- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о возможности вооруженного столкновения между Ираном и США

Директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано подтвердил, то Исламская Республика Иран выполнила свою угрозу и увеличила производство низкообогащенного урана (3,67%). При этом он заявил, что не может дать ответ, превысил ли Тегеран предел, определенный Венскими договоренностями (в Совместном всеобъемлющем плане действий от 2015 года), т.к. объемы производства постоянно меняются. «Я обеспокоен напряженностью вокруг этого вопроса. Я надеюсь, что с помощью диалога удастся разрядить обстановку. Я также напоминаю, что Иран должен неукоснительно следовать Венским соглашениям», – цитируют израильские СМИ заявление генерального директора МАГАТЭ.

Канцелярия премьер-министра Израиля распространила комментарии Биньямина Нетаньяху высказываний Ю.Амано: «Зариф снова лжет. Иран – вот кто открыто угрожает уничтожением. Изо дня в день руководство этого режима угрожает уничтожить Израиль. Иран пытается развернуть военный плацдарм в Сирии, а сегодня поступило сообщение о том, что он ускоряет свою ядерную программу. Я повторюсь: мы не позволим Ирану разработать ядерное оружие, которое поставит под угрозу нас и весь мир».

В мае представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди сообщил об увеличении производства низкообогащенного урана. Генеральный директор комбината в Натанзе заявил, что объем производства вырос в четыре раза.

Заявление Ю.Амано было сделано на фоне переговоров министра иностранных дел Германии Хайко Мааса с иранским президентом Хасаном Роухани и министром иностранных дел ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом.

Цель их встреч с представителями иранского руководства – спасти подписанный в 2015 году СВПД, из которого США вышли год назад. С тех пор администрация Дональда Трампа вводит все более жесткие санкции против Ирана[i] [1].

В то же время, поскольку американские санкции продолжают негативно сказываться на иранской экономике, риторика Тегерана в отношении Запада только ужесточается. После того, как Вашингтон  ввел жесткие санкции против ИРИ и теперь пытается заблокировать весь экспорт нефти из Ирана, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф угрожал Соединенным Штатам, заявив: «Тот, кто начнет войну с нами, не будет тем, кто ее закончит».

Проправительственная газета Israel Hayom задается вопросом – «свидетельствуют ли агрессивные действия Ирана о его намерении развязать войну или это просто создание напряжения перед началом новых переговоров?»

Меир Джаведанфар из Школы государственного управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера в Междисциплинарном центре в Герцлии считает, что иранцы выходят за рамки допустимого, сигнализируя президенту США Дональду Трампу о том, что его поведение может привести к нежелательным для него последствиям. «Правительство Ирана, которое является ужасной диктатурой, по сути, выполнило все пункты ядерной сделки, подписанной с Западом. Они не нарушали сделку и до сих пор не нарушают ее, и в принципе выполняют свои обязательства, несмотря на то, что снова начинают обогащать уран. Таким образом, в Тегеране сильно разочарованы. По их мнению, они выполнили все условия сделки, в то время как Трамп пришел и просто атаковал их экономически самым болезненным образом», – сказал израильский эксперт.

«Поэтому они осторожно показывают американскому президенту, что у них также есть свои границы, которые являются окончательными и могут привести к ситуации открытого конфликта с Соединенными Штатами. Правительство в Иране знает, что сам Трамп не хочет войны, и поэтому оно мягко маневрирует и отступает, чтобы показать Трампу, что веревочка может оборваться. Это также важно для них в целях поддержки имиджа внутри страны; Трамп сильно унижает режим, и он вынужден демонстрировать силу».

«На самом деле, несмотря на все свое воинственное поведение, Иран с нетерпением ожидает выборов 2020 года в Соединенных Штатах. Они очень хотят, чтобы вместо Трампа пришла новая американская администрация. Если Дональд Трамп снова победит, режим столкнется с невыносимой ситуацией, потому что санкции США очень болезненны для иранцев, и продлить их еще на четыре года для них будет невыносимо. Поэтому возможно, что они решат перевернуть ситуацию с ног на голову. В настоящее время они не делают этого, скорее они играют в пределах диапазона своей маневренности, чтобы дать понять Трампу, что он не единственный, кто способен угрожать»[ii] [2].

Подполковник ЦАХАЛа (в отставке) Микки Сегалл, бывший глава отдела по Ирану в АМАНе, Управлении военной разведки ЦАХАЛа, и в настоящее время старший аналитик Иерусалимского центра по связям с общественностью (Jerusalem Center for Public Affairs), считает, что хотя Иран и США публично угрожают друг другу, на самом деле за кулисами они тихо достигают взаимопонимания.

«С одной стороны, иранцы ускоряют процесс обогащения урана, добавляют новые центрифуги, и в регионе активны проиранские элементы, например, недавние атаки повстанцев-хоуситов по Саудовской Аравии; все указывает на то, что иранцы дают понять, что у них есть пространство для маневра». М.Сегалл, напоминает, что месяц назад иранцы объявили, что они дают Европе 60 дней, чтобы договориться о новой сделке. «С другой стороны, в мае министр разведки Ирана заявил, что Иран должен проявить мужество и гибкость», – отметил М.Сегалл.

Министр иностранных дел Ирана посетил Оман, что в 2015 году помогло в достижении договоренностей по предыдущей ядерной сделке. «Министр иностранных дел Германии находился в Иране, в то время как США и их союзники в регионе скрежетали зубами перед лицом иранских провокаций». По мнению израильского эксперта, это говорит о том, что в действиях обеих сторон наметилось всеобщее стремление к достижению взаимопонимания или восстановления спокойствия. В этом нет уверенности, и вполне возможно, что в конечном итоге произойдет гигантский пожар, потому что какой-то проиранский элемент перестарается и проведет слишком успешную операцию или совершит иное несогласованное действие. «Похоже, однако, что, по крайней мере, на данный момент стороны не хотят конфликта, а скорее спокойных договоренностей», – заключил М.Сегалл. «По крайней мере, такое впечатление складывается из нынешнего положения вещей».

Поездка премьер-министра Японии Синдзо Абэ 12 июня этого года в Тегеран, как представляется, преследует единственную цель – снизить напряженность в отношениях между США и Ираном и побудить лидеров Ирана также начать прямые переговоры с США. «Существует вероятность случайного конфликта, и военный конфликт должен быть предотвращен любой ценой», – сказал С.Абэ во время пресс-конференции в Тегеране[iii] [3].

Тем не менее, ожесточенная перепалка между Вашингтоном и Тегераном продолжается. Пресс-секретарь Госдепартамента Морган Ортагус в ответ на угрозы со стороны министра иностранных дел Ирана сказала о том, что США «не впечатлены». «Перед Ираном стоит простой выбор: он может вести себя как нормальное государство или наблюдать, как рушится его экономика». Президент ИРИ Хасан Роухани предупредил США, что они столкнутся с «сокрушительным ответом», если нападут на Иран.

Что касается последствий для Израиля этой пока словесной перепалки, то профессор Эяль Зиссер, преподаватель кафедры истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, сказал, что Израиль «старается изо всех сил избегать американо-иранского конфликта, но в его интересах, чтобы Иран был сдержан и… остановлен».

Он напомнил, что, с одной стороны, иранцы воспринимали бывшего президента Барака Обаму как слабого лидера. Это особенно проявилось в 2016 году, когда иранский силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) захватили два военно-морских судна США и их экипажи, унижая их лично и всю Америку в целом. С другой стороны, говорит Э.Зиссер, «иранцы находятся под давлением из-за [действий] Трампа, и поэтому, из-за страха перед ним они более агрессивны».

Израильский профессор отметил, что Д.Трамп «жестче, чем Обама», и это «отпугивает иранцев и оказывает на них давление». «В то же время, – подчеркнул он, – это подталкивает их к более экстремальным действиям, таким как нападения на Саудовскую Аравию».

Хотя, как пишет Israel Hayom, для Израиля надежда, конечно, заключается в том, что Тегеран будет остановлен, некоторые предупреждают, что вооруженный конфликт все еще может разразиться. В частности, об этом предупреждает Колин Кал, бывший заместитель помощника по вопросам Ближнего Востока министра обороны при администрации Барака Обамы.

В статье в газете Washington Post он пояснил, что «по мере нарастания напряженности между Соединенными Штатами и Ираном американские и иранские лидеры публично настаивают на том, что хотят избежать войны». Однако он предупредил, «история изобилует инцидентами, неправильными представлениями, просчетами, скрытыми бюрократическими планами и другими факторами, приведшими к вооруженным конфликтам, которые, казалось, были никому не нужны».

Израиль намерен остановить ядерные амбиции Ирана, и это было ясно в течение многих лет. «Следует ли предположить, – задается вопросом Israel Hayom, –  что Иран серьезно относится к угрозам Израиля?» Это не всегда очевидно из действий Ирана на местах – в Сирии и в других районах. В 2012 году, на встрече с тогдашним министром обороны США Леоном Панеттой, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что, несмотря на заявления США и Израиля о том, что они готовы принять против ИРИ любые меры, иранцы, похоже, не были убеждены в том, что Израиль серьезно настроен на то, чтобы их остановить. Такая ситуация, по мнению Б.Нетаньяху, должна быть изменена.

Эфраим Инбар, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности, заявил, что Д.Трамп «пытается припугнуть Иран, чтобы тот сел за стол переговоров». «Иран играет в игру на грани войны, сигнализируя о том, что они готовы к эскалации, чтобы получить деньги от европейцев и смягчить американцев в случае, если они решат начать переговоры», – считает Э.Инбар. При этом добавил, что он не уверен в способности иранцев правильно разгадать намерения руководства США, поэтому Тегеран может просчитаться.

«Трамп не хочет войны, – сказал израильский эксперт, предположив, что это может быть потому, что он хочет быть переизбранным на второй срок. «Похоже, мы находимся на стадии переговоров».

Как сказал Э.Зиссер, «никто не заинтересован в войне. Я думаю, что иранцы не пересекут красную линию, но когда вы играете с огнем, вы никогда не знаете, что произойдет».

[i] [4] Глава МАГАТЭ: Иран увеличил производство низкообогащенного урана // NEWSRU.co.il. 10.06.2019 — http://newsru.co.il/mideast/10jun2019/amano_203.html

[ii] [5] Iran’s actions indicate it’s not interested in war // Israel Hayom. 12.06.2019 -https://www.israelhayom.com/2019/06/12/irans-actions-indicate-it-doesnt-want-war/

[iii] [6] Iran testing boundaries opposite US

// Israel Hayom. 15.06.2019 — https://www.israelhayom.com/2019/06/15/iran-testing-boundaries-opposite-us/