- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Президентские выборы в Алжире отменены. Что дальше?

Итак, как мы и предполагали, алжирские власти отменили намеченные на 4 июля текущего года президентские выборы, отказав в регистрации двум единственным и мало кому известным кандидатам на пост главы государства.   

Произошло это 1 июня, когда Конституционный совет страны, по сути, официально регулирующий вопросы проведения выборов, принял соответствующее решение.

В своем официальном комментарии Конституционный совет заявил в текущей ситуации «о невозможности провести эти выборы… Принимая во внимание, что поскольку Конституция предусматривает, что основная задача, возложенная на главу государства, заключается в организации выборов Президента Республики, необходимо создать надлежащие условия для организации этих выборов в условиях транспарентности и нейтральности в целях сохранения конституционных институтов, способствующих реализации чаяний суверенного народа».

Соответственно, ситуация откатывается к апрелю текущего года и, согласно официальному комментарию того же органа, после этого «глава государства (то есть временно исполняющий должность президента, глава Конституционного совета Абделькадера Бенсалаха – авт.) должен вновь созвать избирательный корпус и завершить выборный процесс, избрав президента АНДР и приведя его к конституционной присяге».

Избирательный корпус и должен фактически определить дату проведения новых выборов.

Необходимо отметить, что такое решение было принято в условиях непрекращающихся народных протестов в стране, целью которых оппозиция заявляет полное устранение «остатков политического режима, установившегося в Алжире в 1962 г.» Это относится в первую очередь к начальнику штаба Вооруженных сил АНДР Ахмеду Гаиду Салаху.

Заметим, что такое решение Конституционного совета протестующие могут считать еще одной своей победой, поскольку, на первый взгляд, именно они добились отмены намеченных на 4 июля президентских выборов. Во всяком случае, это указывалось одной из второстепенных целей оппозиции.

Соответственно, подобный вердикт может подстегнуть оппозицию, отвергающую ведение какого бы то ни было диалога с официальными фигурами правящего режима, а именно исполняющего обязанности главы государства Абделькадера Бенсалы и премьер-министра Нуреддина Бедуи, к дальнейшему продолжению и усилению своих выступлений.

Итак, на первый взгляд, стремление Ахмеда Гаида Салаха провести президентские выборы (на которые он, судя по его высказываниям, строил столько надежд для институционального закрепления оставшейся после отставки президента Абдельазиза Бутефлики государственной конструкции) в кратчайшие сроки потерпело крах.

А пока объявлена попытка проведения выборов главы государства №2. Вопрос – где гарантии, что и она не закончится также как и нынешняя попытка? Их нет.

Разумеется, можно предположить, что на этот раз сторонники сохранения действующего алжирского режима «соберутся» и выставят десяток – другой марионеточных претендентов, чтобы при помощи административного ресурса «нарисовать» необходимое количество голосов заранее определенному кандидату, чтобы провести его в «президентские дамки».

Но опять же – где гарантии, что во все эти недюжинные для военных вообще и алжирских в особенности политические трюки удастся заставить поверить бурлящую алжирскую «улицу»?

Напротив, размах протестов оппозиции наглядно демонстрирует военным, что протестующие вполне способны сорвать выборы как минимум в целом ряде регионов, что не позволит их признать как зарубежной общественности, так и самому алжирскому обществу.

Правда, следует оговориться, что алжирские военные практического ничего не сделали для проведения намеченного на 4 июля голосования, и даже не удосужились выставить на них необходимое для их проведения число кандидатов. И это говорит относительно их возможной заинтересованности именно в таком развитии ситуации.

В этих условиях вырисовываются следующие возможные сценарии развития событий:

1 Конституционный совет при возможном очередном отсутствии необходимого числа кандидатов (далеко не факт, что Ахмед Гаид Салах захочет реально затрачивать усилия на организацию выборного спектакля, чтобы его сорвала алжирская «улица») вновь назначит перенос выборов на новый срок и ситуация неопределенности в стране затянется.

2 Военные, вспомнив опыт своего собственного поведения 1990–91 гг. объявляют чрезвычайное положение в стране, и отбросив таким образом демократические декорации, вводят ручное управление «хунты», а оппозицию приравнивают со всеми вытекающими последствиями к «террористам».

3 Алжирская «улица» «сносит» правящий режим.

4 Военные сдаются и выполняют требования алжирской «улицы», пойдя с ней на компромисс при гарантии сохранения своих интересов.

5 Военным удастся загнать протестного «джинна» обратно в бутылку без применения чрезвычайных мер, по мере того, как оппозиционное движение будет выдыхаться.

Заметим, что первые два варианта не являются панацеей для алжирских военных, поскольку до бесконечности держать в страну в состоянии неопределенности не получится, равно как и продолжительное время руководить ей в ручном режиме в тот самый момент, когда ее экономика находится в далеко не в лучшем своем состоянии.

Четвертый и пятый варианты представляются маловероятными. Ахмед Гаид Салах и представители его ближайшего окружения не могут не понимать, что принятие условий оппозиции, не важно – с гарантиями или без – означало бы полный их разгром, который бы поставил под угрозу их физическое существование.

Единственной гарантией от вероятных преследований в случае падения действующего режима и победы их противников может быть предоставление им немедленного выезда за рубеж с хотя бы частью полученных от участия в освоении от эксплуатации нефтегазовых алжирских ресурсов денег.

Реализации пятого сценария препятствует сама ситуация – во-первых, у военных фактически отсутствуют люди, обладающие авторитетом, способные взять на себя управление страной в кризисный период и осуществить давно уже перезревшие реформы, без чего она вряд ли сможет его безболезненно преодолеть.

Во-вторых против этого говорит все более ухудшающаяся экономическая ситуация, при которой живущее не по средствам государство, проедающее остатки накопленных в «тучные нефтегазовые годы» ресурсы, стремительно движется к своему банкротству.