- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: обострение продовольственного кризиса в провинции Идлиб

Эскалация военного конфликта на северо-западе Сирии, прежде всего в провинции Идлиб и на севере провинции Хама продолжается. На сегодня очевидно, что точка невозврата пройдена: официальный Дамаск планомерно продвигает свою линию, рассчитывая очевидно к концу 2019 года добиться ощутимого перевеса на этом важном векторе. Параллельно, растут масштабы гуманитарного кризиса. На начало июня более 300 тысяч человек в этом регионе стали новыми внутренне переселенными лицами. Попытки западных стран осудить Дамаск за обострение вооруженного конфликта в Идлибе через Совет Безопасности ООН были заблокированы Россией.

На фоне этой военно-политической эскалации бьет тревогу гуманитарное сообщество. Особое беспокойство вызывает ситуация в сфере продовольственной безопасности. Конфликт планомерно разрушает местное производства и основные средства к существованию сельского населения Идлиба. Дело в том, что артиллерийские и воздушные удары уже привели к разрушению тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, и заодно заставили  тысячи непричастных к конфликту фермеров покинуть свои места проживания и войти в категорию мигрантов. Кроме того, в условиях наступившего засушливого летнего сезона высока вероятность возникновения пожаров на сельскохозяйственных землях как следствие бомбардировок. В итоге с конца апреля наблюдается резкое сокращение местного аграрного производства, а фермеры и их хозяйства все больше становятся фактически заложниками вооруженного конфликта.

В общей сложности, жертвами гуманитарного кризиса в Идлибе стали более 3 млн человек, оказавшиеся практически в блокаде — единственный канал гуманитарной помощи для них открыт с территории соседней Турции в рамках проводимой трансграничной гуманитарной операции.

Гуманитарные партнеры на местах также наращивают обороты и запускают масштабные программы содействия. По линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) в течение июня текущего года дополнительно планируется охватить помощью более 800 тысяч бенефициаров, при том что уже более 200 тысяч получают по линии ООН бесперебойное продовольственное содействие.

В тех регионах Идлиба, где сегодня разворачиваются боевые действия и ведутся воздушные бомбардировки, потребности самые высокие. Однако из-за соображений безопасности, ВПП ООН пока приостановила поставки помощи. По этой причине более 7 тысяч человек в районах провинции Хама пока так и не смогли получить столь востребованное продовольственное содействие и поставлены в сложные гуманитарные условия.

Наиболее комплексным вызовом является оказание гуманитарной помощи тем беженцам, которые пустились в последние несколько месяцев в свободное плавание — часть из них смогли найти приют во временных палатках и лагерях на севере Идлиба, а другая часть направилась в соседний Алеппо. В основном это социально уязвимые слои – женщины, дети и пожилые. По данным ВПП ООН, многие из них были вынуждены продать свои ценности и отдать последние сбережения, чтобы оплатить дорогостоящие расходы по эвакуации в пока относительно безопасные (не затронутые боевыми столкновениями) регионы северной части Идлиба. Тема продовольственного обеспечения для этой мигрирующей части жителей Идлиба становится актуальной.

Вообще, тема продовольственного обеспечения постепенно выходит на первый план в идлибском контексте. Боевики незаконных вооруженных формирований, понимая шаткость своего положения под натиском сирийской армии, начинают использовать продовольственный фактор в качестве “орудия войны” против Дамаска. Имеются свидетельства преднамеренных поджогов тысяч гектаром продовольственных культур, засеянных пшеницей и другими злаковыми культурами, а также оливковыми рощами. Оценить масштабы случившегося пока сложно, но на данном этапе они не такие значительные, как это тиражируется в средствах массовой информации. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, общие потери сельскохозяйственных культур в результате преднамеренных поджогов могут составлять на сегодняшний день не более 5%.

Другой значительной проблемой являются естественные продовольственные потери на территории провинции. Поскольку эскалация вооруженного конфликта в Идлибе пришлась как раз на пик сезона сбора урожая, негативный эффект оказался еще более масштабным: фермеры были вынуждены срочно покинуть свои территории, и не имеют возможностей собрать полноценный урожай. Таким образом, проблема продовольственных потерь еще более обостряет общую гуманитарную обстановку на северо-западе Сирии.

Дополнительным фактором дестабилизации стало решение властей Турции закрыть свою государственную границу с сирийской провинцией Идлиб, чтобы воспрепятствовать новой прогнозируемой волне беженцев. Сегодня Турция принимает у себя 3.5 млн сирийских беженцев, и вряд ли способна существенно расширить этот потенциал. Лагеря для беженцев на сирийско-турецкой границе уже переполнены и их потенциал исчерпан. Между тем, население Идлиба составляет 3 млн человек, большая часть из которых – гражданские лица. Таким образом, изолирование Идлиба от Турции создает ситуацию активной внутренней миграции населения в более безопасные (пока) северные районы Идлиба и в соседнюю провинцию Алеппо. Число внутренне перемещенных лиц в Идлибе к концу 2019 года может превысить 1 млн человек (сегодня, как отмечалось, их уже 300 тысяч).

Cреднесрочные перспективы, по единодушному мнению международных экспертов, довольно нестабильные. Гуманитарные проблемы будут обостряться и далее, по мере эскалации противостояния. Проблема гуманитарного доступа по мере интенсификации боевых действий будет ограничивать работу гуманитарных организаций в зоне конфликта и затруднять доставку помощи нуждающимся. Вновь, как и в случае с освобождением районов Дамаска от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), тема открытия гуманитарных коридоров для беженцев и для поставок грузов. И, разумеется, продовольственная тема останется в гуманитарной повестке Идлиба превалирующей в течение всего 2019 года.