- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Гуманитарные перспективы Судана в условиях «арабской весны»

Продолжающийся с апреля текущего года и уже порядком затянувшийся процесс транзита власти в Судане продолжает оказывать негативное влияние на перспективы гуманитарной обстановки в стране. Охватившие страну протесты после свержения 30-летнего правления президента Омара аль-Башира и 24-часового пребывания у власти генерала Ахмеда Ауфа внесли полную неразбериху в политическую конфигурацию и создали предпосылки для углубления и без того существующего социально-экономического кризиса в стране. К середине 2019 года рост протестных настроений налицо, что существенно подрывает легитимность захватившей власть военной верхушки.

Суданская оппозиция уже на протяжении всего политического кризиса не признает легитимности переходного Военного совета, который возглавил генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, и требует создания гражданского временного правительства. Предложение захвативших власть военных о проведении всеобщих выборов в течение 9 месяцев было отвергнуто оппозицией, которая потребовала более транспарентный и поэтапный процесс  с проведением национальных выборов в течение трех лет. В результате в начале июня ситуация вновь обострилась и в столкновениях погибло не менее 60 человек (данные на 5 июня). В конечном счете переходный Военный совет разорвал все договоренности с оппозиционными силами, что еще больше обострило ситуацию в стране. Более того, военные объявили о планах по немедленному формированию нового переходного правительства до проведения выборов в стране, чтобы избежать дальнейшего вакуума власти. Разумеется, речи о создании коалиционного правительства здесь не идет — в его состав предсказуемо войдут члены «старой гвардии».

В начале июня суданская оппозиция выступила с требованием передать власть гражданским силам, чтобы последние могли полностью контролировать процесс проведения новых общенациональных выборов. Ключевые западные партнеры Судана в унисон с представителями ООН также разделяют эту позицию и оказывают соответствующее давление на военную верхушку Судана, требуя мирной передачи власти оппозиционным силам. Более того, недавнюю военную операцию против оппозиции осудил и Африканский союз. В то же время, в мировом сообществе нет единства по суданской проблеме. Попытки западных стран провести через Совет Безопасности ООН резолюцию с осуждением насилия, примененного военным командованием были заблокированы Китаем и Россией, которые выступают за статус-кво и сохранение преемственности власти после смещения О.аль-Башира.

Военная верхушка на осуждения со стороны западных стран и африканских соседей отреагировала сдержано и пообещала разобраться и воздерживаться от чрезмерного применения силы. Однако давление на общественные свободы по различным векторам продолжает набирать силу. В конце мая с.г. военные неожиданно прикрыли офис «Аль-Джазиры» в Хартуме, без объяснения причин, одновременно аннулировав аккредитацию журналистов этого катарского медийного агентства.

Все происходящее вызывает у экспертного сообщества крайне серьезную обеспокоенность в отношении перспектив социально-экономического развития страны. По их мнению, тактическая установка генералитета на подавление социальных протестов еще сильнее загоняет страну в новую воронку гражданской войны и конфронтации, что чревато обернуться новым полноценным гуманитарным кризисом. В частности, такая ситуация ухудшает перспективы скорого разрешения крупнейшего на африканском континенте гуманитарного кризиса в Дарфуре. Особенно тревожной является ситуация в сфере продовольственной безопасности. Напомним, именно рост цен на хлеб и перебои с наличными деньгами стали главными движущими силами народного протеста и привели в конечном счете к длительным акциям гражданского сопротивления, кульминацией которых и стало свержение президента О.аль-Башира. Внутриполитический кризис также подорвал ведущиеся Хартумом последовательные усилия последних лет по восстановлению прежних объемов добычи и экспорта нефти и нормализации отношений с Южным Суданом для наращивания транзита южносуданской нефти через свои порты в западные страны.

Также были подорваны ведущиеся властями усилия по полному снятию американских санкций: в 2017 году отмечая положительные сдвиги в правочеловеческой сфере, Вашингтон отменил ряд торгово-экономических санкций, но по-прежнему оставил Судан в списке стран-спонсоров терроризма, в котором эта страна значится с 1993 года. Cохранение в террористическом списке не позволяет Судану развивать полноценно свою экономику, поскольку страна лишена полноценного доступа к финансовым рынках и инвестиционным ресурсам. C прекращением торговой изоляции зародилась надежда на общее потепление отношений США и Судана, о котором четко сигнализировала на том этапе администрация Д.Трампа. Следующим логическим шагом могла бы стать и амнистия Судана на террористическом фронте и исключение страны из списка стран-террористов, что открыло бы новую эру для сотрудничества со Всемирным банком и МВФ. Этого не произошло: апрельский переворот и приход к власти военных вновь отодвигает такие перспективы на дальний план.

Наконец, в результате многолетней маргинализации и социальных потрясений в Судане закрепилась практика рекрутирования суданской молодежи коалиционными силами Саудовской Аравии и ОАЭ для отправки их для участия в военном конфликте в Йемене для противостояния шиитским хоуситам. В частности, в беднейшем суданском Дарфуре за эти годы было мобилизовано от 8 до 14 тысяч наемников (многие из которых дети), которые за финансовое вознаграждение (до 10 тысяч долларов) отправились воевать в Йемен, не имея никаких перспектив у себя на родине. Одним из требований гражданской оппозиции Судана является как раз прекращение этой негативной практики, которая продолжается до настоящего времени. В то же время, военная верхушка не обозначила пока свою четкую позицию по данному вопросу. В любом случае – продолжение социально-экономического кризиса и сопутствующая этому маргинализация общества будет создавать благоприятную среду для дальнейшего наращивания рекрутирования суданской молодежи Саудовской Аравией и ОАЭ для войны в Йемене, которая к сожалению, сегодня набирает новые обороты.