- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Японо-израильские отношения в свете предстоящего визита Синдзо Абэ в Тегеран

В конце минувшей недели состоялся раунд телефонного общения главы правительства Израиля Б.Нетаньяху и его японского контрпартнера Синдзо Абэ, приуроченный к намеченной на 12-14 июня поездке последнего в Тегеран. В ходе беседы, по данным представителей глав правительств, продлившейся около получаса, стороны обсудили перспективы взаимодействия в области стабилизации Ближнего Востока. При этом главным здесь считается попытка Токио, используя факт поддержания отношений как с Тегераном, так и с Вашингтоном, попытаться выступить в качестве посредника в урегулировании их конфликта. Кроме того, как после переговоров написал в твиттере Б. Нетаньяху: «Мы обсудили значительное улучшение отношений между Израилем и Японией и огромный рост японских инвестиций в Израиль», что свидетельствует о внимании к двусторонней повестке дня.

Действительно, в последнее время наблюдается определенная и весьма заметная интенсификация японо-израильских контактов, свидетельств которой можно обнаружить достаточно. Так, еще в конце мае израильская национальная авиакомпания El Al объявила о планах с марта 2020 г. запустить прямые полеты в Токио. Как ожидается, рейсы будут выполняться трижды в неделю, а их средняя продолжительность составит 11-12 часов. Частично такое решение связано с ростом заинтересованности граждан обоих государств во взаимных визитах. По данным израильского издания Yedioth Ahronoth, в 2018 г. это направлении выбрали для путешествий и деловых поездок около 40 000 израильтян и 20 000 японцев. Предполагается, что количество израильтян, желающих посетить Японию, в следующем году возрастет из-за Олимпиады, тем более, что на играх планируется организация памятной церемонии, посвященной трагедии с израильской сборной в Мюнхене в 1972 г. Впрочем, введение дополнительных маршрутов является и элементом новой стратегии развития El Al, которая, по информации того же издания со ссылкой на источники в авиакомпании, за первый квартал текущего года столкнулась с убытком в 55 млн долларов. Помимо прямой выгоды от организации авиасообщения, El Al, по информации Globes, получил субсидию от правительства на сумму 750 000 евро за открытие новых маршрутов.

Также в мае израильское экономическое издание Calcalist сообщило об открытии в Тель-Авиве инновационного центра Mitsubishi, заинтересованного в поиске и привлечении к работе израильских стартапов, ведущих свою деятельность в сфере автомобильной промышленности и интеллектуальных транспортных систем. При этом данный шаг является не только свидетельством намерений корпорации всерьез закрепиться на израильском рынке, но и отражением общей тенденции. Свои представительства в ближневосточной стране уже имеют другие японские гиганты, такие как Hitachi и Marubeni. Общее количество японских компаний, имеющих офис в Израиле, достигло 70. Кроме того, в минувшем году наблюдался 22%-й рост экспорта израильских товаров в Японию, а общий объем взаимной торговли вырос на 39 % и достиг суммы 3,2 млрд долларов.

В том, что касается политико-дипломатических отношений и особенно предстоящего визита Синдзо Абэ в Тегеран, в Израиле, судя по всему, большого прорыва не ожидают. Так, Israel Hayom отмечает, что главное, что премьер-министр Японии хотел бы получить от нынешнего всплеска международной активности – внутренняя популярность, важность которой возрастает в свете июльских выборов в верхнюю палату парламента страны. Их удачный исход для Либерально-демократической партии Японии позволит Синдзо Абэ оставаться у власти, а также добиться поправок в Конституцию. При этом апрельские довыборы в префектурах Окианава и Осака оказались для партии неудачными. В том, что касается самих переговоров, эксперты много не ожидают. По мнению израильтян, можно прогнозировать развитие т.н. «челночной дипломатии» Синдзо Абэ, а также, как отмечает японский эксперт по Ближнему Востоку Мумио Кундо, у президента ИРИ Х.Роухани есть шанс получить приглашение на предстоящий саммит G20, хотя нет уверенности, примет ли он его.

Наконец, палестино-израильская проблематика. Она, судя по официальным данным, в ходе телефонного разговора двух глав правительств большого внимания не удостоилась, хотя, возможно, затронута и была. При этом причина для ее включения в японо-израильскую повестку дня кроется не в намерении американской администрации вскоре обнародовать часть проекта урегулирования, а в том, что вопрос о суверенитете над территориями, важен по-своему для Иерусалима и Токио. При этом главным образом роднит их позиции то, что необходимость контроля над территориями они трактуют через призму своей безопасности в стратегической перспективе, а также на факте исторической принадлежности. Кроме того, интересную мысль на минувшей неделе высказал посол Израиля в США Р.Дермер в Американском еврейском комитете (AJC). По его мнению, т.н. «оккупация» Израилем палестинских территорий аналогична тому, что делали США в Японии и Германии после Второй мировой войны, с той лишь разницей, что американцы тогда сдерживали новый возможный всплеск милитаризма, угрожающий всему миру, в то время как израильтяне, прежде всего, пытаются гарантировать свою безопасность.

В целом, развитие японо-израильских отношений на нынешнем этапе важно для государств по нескольким причинам. Прежде всего, они имеют общие цели в виде развития экономики и повышения статуса на международной арене. Кроме того, за счет дипломатической активности главы правительств пытаются стимулировать свою внутреннюю популярность. Во-вторых, для Израиля Япония в отличие от Китая это своего рода «санкционированный» США партнер в области экономики и инвестиций, который, помимо прочего, готов дать большие гарантии защиты интеллектуальной собственности, не неся при этом большого стратегического риска. В-третьих, у Токио и Иерусалима есть большой потенциал для сближения в том, что касается борьбы с общими вызовами и угрозами под патронажем США.