- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии и перспективах британо-израильских отношений в свете визита Д.Трампа в Лондон

Государственный визит президента США Д.Трампа в Великобританию, сопровождающийся дискуссиями о том, что американский лидер подталкивает Соединенное Королевство к Брекситу, обещая после выхода из ЕС более тесное британо-американское партнерство, делает актуальным  вопрос о том, в какой степени Лондон готов сблизится с Вашингтоном в восприятии ближневосточной проблематики, а главным образом это касается Израиля и палестинской проблемы. О заинтересованности в понимании именно применительно к последней теме говорит то, что в поездку Д.Трамп взял своего старшего советника Дж.Кушнера, вновь вернувшегося в большую политику после периода затишья и готовящегося представить в конце июня часть т.н. «сделки века». Ранее в Брюсселе он, судя по всему, вновь не смог найти понимания у руководства ЕС, что повысило значимость Великобритании как страны, готовящейся возобновить самостоятельную внешнюю политику.

Израиль складывающаяся ситуация также беспокоит. Еще в мае уходящий в отставку посол Соединенного Королевства Д.Кворри дал интервью Jerusalem Post, где отметил, что несмотря на общий всплеск антисемитизма и антиизраильских настроений, подстрекаемых лейбористами во главе с Дж.Корбиным, отношения государств никогда не были так близки, как сейчас. При этом главным их двигателем, судя по всему, считается экономика. Так, по словам посла: «У нас три года подряд были рекордные показатели двусторонней торговли. Мы являемся крупнейшим торговым партнером Израиля в Европе. Мы являемся главным инвестиционным направлением Израиля в Европе. У нас есть более 340 израильских компаний, работающих в Великобритании, о которых мы знаем и, вероятно, еще много, о которых мы не знаем». Объемы взаимной торговли за 10 лет, по данным Jerusalem Post, возросли на 170% и теперь превышают 10 млрд долларов. Кроме того, Израиль готовится стать первой страной, заключившей с Великобританией соглашение о свободной торговле, после Брексита».

Еще одним направлением взаимодействия, представляющим интерес для сторон, является военная сфера. Представители посольств обоих государств в своих последних интервью отмечают, что здесь существует много проектов, от консультаций на уровне начальников генеральных штабов, до совместных учений пилотов ВВС Израиля и Великобритании. Кроме того, существует координация в сфере обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом, суть которой, по понятным причинам, представители государств не раскрывают, однако подчеркивают, что сейчас этот компонент взаимодействия существенно улучшился в сравнении с прошлыми периодами.

Новым послом в Тель-Авиве был назначен Н.Уиган, побывавший в Израиле в качестве студента, работавший в государстве в должности атташе в начале 2000-х гг. и встретивший там свою будущую жену. В многочисленных интервью, публикуемых в последнее время, он много говорит о том, что ситуация в стране, включая сферу безопасности является для него не только политическим, но и личным делом, поскольку там есть много родственников его семьи, да и он сам прекрасно понимает ощущения человека, садящегося в автобус на фоне ежедневных сообщений о взрывах террористов-смертников, как это было во время Второй интифады.

Несмотря на это в политических вопросах Н.Уиган заметно более сдержан, хотя и не исключает переноса посольства Великобритании в Иерусалим, но только в том случае, если основанием для этого станет урегулирование конфликта на базе соглашения его непосредственных сторон, что роднит его позицию не с американской, а некогда высказанной российской. С тем, что на политико-дипломатическом треке не все гладко согласен и контрпартнер Н.Уигана, посол Израиля в Лондоне М.Регев. Также в последнее время часто беседуя со СМИ, он довольно уклончиво отвечает на вопросы о мирном процессе и роли Великобритании в нем. В частности, М.Регев подчеркивает ключевую роль США в урегулировании и отсутствие самостоятельных европейских инициатив. При этом выдвижения предположений о будущей реакции Лондона он явно избегает.

Еще одной новой фигурой в британо-израильских отношениях недавно стал Э.Меррисон, назначенный Государственным министром по Ближнему Востоку. Его позиция в большей степени проливает свет на то, чего ожидать от Лондона. В конце мая – начале июня, посещая с первым визитом вверенный ему регион, помимо Израиля он отправился Газу. Там министр объявил о пакете помощи в размере 1,6 млн фунтов стерлингов на строительство отделения неотложной помощи и травматологии. А это свидетельство традиционного подхода, свойственного европейской дипломатии, когда вместо практических мер, направленных на борьбу с насилием, палестинцам предлагают деньги.

Таким образом, в британо-израильских отношениях сейчас большое значение имеет фактор неопределенности, связанный с внутриполитическими процессами в стране и ее отношениями с Брюсселем, что отразится и на реакции Лондона на американские усилия в рамках мирного процесса. На двустороннем треке диалог двух государств и правда достиг прогресса, помешать которому способен главным образом Дж.Корбин претендующий на пост премьер-министра. А вот в ближневосточных делах Иерусалим на Лондон, судя по всему, больших надежд не возлагает. Главное, что страна хотела бы получить, это, по аналогии с Декларацией Бальфура, дальнейшую международную легитимацию своих границ, которую пока обеспечивает преимущественно Д.Трамп. Впрочем, принимая во внимание ситуацию в Израиле, где вновь назначены досрочные выборы, прогресса на палестинском треке не ждут сами американские авторы сделки, для которой, вероятно, вновь наступил не самый подходящий момент. В связи с этим, как показывает и содержание переговоров  Д.Трампа и Т.Мэй, главным акцентом станет иранская угроза, которая станет и ключевым компонентом британо-израильского диалога по региональным проблемам.