- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия: производство и экспорт «творческих» товаров

Королевство Саудовская Аравия часто и подробно рассматривается с точки зрения ее нефтяной промышленности, региональной политики и нюансов династических отношений, плюс, нововведений наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. Есть, однако, еще одна «ипостась», с точки зрения которой, эта страна практически неизвестна не только неискушенному обывателю, но и большинству экспертов. Тем не менее, она достаточно точно характеризует ее народ, который, как известно, и является главной движущей силой общества. Речь идет об индустрии, т.н. творческого производства, или о предметах народных промыслов, изделиях ручной работы, среди стран-экспортеров которых, королевство заняло восьмое место в мире. Это много, учитывая, что для страны этот вид производства, или деятельности, никак нельзя отнести к основным, или даже к значимым, скорее, к чему-то, из разряда хобби, тогда как для десятков стран, это один из главных источников дохода. Так вот, в числе развивающихся стран, к которым ООН относит и КСА, в их десятке, Саудовская Аравия заняла 8-е место, на первом, кстати, безоговорочно расположился Китай, а что касается стран развитых, то там, лидерство принадлежит Бельгии, следом за которой идут США.

Эту информацию опубликовала Организация по торговле и развитию ООН, (UNCTAD), приводя данные по торговле, т.н. «первичными», в плане их переработки, товарами, или тем, что называется, «творческими» продуктами (Creative products) в которые причисляют семь основных подвидов: изделия технического творчества, продукция ручного труда, новые информационные продукты, разного рода изделия из стекла, дизайн, издательское дело и рекламно — информационные продукты, то есть все то, где определяющим является творческая составляющая. В 2015 году королевство экспортировало только вот таких вот «творческих2 продуктов и того, что мы отнесем к изделиям народных, или ручных промыслов, тут принципиальное значение имеет слово «ручных», на сумму в 103 млн долларов, что оставляет 0,3% от мировых продаж подобных товаров.

Всего же, товаров этого вида, «первичного» уровня технологической обработки, в 2005 году КСА поставило на сумму в 308,5 млн долларов США, в 2006 – на 521,3 млн долларов США, на 525,2 млн долларов – в 2007 году. И уже на 746,9 млн долларов – в 2014 г.

В том же, 2015 году, Китай поставил на рынки такой продукции на 17,4 млрд долларов США, или на 48,7% от мирового оборота. Рост, по состоянию с 2003 г. составил 12,9 %.  В КСА, кстати, по состоянию с 2003 года, экспорт продукции творческого труда и ручных промыслов, самой «денежно-емкой группы», находился  на стабильном уровне, порядка тех же, ста с небольших миллионов долларов.

Следом за Китаем, повторимся, речь идет о т.н. «развивающихся» странах, идет Турция, 2.8 млрд долларов продаж (7.7 % от рынка), затем, Гонконг, 1.8 млрд долларов, Индия, 1.6 млрд, Тайвань, 1.1 млрд, Мексика, 222 млн долларов США, Пакистан, 136 млн долларов, затем КСА,  Сальвадор, 70 млн долларов и, наконец, Бразилия, с 67 млн долларов США.

Структурно, это сегмент саудовского экспорта выглядит следующим образом: драгоценные и ювелирные изделия, разного рода сувенирные изделия местного дизайна, изделия из цветного стекла, аксессуары, одежда, изделия ручной работы, продукция местных промыслов – самая финансово значимая часть, 107 млн долларов США и самая успешная, наряду с производством ковров и разведением газелей.

К слову, импортирует королевство аналогичных товаров на гораздо большие суммы – в 2014 г., на 3,925 млрд долларов США.

Основными направлениями для саудовского экспорта «первичных» товаров являются: Азия (61%), Европа (30%), Африка (8%), обе Америки (1%).

Ведущим покупателями продукции королевства были ОАЭ, Великобритания, Ливан, Катар, Йемен, Швейцария, Кувейт, Бахрейн, Иордания и Египет.

В ОАЭ было поставлено товаров на 212,48 млн долларов, а ввезено на 197,44 млн долларов США. Также профицит наблюдался и по другим странам.

Подобные результаты есть плод усилий руководства страны по развитию творческих навыков у саудовской молодежи – полагают авторы отчета UNCTAD. На эти цели в 2017 г. было истрачено 7,5 млрд долларов США. Были заключено три соглашения с японскими компаниями из сферы развития игровой индустрии, дизайна и мультипликации по обучению местных молодых кадров. Соответствующие положения содержатся и в доктрине «Видение королевства, 2030».

Развитие и совершенствование технического творчества и ручного труда способствуют повышению общего уровня местных кадров, готовят резерв для инженерных вакансий и выполняют стабилизирующую социальную роль, плюс преумножают этнографическое наследие страны. С этой точки зрения бытующее мнение о саудовцах, как о людях избалованных благами цивилизаций и ленивых, представляется не совсем верным.