- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Итоги визита главы МИД ФРГ Х.Мааса в Иран

В понедельник глава МИД ФРГ Х.Маас встретился в Тегеране с президентом ИРИ Х.Роухани и своим иранским контрпартнером М.Зарифом в рамках усилий, направленных главным образом на спасение ядерной сделки. Особую необходимость участия европейских партнеров создала напряженность в Персидском заливе. Днем ранее в Ираке федеральный министр подчеркнул: «последняя эскалация требует, чтобы мы, европейские соседи, вмешались в пользу деэскалации и мирного сосуществования». При этом Х.Маас добавил, что задача состоит не в том, чтобы «искать диалога, мы должны направлять его», что было воспринято многими СМИ как претензии Берлина на превращение в главного посредника в урегулировании американо-иранских противоречий.

Впрочем, основные вопросы, включенные в повестку дня, свидетельствовали, скорее о том, что европейская дипломатия в лице ФРГ предприняла очередную попытку спасения себя и своих позиций от американского нажима и иранского недовольства. В частности, еще перед визитом в ИРИ отметили, что хотят от главы немецкого МИДа слышать не общие слова, а видеть практические действия. Прежде всего, это касается механизма обхода санкций США – INSTEX. Однако, как сообщили ведущие мировые новостные агентства по итогам двухчасовой встречи глав внешнеполитических ведомств, пока механизму требуется больше времени. По словам Х.Мааса, формальные процедуры уже выполнены, но все, что он смог сказать о сроках ввода INSTEX в эксплуатацию, это фраза «в обозримом будущем».

Кроме того, даже если систему удастся запустить, Берлин, равно как и другие участники СВПД, не имеют рычагов воздействия на бизнесменов своих стран для того, чтобы они захотели поддерживать отношения с Ираном. И здесь давление на них осуществляется с разных сторон, включая США, которые угрожают им риском для деловой активности на своей территории, а также Израиль, где в СМИ уже давно стартовала кампания по раскрытию банков, имеющих контакты с Тегераном. Наконец, Берлин сам признает, что действия, предлагаемые европейскими партнерами, не смогут сравниться в экономическом эффекте с СВПД в случае соблюдения его американской администрацией. Таким образом, основным акцентом должна считаться политико-дипломатическая выгода от диалога с ЕС, однако в ИРИ этот ресурс вряд ли поможет стабилизировать социально-экономическую ситуацию. Не случайно одним из главных призывов М.Д.Зарифа к Германии стало побуждение США остановить экономическую войну против ИРИ.

Надо сказать, что израильская тема прозвучала в рамках визита отдельно. В частности, соблюдая приверженность ФРГ особым отношениям с Израилем, Х.Маас подчеркнул, что «Право Израиля на существование является частью германских национальных интересов и не подлежит пересмотру». Эти слова были главным образом ориентированы на Иерусалим, где ранее возмущение вызвало участие немецких политиков и дипломатов в мероприятиях, посвященных 40-летию Исламской революции. Вместе с тем Тегеран такой подход явно не обрадовал, поскольку Израиль, а точнее премьер-министр Б.Нетаньяху, был автором формулы «реформируйте или откажитесь», которую за основу взял президент США Д.Трамп. Эти комментарии федерального министра, по мнению израильских СМИ, вызвали наиболее негативную реакцию М.Д.Зарифа. В общении с журналистами он назвал Израиль и США главными источниками нестабильности на Ближнем Востоке, а также вновь заявил о том, что Израиль обладает ядерным оружием.

Также Х.Маас обсудил с принимающей стороной региональные конфликты в Сирии и Йемене, однако, говоря об урегулировании, он сослался на механизмы ООН, подчеркнув, что ФРГ сейчас является непостоянным членом Совета Безопасности. Тегеран и этот ответ, судя по всему, не устроил, о чем свидетельствуют нелицеприятные комментарии в адрес Саудовской Аравии и США. Кроме того, Берлин волнует эскалация в Персидском заливе, которая угрожает мировой экономической и энергетической стабильности и неизбежно отразиться на Европе. Наконец, обсуждение этого вопроса имеет первостепенное значение с точки зрения перспектив миссии Бундесвера в Ираке и Сирии против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Ее мандат истекает осенью, однако, по информации Spiegel, Вашингтон подталкивает Берлин к его продлению. Х.Маас, в конце недели находясь в Иордании, не исключил такого сценария, хотя оно потенциально может угрожать распадом правительственной коалиции А.Меркель.

В целом переговоры Х.Мааса в Тегеране не принесли заметных практических результатов, что объясняется несколькими группами причин. Во-первых, на практике Европа пока не может предложить Ирану ничего, кроме призрачного дипломатического эффекта ядерной сделки, в то время как Тегеран настаивает на практических шагах, дойдя до ультиматума в том, что касается соблюдения СВПД. Во-вторых, цели у сторон, применительно к региональной ситуации, не выглядят общими. Берлин не может отказаться от обязательств перед Израилем, особенно на фоне всплеска антисемитизма в Европе, а также должен решать проблему беженцев, для чего необходимо стабилизировать Сирию. Наконец, ЕС и ФРГ в частности, в данном случае нейтральными партнерами не выглядят, а значить их потенциал добиваться преодоления разногласий США и ИРИ сравнительно мал.