиться того, чтобы на следующих выборах его партия не преодолела электорального барьеры, который составляет сейчас в Израиле 3,25% от все поданных на выборах голосов. НДИ в свою очередь обвиняет Ликуд в том, что он «продал все государство ультраортодоксам» и что коалиция, которую пытался сформировать Биньямин Нетаньяху, не была по настоящему правой. Лидер сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС, министр внутренних дел Арье Дери, известный своими многолетними личными связями с лидером НДИ, заявил, что он навсегда порвал все отношения с Авигдором Либерманом и что после того, что он говорил об ультраортодоксальных религиозных евреях, ему осталось только добавить, что у них «длинные носы» и что они воняют, потом что «не принимают душа».

И это только то, что было сказано политиками в СМИ. Что же касается частных разговоров и постов в социальных сетях, то там все гораздо более жестко. Там полемика нередко опускается до того уровня, когда с одной стороны Авигдора Либермана обвиняют в том, что он «враг Торы», «коммунист», «Путин» и что его «окружают гои», понаехавшие в еврейское государство из бывшего СССР, а с другой – что религиозные ультраортодоксы – «паразиты, живущие за счет остальных израильтян», что они «хуже арабов», потому что они, как и арабы, в своей массе не служат в армии, и т.п. Противники Авигдора Либермана твердят, что из-за него на никому не нужные новые выборы будут потрачены миллиарды шекелей, которые могли бы быть использованы на реальные нужды страны. Сторонники НДИ заявляют в ответ, что в рамках коалиционных соглашений, которые Ликуд успел подписать с ультраортодоксальными религиозными партиями, было бы бессмысленно потрачено намного больше миллиардов шекелей из государственной казны, чем на многие выборы.

Параллельно с этим некоторые сторонники левых партий, ненавидящие и Биньямина Нетаньяху, и Авигдора Либермана, публично заявляют, что они готовы простить последнему всё за то, что он «дал народу Израиля новый шанс», то есть возможность отстранения Биньямина Нетаньяху в результате новых досрочных выборов в Кнессет. Однако результаты всех без исключения опросов общественного мнения, которые, как и следовало ожидать, незамедлительно снова вошли в моду в Израиле после того, как было официально объявлено, что в сентябре состоятся новые досрочные выборы в Кнессет, показывают, что левые не только не победят на этих выборах, на даже ослабеют в результате их.

Так, например, опрос общественного мнения, проведенный в четверг по заказу 13-го канала Израильского телевидения, показал, что, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд получил бы 36 мандатов (всего в Кнессете – 120 депутатов), то есть на 1 мандат больше, чем эта правая партия получила на выборах, состоявшихся в апреле. А вот основной соперник Ликуда, левоцентристский блок «Бело-голубые», возглавляемый депутатами Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем и Яиром Лапидом, получил бы только 33 мандата (35 мандатов на выборах, состоявшихся в апреле). Правда, необходимо отметить, что этот опрос, как и другие опросы подобного рода проводимые сейчас, не учитывал отдельно возглавляемую министром финансов Моше Кахлоном правоцентристскую партию «Кулану», которая, как было сообщено, присоединяется к Ликуду. Таким образом, 36 мандатов, которые опрос предсказывает Ликуду, включают и голоса сторонников «Кулану», а в апреле эта партия получила 4 мандата. Поэтому можно говорить, что Ликуд (совместно с «Кулану») не приобрел бы 1, а потерял бы в результате новых выборов 3 мандата.

Возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партия НДИ получила бы 9 мандатов (5 мандатов на выборах, состоявшихся в апреле), став, таким образом, третье по величине фракцией в Кнессете. Нельзя не признать, что значительное усиление НДИ, предсказываемое всеми опросами, косвенным образом подтверждает справедливость раздающихся в адрес лидера НДИ упреков со стороны Ликуда о том, что он расчетливо спровоцировал проведение новых досрочных выборов в Кнессет «ради нескольких дополнительных мандатов».

По 7 мандатов получили бы, согласно данным этого опроса возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери ШАС и возглавляемый заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы». На состоявшихся в апреле выборов они получили по 8 мандатов. Таким образом, ультраортодоксальные религиозные партии суммарно ослабели бы на 2 мандата.

7 мандатов вместо 8 получил бы и возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой блок ХАДАШ-ТААЛ, объединяющий коммунистов и умеренных арабских националистов. В связи с этим антисионистским блоком следует упомянуть о том, что Айман Уда публично заявил о достижении договоренностей о сотрудничестве против Ликуда и других партий право-религиозного лагеря с лидером «Бело-голубых», депутатом Кнессета Бени Ганцем. Прежде ничего подобного не было. Антисионистские арабские партии (а ХАДАШ-ТААЛ считается арабским партийным блоком, хотя в его фракции есть один депутат-еврей, Офер Ксиф) избегали публично заявлять о своем сотрудничестве с сионистскими партиями – как правыми, так и левыми. Это заявление свидетельствует об углублении процесса интеграции партий, входящих в блок ХАДАШ-ТААЛ, в политическую систему Государства Израиль. Вместе с тем упомянутое заявление депутата Аймана Уды может сослужить на предстоящих выборах в Кнессет медвежью услугу «Бело-голубым», поскольку лидеры этого блока упорно настаивают на том, что они центристы, а не левые.

7 мандатов получил бы и религиозно-сионистский Блок правых партии (БПП), возглавляемый депутатами Кнессета Рафи (Рафаэлем) Перецом и Бецалелем Смотричем. В данном случае речь идет об усилении, поскольку на апрельских выборах БПП получил только 5 мандатов.

Возглавляемая депутатом Кнессета Тамар Зандберг радикально-левая партия МЕРЕЦ получила бы, согласно данным этого опроса, 6 мандатов (5 мандатов — на апрельских выборах).

По 4 мандата (на грани электорального барьера) получили бы возглавляемая депутатом Кнессета Ави Габаем левая партия Авода (6 мандатов на апрельских выборах) и объединяющий радикальных арабских националистов и исламистов блок БАЛАД-РААМ (ровно столько же мандатов он получил и в апреле). Что касается партии Авода, то нельзя не упомянуть о том, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху предлагал ей присоединиться к правящей коалиции вместо НДИ, депутат Ави Габай был склонен принять это предложение, что не удивляет, учитывая его оппортунизм (в прошлом он был членом партии «Кулану» и даже занимал некоторое время от этой партии пост министра экологии в правительстве Биньямина Нетаньяху). Однако ожесточенное сопротивления большинства ведущих политиков от Аводы, придерживающихся, в отличие от своего лидер последовательно левых взглядов, заставило Ави Габая в конечном счете отклонить предложение Ликуда.

Суммарно же партии право-религиозного лагеря (включая НДИ) получили бы, согласно данным этого опроса 66 мандатов, а партии левого (левоцентристского) лагеря вместе с арабскими партиями – 54 мандата. На 1 мандат больше, чем есть у них сейчас.

Чтобы не ограничиться данными одного опроса общественного мнения, приведем также данные аналогичного опроса, который был проведен в тот же день по заказу ежедневной израильской газеты «Маарив». Его результаты были опубликованы утром в пятницу. Согласно данным этого опроса, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, он выглядел бы следующим образом:

Ликуд (включая «Кулану») – 37 мандатов.

«Бело-голубые» – 33 мандата.

«Наш дом – Израиль» – 9 мандатов.

«Еврейство Торы» – 8 мандатов.

ШАС – 7 мандатов

БПП – 6 мандатов.

МЕРЕЦ – 6 мандатов.

ХАДАШ-ТААЛ – 5 мандатов.

«Новые правые» во главе с министром просвещения Нафтали Беннетом – 5 мандатов. Следует отметить, что на выборах, состоявшихся в апреле эта партия не преодолела электорального барьера, и опрос общественного мнения, проведенный считанными часами раньше по заказу 13-го канала Израильского телевидения, ее не учитывал.

БАЛАД-РААМ – 4 мандата.

Авода не преодолевает, согласно этому опросу, электорального барьера, также, как и возглавляемая бывшим депутатом Кнессета Моше Фейглиным правая либертарианская партия «Зеут», которая не преодолела электорального барьера и на выборах, состоявшихся в апреле.

Суммарно же партии право-религиозного лагеря получили бы, согласно результатам этого опроса, 72 мандата. Следует обратить внимание на то, что в подобном случае у Ликуда появилась бы возможность отомстить Авигдору Либерману и сформировать право-религиозную правящую коалицию без НДИ, несмотря на серьезное усиление этой партии.

На фоне информации о том, что партия Авода не преодолеет электорального барьера, появились сообщения о том, что ее лидеры пытаются сейчас в спешном порядке объединиться либо с левоцентристским блоком «Лево-голубые», либо с леворадикальной партией МЕРЕЦ.

Что же касается «Новых правых», то, согласно сообщению ежедневной израильской газеты «Едиот ахронот», Нафтали Беннет (второй лидер этой партии, министр юстиции Аелет Шакед, судя по всему будет баллотироваться в сентябре по списку Ликуда) уже начал контакты по созданию технического блока с партиями, входящими в состав религиозно-сионистского БПП, — возглавляемым депутатом Кнессета Рафи Перецом «Еврейским домом», возглавляемой депутатом Кнессета Бецалелем Смотричем «Ихуд леуми» и возглавляемой адвокатом Итамар Бен-Гвиром «Оцма ле-Исраэль». Обращает внимание на то, что в прошлом министр просвещения Нафтали Беннет решительно выступал против сотрудничества с этой радикально-правой партией, считающейся преемницей объявленной вне закона радикально-правой партии КАХ, возглавлявшейся репатриантом из США раввином Меиром Кахане (1932-1990). Однако, судя по всему, сокрушительное поражение на выборах в апреле заставило лидера «Новых правых» изменить свое мнение по этому вопросу.

В дополнение к этому министр Нафтали Беннет уже встретился с Моше Фейглиным для обсуждения возможности присоединения возглавляемой им партии «Зеут» к новому техническому блоку, который будет предположительно назван «Объединенный правый фронт». В случае успеха этого начинания Нафтали Беннет сможет вернуться в большую политику «на коне», поскольку оно обеспечит, что многие десятки тысяч голосов, отданных за мелкие правые партии не будут потеряны, как это произошло на выборах, состоявшихся в апреле.