- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Активизация ЦАХАЛа в Сирии с целью противодействия усилению иранского присутствия

Во вторник ночью F-16 израильских ВВС нанесли удары по военным объектам в районе Тель аль-Хара в сирийской провинции Дераа. В израильских СМИ сообщается, что перед запуском ракет ПВО Сирии были ослеплены посредством действий по обеспечению радиоэлектронной безопасности. Тем не менее, как сообщает Jerusalem Post со ссылкой на сирийское государственное информационное агентство SANA, ПВО Сирии отреагировали и сбили несколько ракет. Материальный ущерб был нанесен, но сообщений о жертвах не поступало[i] [1].

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля, который является также и министром обороны, намекнул, что атака на военные объекты в Сирии была осуществлена израильскими ВВС. «Череда испытаний на нашем пути не прекращается. Мы не только даем решительный отпор любым выпадам противника, но и упреждаем его удары. Действуя твердо и неотступно, мы не позволяем врагу создать плацдармы для нападения вблизи наших границ», – заявил Б.Нетаньяху, выступая на церемонии памяти четвертого президента Государства Израиль Эфраима Кацира на кладбище в Реховоте[ii] [2].

Тель аль-Хара представляет собой потухший вулкан высотой 1,1 км, возвышающийся над сирийской стороной Голанских высот, точно так же, как Тель-Фарес и гора Авиталь на израильской территории. Это самая высокая точка в регионе, позволяющая проводить визуальные и электронные наблюдения в глубине израильской территории. Десятилетия Тель аль-Хара служила базой разведки для сирийской армии и других сил, в частности, Ирана и России, которые действуют в стране с согласия Дамаска. Район вокруг возвышенности является закрытой военной зоной.

Как пишет русскоязычный новостной сайт 9-го канала, Тель аль-Хара – один из трех участков в Сирии, составляющих так называемый «треугольник смерти». Это одна из ключевых позиций в борьбе за контроль над пограничной с Израилем территорией. «В свое время там размещалась база радиотехнической разведки Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Министерства обороны России. Она являлась совместным объектом ГРУ и сирийской армии».

Во время сирийской войны холм был захвачен повстанцами из «Джебхат ан-Нусры», ответвления «Аль-Каиды» (запрещена в России). Взяв под контроль возвышенность, террористы, сообщает Рон Бен-Ишай, военный обозреватель Ynet, продемонстрировали всему миру документы российской и иранской (из Корпуса стражей исламской революции) разведслужб, которые занимали этот район. «Русские и иранцы – союзники президента Сирии Башара Асада – использовали Тель аль-Хара для наблюдения за позициями повстанцев в районе города Дераа, недалеко от границы с Иорданией и на сирийских Голанах». «В конце 2018 года сирийская армия – при помощи России – вернула под свой контроль район, в том числе Тель аль-Хара. Согласно соглашению с русскими, в регионе разрешено оставаться только сирийской армии, в то время как «Хизбалла», Иран и шиитские ополченцы, действующие под его контролем, должны были быть отведены назад, по крайней мере, на 80 км к востоку от дороги Дамаск-Дераа, которая проходит недалеко от холма»[iii] [3].

Согласно Ynet, первоначально соглашение выполнялось, и на возвышенности присутствовала только сирийская армия. Вполне допустимо, что теперь ее используют и иностранные элементы, которые там обосновались – в основном «Хизбалла», а также иранцы и шиитские ополченцы. «Справедливо предположить, что «Хизбалла», иранцы и подконтрольные им силы намерены использовать Тель аль-Хара для сбора разведывательных данных для различных целей: облегчения будущих проникновений на израильскую территорию и нападений на гражданские и военные объекты; нацеливания ракет и артиллерийских орудий; мониторинга деятельности Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) и израильских ВВС, а также их дислоцирования, которое могло бы указать, планирует ли Израиль операцию, которая может нарушить планы Ирана и «Хизбаллы».

Также «справедливо» предположить, что Тель аль-Хара вернулась к своей прежней функции разведывательной базы для нападения на Израиль и сбора информации о размещениях сил ЦАХАЛа.

Таким образом, по словам Рона Бен-Ишая, израильская атака во вторник была лишь вопросом времени. Израиль несколько раз заявлял, что не допустит консолидации радикального шиитского фронта во главе с Ираном в Сирии. Атака, по его мнению, послужила также напоминанием России о необходимости обеспечить соблюдение достигнутых посреднических договоренностей. Если Москва не сможет это организовать, то Израиль должен сам позаботиться о решении проблемы.

Подразделения российской военной полиции размещены на сирийской стороне Голанских высот, которые могут легко выяснить факты на местах и прояснить, что происходит в Тель аль-Хара. «Русские заинтересованы в этом, учитывая недавнее проявление жесткой конкурентной борьбы между Москвой и Тегераном за контроль над Сирией после окончания войны».

Эта ночная атака последовала за несколькими инцидентами, произошедшими за последние две недели. На прошлой неделе системы ЦАХАЛа засекли несколько зенитных ракет, выпущенных из Сирии, а 10 дней назад Сирия сообщила, что ракетному обстрелу подвергся район военного аэродрома Т-4 вблизи Хомса. В Министерстве обороны Сирии заявили, что за эту атаку, в ходе которой батареи сирийской ПВО перехватили две ракеты, ответственность несет Израиль. По сообщениям в израильских СМИ там находились склады, принадлежащие иранским силам КСИР, и Израиль уже не раз атаковал этот район. Накануне нападения на сирийский аэродром израильские самолеты нанесли удар по Сирии в ответ на запуск двух ракет по горе Хермон на израильской стороне Голанских высот. Сирийская обсерватория по правам человека сообщила, что целями ЦАХАЛа стали две батареи сирийской артиллерии, несколько наблюдательных и разведывательных постов на Голанских высотах и система ПВО SA-2 (С-75 «Десна»). По сообщениям, в результате нападения к югу от Дамаска, по меньшей мере, 10 человек были убиты, в том числе 7 иностранцев, и 3 сирийца погибли в результате атаки в районе Кунейтры.

Усиление ударов Израиля по позициям Ирана и его союзников в Сирии свидетельствует о том, что Тель-Авив удваивает свои усилия по сдерживанию влияния Ирана в этой стране. Однако эти усилия не ограничиваются военной сферой, поскольку израильские лидеры пытаются оказать давление на Тегеран и на дипломатическом фронте.

Как напоминает Хамидреза Азизи, иранский эксперт из университета им. шахида Бехешти, Белый дом 30 мая с.г. заявил, что в Иерусалиме в июне пройдет беспрецедентная встреча секретарей советов безопасности  США, России и Израиля. Они намерены обсудить «вопросы региональной безопасности», при этом очевидно, что «дальнейшее присутствие Ирана в Сирии» будет в центре повестки дня. США и Израиль пытаются заставить Россию предпринять конкретные шаги для сдерживания Ирана в Сирии в обмен на определенные шаги навстречу, такие как признание легитимности Башара Асада и продвижение вопроса о вкладе Вашингтона в восстановление Сирии[iv] [4].

Несмотря на то, что Соединенные Штаты отрицают какую-либо сделку с Россией по легитимизации Б.Асада, а официальный представитель президента России Дмитрий Песков назвал сообщения, предполагающие иное, «фальшивыми новостями», Иран является главной темой обсуждения между его партнером, Россией, и его врагами – Израилем и США. Это  является достаточным поводом для того, чтобы в Тегеране заволновались. Таким образом, главная проблема Ирана в Сирии – помимо «столкновения с новой волной агрессивной израильской политики» – заключается в возможности того, что Россия может изменить курс в отношении присутствия Ирана в Сирии.

Другая проблема для Ирана возникла на севере и северо-востоке Сирии, где американские и турецкие официальные лица обсуждают возможность создания «безопасной зоны» вдоль турецко-сирийской границы. В связи с недавним обострением американо-турецких отношений долгожданный план Анкары по созданию такой зоны еще не реализован. Тем не менее, госсекретарь США Майк Помпео заявил 31 мая, что в настоящее время прилагаются усилия по ее созданию на севере Сирии.

С иранской точки зрения, турецко-американское соглашение по северной части Сирии могло бы оттянуть Анкару от Астанинского формата с Тегераном и Москвой и, в свою очередь, укрепить позиции США в Сирии. Оба результата будут иметь негативные последствия для влияния Ирана на Дамаск.

Принимая во внимание вышеупомянутые проблемы, ожидается, что Тегеран предпримет шаги для сохранения своих интересов и влияния в Сирии. Во-первых, Иран попытается ускорить формирование Сирийского конституционного комитета. При этом процесс формирования комитета должен быть завершен в Астанинском формате и без участия США.

Во-вторых, Иран активизирует свои усилия, чтобы привести правительство Б.Асада и сирийских курдов к компромиссу. Поскольку обе стороны не проявляют никаких признаков смягчения своих позиций, посреднические усилия Ирана до сих пор не увенчались успехом. Тем не менее, Иран может теперь активизироваться, чтобы убедить Б.Асада пойти на некоторые уступки курдам с целью завоевания их лояльности. В случае успеха, это стало бы ударом не только по позиции США в Сирии, но и по плану Турции создать безопасную зону на севере страны под предлогом сдерживания курдской угрозы.

В-третьих, ожидается, что Тегеран перейдет к «институционализации» своих отношений с Дамаском, ставя их в более широкие региональные рамки. Иран планирует установить железнодорожное сообщение от своих западных границ до средиземноморского побережья Сирии через Ирак, пытаясь соединить экономическую и транспортную инфраструктуру трех этих стран. Это должно затруднить сторонним субъектам возможность снижать влияние Ирана в Сирии, поскольку интересы соседнего Ирака также будут поставлены на карту.

В сфере безопасности между иранскими военными и сотрудниками служб безопасности и их сирийскими и иракскими коллегами налажены контакты на высоком уровне. Другими словами, Тегеран движется к формированию всеобъемлющего партнерства с Багдадом и Дамаском.

В случае негативного развития ситуации, то есть, если между Россией и американо-израильской осью действительно заключена некая «грандиозная сделка» о сдерживании роли Ирана в Сирии, Иран может рассмотреть вопрос о том, чтобы подтолкнуть Б.Асада к открытию Голанского фронта против Израиля. Основной причиной «молчания» Тегерана в отношении частых израильских ударов в Сирии была обеспокоенность тем, что любая эскалация отношений с Израилем будет означать отчуждение главного партнера Ирана, России, и угрозу партнерству Тегерана и Москвы.

С учетом недавних действий Израиля на Голанских высотах и вокруг них, от двух ударов в районе Кунейтры всего за одну неделю до нарушения соглашения о разъединении с Сирией от 1974 года путем развертывания танков в так называемой буферной зоне, у сирийского правительства теперь есть все основания для того, чтобы начать реагировать. Некоторые консервативные иранские СМИ уже предполагают, что сирийская военная операция на Голанах может быть не за горами.

Таким образом, хотя план Ирана по преодолению нынешних проблем в Сирии содержит в основном дипломатические и политические меры, Тегеран готовится к рассмотрению ряда возможных сценариев и определяет, как реагировать на новые вызовы.

[i] [5] SYRIAN AIR DEFENSE RESPONDS TO ISRAELI ATTACKS – REPORT // Jerusalem Post. 12.06.2019 —

https://www.jpost.com/Middle-East/Syrian-air-defense-responds-to-Israeli-attacks-report-592207

[ii] [6] Нетанияху намекнул: именно Израиль нанес удар в Сирии // 9-й канал. 12.06.2019 —

http://9tv.co.il/news/2019/06/12/271469.html

[iii] [7] The airstrike on Syria observation post was a long time coming // Ynet. 12.06.2019 — https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5524118,00.html

[iv] [8] Iran focuses on political solution while keeping military option open in Syria // Al-Monitor. 10.06.2019 -https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/06/iran-syria-russia-grand-bargain-israel-airstrikes-trump.html