- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ядерная программа Ирана в свете социологических исследований в России

5 апреля Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты опроса россиян по проблеме ядерной программы Ирана.

ФОМ известная исследовательская организация России, которая изучает общественное мнение в стране, постоянно проводит опросы россиян и социологические исследования по различным проблемам внутренней жизни РФ и международных отношений.

В опросе по ядерной программе ИРИ, проведенном 31 марта — 1 апреля 2007 г., приняли участие 1500 респондентов из 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик России.

Безусловно, Иран для россиян никогда не был «терра инкогнито», -неизвестной страной. Россия и Иран – соседние страны с глубокими цивилизационными и историческими корнями, что уже само собой предполагает взаимообогащающий обмен.

Российско-иранские связи имеют пятисотлетнюю историю. Они охватывали и охватывают такие сферы как торговля, в целом экономика, культура, наука, — то есть все стороны жизни государства и просто человека. Обоюдная заинтересованность в развитии отношений способствовала их устойчивости, несмотря на меняющиеся политические условия как в двух странах, так и в регионе и мире. Информационное поле, сопутствующее развитию отношений между двумя странами и изменяющееся синхронно с политическими условиями, оказывало значительное влияние на взгляды простых россиян и иранцев друг на друга.

В настоящее время, как свидетельствуют результаты социологического исследования ФОМ, в своем большинстве жители России положительно относятся к Ирану и иранцам. Так, согласно данным последнего опроса, почти половина граждан РФ (45%) считают Иран дружественной по отношению к России страной, противоположного мнения придерживается лишь четверть респондентов (27%). 28% затруднились оценить отношение Ирана к нашей стране. При этом доля считающих Иран дружественным государством выросла на 8 пунктов по сравнению с данными опроса, проведенного год назад, в апреле 2006 года.

Однако в последние годы, когда иранская ядерная программа так громко заявила о себе, среди россиян возникло чувство настороженности именно по этой проблеме. По результатам опроса, 68% россиян уверены, что появление у Ирана ядерного оружия представляет опасность для других стран (не согласны с ними 17%). При этом более половины опрошенных (52%) отмечают особую опасность этого именно для России (не видят таковой 32%).

По данным социологов ФОМ, каждый второй россиянин (50%) уверен, что Иран в настоящее время ведет разработку ядерных технологий для создания ядерного оружия. В свою очередь пятая часть респондентов (20 %) считает, что это делается в мирных целях, остальные (30%) не смогли определить цели ядерной программы этой страны. Здесь также наблюдаются значительные перемены во взглядах: в январе 2006 г. лишь треть россиян (35%) разделяли мнение о военной направленности иранской ядерной программы (доля веривших в ее сугубо мирную направленность была чуть выше, чем сейчас, – 23%).

Около половины участников опроса (48%) знают (21%) или слышали (27%) о принятии Советом Безопасности ООН резолюции, согласно которой усиливаются экономические санкции против Ирана за отказ от прекращения работы над ядерными технологиями. Россияне отнеслись к этой мере неоднозначно: одобрили ее 30% респондентов, и столько же (29%) – не одобрили; 41% не смогли выразить свое отношение к резолюции. При этом 47% респондентов назвали правильным решение России поддержать эти санкции, а 21% опрошенных сочли подобный шаг неправильным.

Респонденты, выразившие определенное отношение к принятию Совбезом ООН резолюции по Ирану аргументировали свою позицию, как говорят социологи, в открытой форме. Причем здесь интересны не только итоговые результаты ответов, но и то, как аргументировали свои позиции респонденты.

Так, одобряющие усиление санкций чаще всего говорят, что принятие резолюции осуществлено в целях безопасности, для уменьшения вероятности возникновения войны (10%). Приводятся такие аргументы: «для безопасности в мире»; «для подстраховки»; «надо принимать какие-то меры для ядерной безопасности»; «предотвратить беду заранее»; «атомная война никому не нужна»; «для мира»; «достаточно войн»; «если будет у Ирана ядерное оружие, то опасность ядерной войны увеличится»; «если у них будет оружие, то они его могут применить»; «зачем надо допускать эту ситуацию, чтобы они использовали это оружие и против нас в том числе?»; «иначе угроза войны»; «они могут использовать ядерные технологии для терактов».

Шесть процентов одобряющих резолюции Совбеза ООН считают, что принятие резолюции воспрепятствует разработке Ираном ядерного оружия, уменьшит финансирование ядерных разработок. Тут такие мнения: «без ядерного оружия можно жить»; «возможно, они отменят ядерные технологии»; «и так повсюду хватает ядерного оружия»; «меньше ядерного оружия»; «не нужно ядерного оружия»; «нужно прекратить работу по обогащению урана»; «нужно меньше иметь оружия»; «материальные трудности, не будет денег на ядерные разработки»; «это ограничит их в средствах».

Два процента из числа респондентов, поддерживающих решения СБ ООН, полагают, что нужно оказать давление на Иран, поставить его на место: «их надо немного приструнить»; «надо их прижать как следует»; «нужно, чтобы поняли, что нужно подчиняться»; «пусть задумаются, что с другими нужно поддерживать хорошие отношения»; «пусть знают свое место»; «чтобы хоть чего-то боялись»; «это первое предупреждение».

Еще по два процента одобряющих санкции полагают, что это поможет контролировать действия Ирана («в первую очередь будет дисциплина»; «должен быть контроль»; «надо, чтобы это было под контролем»; «не надо им давать волю»; «нужно контролировать ядерные разработки»); что Иран – ненадежная, непредсказуемая страна, ему нельзя доверять («есть экстремисты у них»; «много вреда от Ирана»; «мусульмане – фанатики»; «ненадежная страна»; «я им не верю»); что санкции — это правильно, это может положительно повлиять на ситуацию («вдруг поможет?»; «если по-другому не понимают, почему бы нет?»; «как-то надо влиять»; «может, это как-то повлияет на них»; «надо это останавливать»; «нужно принимать решительные меры»; «правильно делают»; «это правильно»; «это хорошо»).

Опрошенные граждане, которые не одобряют усиление санкций, чаще всего говорят, что Иран – самостоятельное государство, он имеет право действовать так, как считает нужным, нельзя вмешиваться в дела другой страны (8%) («зачем вмешиваться в другую страну?»; «зачем насиловать другие страны?»; «им тоже надо развиваться»; «Иран – самостоятельное государство»; «их разработки – это дело их страны»; «их унижают и не дают развиваться»; «каждая страна имеет право жить так, как она хочет»; «каждая страна имеет свое мнение, решение за нее не должны принимать другие»; «каждая страна имеет свое право»; «каждая страна развивается по-своему»; «каждая страна сама вправе решать, что ей делать»).

Четыре процента из этой категории считают, что санкции скажутся на простых людях в Иране, приведет к усилению бедности («будет страдать простой народ»; «в голод втянут народ»; «имеет бедное население»; «люди ни при чем»; «люди пострадают, страна – нет»; «не лишать народ достойной жизни»; «при чем тут люди?»; «это же отразится на жизни простых людей»).

По три процента опрошенных, выступающих против санкций уверены, что введение санкций — это проявление агрессивной политики Америки, ее стремления к мировому господству («все делается по указке Америки»; «к нему слишком много претензий со стороны Америки»; «как США скажет, так и сделали»; «опять все с подачи американцев делается»; «США вечно лезут не туда»; «США должны не вмешиваться в дела Ирана, умерить свои агрессивные эмоции»; «там не так, как СМИ говорят, это все идет под диктовкой США»; «это политика США»), что санкции могут вызвать ответную реакцию Ирана, привести к конфликтам, войне («больше агрессии со стороны Ирана»; «в ответ Иран может объявить войну»; «еще злее будут»; «могут наоборот поступить, озлобиться»; «мусульмане – народ горячий»; «они могут обозлиться, и усилятся теракты»; «реакция может быть любая».

По одному-два процента противников антииранских санкций считают: ядерные технологии разрабатывают разные страны, если применять санкции, то ко всем (2%); Иран разрабатывает ядерные технологии в целях самозащиты (2%); Иран разрабатывает ядерные технологии в мирных целях (1%); Иран – дружественная нам страна, наш партнер, санкции против него России невыгодны (1%); Это может привести к повторению ситуации с Ираком (1%); Нужно искать компромисс, решать вопрос мирным путем (1%); санкции ничего не дадут (1%).

Четверть всех опрошенных (23%) считают, что с помощью экономических санкций Совет безопасности ООН сможет добиться от Ирана отказа от работы над ядерными технологиями; почти вдвое больше тех, кто полагает, что санкции этой цели не достигнут (42%); 36% затрудняются сделать прогноз.

Между тем, 59% россиян в ходе опроса высказались против ракетно-бомбового удара по иранским предприятиям, которые ведут работы по обогащению урана, лишь 20% респондентов поддержали бы подобные меры.

Таким образом, опрос, проведенный российским фондом «Общественное мнение», свидетельствует:

Во-первых, о том, что население России в целом имеет об Иране достаточно объективную информацию.

Во-вторых, несмотря на значительную полярность ответов россиян на вопросы ученых, опрос показывает, что мнения граждан РФ в целом совпадают с официальной позицией Москвы по ядерной проблеме ИРИ.

В-третьих, по сравнению с данными апреля 2006 года значительно увеличилось число людей, считающих, что ядерная программа ИРИ имеет военную направленность. При этом одновременно возросла доля россиян, считающих Иран дружественным государством.

В-четвертых, Иран и все, что связано с ним, представляет определенный интерес для российских граждан, даже далеких от политики.

*Материал подготовлен на основе отчета фонда «Общественное мнение» от 05.04.2007 г. «Ядерная программа Ирана и резолюция Совбеза ООН» (www.fom.ru)