- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Израиле снова досрочные выборы в Кнессет. Часть 2

Перегруппировки и цена вопроса

Хотя срок работы Кнессета 21-го созыва был беспрецедентно коротким, эти выборы уже вошли в историю Израиля и главным действующим лицом в них признан лидер партии НДИ Авигдор Либерман как «правый» политик, не допустивший создания правой коалиции и спровоцировавший роспуск парламента.

В отношении позиции Либермана мнения диаметрально противоположные. Одни считают его героем и принципиальным политиком, вставшего горой за равенство и демократию против усиливающегося религиозного диктата. Другие обвиняют председателя НДИ в излишней принципиальности, которая привела правый лагерь к политическому срыву. При этом никто в правом лагере не обвиняет в провале коалиционных переговоров ультраортодоксов, которые тоже решили не поступаться принципами и отказались утверждать Закон о призыве.

Естественно, что самым «обиженным» стал премьер-министр Биньямин Нетаньяху обвинивший Либермана в том, что тот «из левого лагеря», поскольку «он с самого начала намеревался развалить правительство».  Нетаньяху фактически объявил крестовый поход на «русскую» улицу, чтоб отобрать все голоса у Либермана и отправить последнего в политическое небытие.

Не менее разочарованы итогами и представители религиозных партий, которые уже объявили Либермана персоной нот грата, заявив, что «Либерман объявил нам войну. Мы ему это еще припомним». Уже на следующий день после роспуска Кнессета председатель «Яадут ха-Тора» Яаков Лицман и Моше Гафни, глава списка «Дегель ха-Тора», открыли совместный штаб объединенной партии. При этом председатель «Яадут ха-Тора» уверен, что конфликт с НДИ принесет религиозным дополнительные мандаты.

Так или иначе коалиционные страсти окончены, яростные споры о том, куда и кому входить или не входить и почему, уже не имеют смысла. Политическая система вновь перешла в предвыборный режим, а значит впереди новые союзы, новые обещания и программы, ведь через несколько месяцев гражданам снова придется принимать решение о том, кому отдать свой голос. Возможно, что многие избиратели, пересмотрят свое отношения к партиям, как в связи с учетом итогов предыдущих выборов, так и итогов коалиционных переговоров.

 

31 мая юридический советник Кнессета Эяль Янон уведомил глав всех парламентских фракций, что у них есть время до воскресенья, чтобы определиться с расколами или слияниями, которые будут учитываться при определении размера предвыборного финансирования. Расколы и слияния, осуществленные после воскресенья, для определения размера финансирования учитываться не будут. Согласно закону, прошедшие в Кнессет фракции имеют право на получение аванса в счет финансирования партийных расходов.

В этой связи уже 2 июня распределительная комиссия Кнессета утвердила разделение фракции РААМ-БАЛАД. Теперь эти партии являются самостоятельными фракциями, но в политических кругах полагают, что на выборах в Кнессет 22-го созыва вновь будет баллотироваться Объединенный арабский список, состоящий из всех четырех арабских партий.

Было также утверждено отделение заместителя министра обороны Эли Бен Дахана от Ликуда и создании самостоятельной фракции из одного человека, которая называет «Ахи». На практике Эли Бен Дахан станет частью фракции «Ихуд Мифлагот а-Ямин». Данная договорённость между партиями была заключена еще перед выборами, когда Эли Бен Дахан баллотировался на 28-м месте в предвыборном списке Ликуда с сохранением права после выборов вернуться в «Ихуд Мифлагот а-Ямин».

Ходили упорные слухи о напряженности в руководстве оппозиционным блоком «Кахоль-Лаван». Согласно публикациям Моше Яалон и Габи Ашкенази высказывали сомнения в целесообразности сохранения единого блока, в то время как Бени Ганц настаивал на сохранении существующей формы, а позиция Яира Лапида была неясна. В итоге состоялась встреча лидеров блока, после завершения которой пресс-служба «Кахоль-Лаван», сообщила, что принято решение баллотироваться в Кнессет 22-го созыва в том же составе, в котором блок  шел на предыдущих выборах и договоренность о ротации между Бени Ганцем и Яиром Лапидом на посту премьер-министра в случае победы блока на выборах, остается в силе.

 

Финансовые проблемы новой избирательной кампании

На заседании специальной комиссии по роспуску Кнессета, представительница бюджетного отдела Министерства финансов Биан Ветед заявила, что повторные выборы обойдутся государственной казне в 475 млн шекелей прямых расходов. Бюджет Центризбиркома на прошлых выборах составил 227 млн шекелей, к которым добавится дополнительное финансирование партий.

Вырастут и кредиты партиям для проведения выборов с 62,5 млн шекелей до 201 млн шекелей, поскольку партии не успели начать возвращать полученные от государства авансом деньги. Особо было отмечено, что в государственном бюджете на 2019 год свободных средств для проведения выборов нет, и что для изыскания средств правительство будет обязано сокращать расходы министерств.

Как заявила директор Центральной избирательной комиссии Орли Адас ЦИК не готов к новым выборам — не располагает для этого ни человеческими, ни финансовыми ресурсами. До сих пор не завершилась работа по апрельским выборам: не обработаны все платежи поставщикам услуг и не закончена работа над недочетами. Для сентябрьских выборов потребуется заполнить около тысячи временных рабочих мест в центральной и региональных комиссиях. Привлеченные прошлой весной госслужащие уже вернулись на свою работу, и теперь будет трудно снова сорвать их с рабочих мест.

Партии также находятся в весьма стесненных обстоятельствах. Они еще не выплатили предыдущие ссуды, полученные в банке под гарантии Кнессета. Теперь они просят переноса сроков возвращения долгов на период после повторных выборов, чтобы 36 месяцев им превратили в 72. Однако, закон этого не позволяет — чтобы получить новую ссуду, надо сначала вернуть долги по первой. Общий долг партий составляет сегодня почти 62,5 млн шекелей, из которых 36 млн приходятся на Ликуд. Бухгалтер Кнессета Хаим Авидор уже предупредил, что риски парламента с учетом новых займов могут подняться до 200 млн шекелей.

Следует отметить, что государственные расходы на выборы существенно отличаются от стоимости выборов для экономики страны. Лишний выходной день стоит экономике 2,5 млрд шекелей, однако эту сумму фактически покрывают работодатели, не получающие за нее компенсации от государства. Таким образом стоимость выборов для экономики составляет приблизительно 3 млрд шекелей.

Кроме того, повторные выборы в Кнессет нанесут значительный ущерб разным властным структурам: на неопределенный срок будут отложены назначения новых генерального инспектора полиции и начальника Управления тюрем. Ожидается стагнация на рынке недвижимости и в системе здравоохранения, не будут проведены вовремя назначения судей.

Будет нанесен ущерб перспективным планам Минобороны и армии, поскольку многомиллиардные контракты на закупки в США вооружений и боеприпасов в рамках американской военной помощи Израилю может утвердить только правительство.

В системе здравоохранения сохранится критический недостаток бюджета, поскольку его увеличение также обязано утвердить правительство.

Кроме прочего, выборы в сентябре могут привести к кризису в системе образования и отсрочке начала нового учебного года. Речь идет, в первую очередь, о подписании нового трудового соглашения с преподавательским составом школ.

Другими словами, досрочные выборы крайне невыгодны ни израильской экономике, ни большинству сфер государственной деятельности. Однако этот факт вряд ли брался в расчет политиками, когда прорабатывался вопрос о роспуске Кнессета 21-го созыва, который практически не начал свою работу.