- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках законодателей США восстановить финансирование палестинцев

В среду шесть членов Конгресса США (сенаторы демократ К.Кунс, Т.Кейн, республиканцы Л.Грэм и К.Гарднер, а также два члена Палаты представителей демократ Н.Лоуи и республиканце Дж.Фортенберри) представили законопроект «О фонде партнерства во имя мира», который направлен на учреждение фонда содействия экономическим связям и поощрению предпринимательства как одного из способов урегулирования палестино-израильского конфликта. По замыслу авторов законодательной инициативы, в течение 5 финансовых лет предполагается выделение суммы в размере 50 млн долларов США. Подчиняться фонд должен Агентству США по международному развитию (USAID) и Государственному департаменту. Его основной практической задачей, как ожидается, должно стать создание новых рабочих мест на палестинских территориях, что рассматривается инициаторами законопроекта не только как способ улучшения качества жизни местного населения, но и инструмент сдерживания насилия и террористической активности.

В предложенном законопроекте, с точки зрения американской политики, обращают на себя внимание несколько аспектов. Прежде всего, документ является новым свидетельством существования принципа т.н. «двухпартийного консенсуса» по палестино-израильской проблематике, который, как полагали скептики, испытывает на себе серьезное негативное воздействие произраильского курса президента Д.Трампа, а также попыток самих республиканцев монополизировать особые отношения между Вашингтоном и Иерусалимом. Кроме того, аналогичный законопроект выдвигался еще до т.н. промежуточных выборов в Конгресс США. При этом его нынешняя редакция не противоречит прошлой, а наоборот является более проработанной версией, в которой отражена специфика деятельности и управления им.

Во-вторых, этот законопроект появляется на фоне подготовки американской команды переговорщиков к презентации в конце нынешнего месяца в Бахрейне экономической части проекта палестино-израильского урегулирования. Следовательно, в определенной степени обе партии, так или иначе, согласны на то, что в нынешних условиях добиться хоть какого-то прогресса на данном треке можно только в экономической сфере. Одной из целей предложенного фонда было заявлено установление прямых контактов между палестинцами и израильтянами, а особенно представителями предпринимательских сообществ. При этом именно на них, как предполагается, и будет сделана ставка на мероприятии в Бахрейне, от посещения которого еще в мае отказалась Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с М.Аббасом.

На текущей неделе представители бизнеса с Западного берега и Газы заявили о планах присоединиться к бойкоту конференции из-за опасений, что экономические проекты вытеснят с первого плана важность политического урегулирования. При этом среди организаций, собирающихся бойкотировать форум, значатся Палестинская федерация промышленности, Союз торгово-промышленных палат, Федерация ассоциаций палестинских бизнесменов, Форум палестинских деловых женщин и Палестино-американская торговая палата.

Впрочем, в Вашингтоне, судя по всему, не исключали такой сценарий развития событий, а потому подготовились к нему, найдя подходящего бизнесмена, готового все же поддержать первую часть проекта «сделки века». Им стал А.Джабари – 45-летний бывший офицер палестинских сил безопасности, бизнесмен из Хеврона, имеющий тесные контакты с американской администрацией, что подтверждают хвалебные отзывы о нем в твиттере специального представителя президента США на международных переговорах Дж.Гринблатта, а также фотография вместе с послом США в Иерусалиме Д.Фридманом. Помимо этого, А.Джабари имеет связи с израильскими поселенцами и не оспаривает факт принадлежности Иудеи и Самарии Израилю.

На примере биографии А.Джабари видно, как экономическая сделка должна трансформироваться в политическую. Так, он планомерно пытается строить политическую карьеру и, по данным израильских СМИ, даже создал недавно собственную партию, которая позиционирует себя как выразитель истинных взглядов палестинского населения, далеких от умозрительных проектов, свойственных М.Аббасу. В жизнеспособность принципа «двух государств для двух народов» он не верит, а взамен отказавшихся от поездки в Бахрейн бизнесменов предлагает найти новых. Таким образом, фонд, созданием которого предлагают заняться американские законодатели, как раз будет способствовать прогрессу в этом деле в будущем.

Наконец, любопытным в оценке законопроекта является то, что он пришелся по душе американским еврейским организациям, от AIPAC до JStreet, чьи подходы к палестино-израильскому урегулированию заметно разнятся. Для оппонентов Д.Трампа в среде американского еврейского лобби документ воспринимается, скорее, как упрек администрации США за то, что она последовательно сокращала финансовую поддержку палестинцев, усугубляя кризис. Вместе с тем законодательная инициатива удивительным образом вписывается в то, что команде Д.Трампа нужно в настоящий момент.

Подводя итог, можно отметить, что попытки построения «жизнеспособной палестинской экономики», как говорится в законопроекте, представляют собой задачу весьма умозрительную. По сути, речь идет о новом предложении для Израиля и США «покупать» спокойствие у палестинцев, прикрывая эти сделки громкими названиями «партнерства во имя мира». Однако в условиях отказа Рамаллы от диалога с Вашингтоном и ситуации в Газе, где отсутствуют механизмы реального сдерживания боевиков, эта опция остается, пожалуй, одной из немногих. Также следует обратить внимание на то, что за неимением какого-либо вменяемого политического процесса на палестинских территориях, позволившего бы обеспечить там легитимность власти, Вашингтон, судя по всему, решил способствовать продвижению лидеров новой волны, готовых транслировать американский подход к мирному процессу. Впрочем, в сравнении со все еще претендующими на власть старыми противниками М.Аббаса типа М.Дахлана, такие кандидатуры пока существенно уступают в том, что касается связей в арабском мире, но полностью игнорировать их все же не стоит.