- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества США и Израиля. Часть 1

Как известно практически ни один современный вооруженный конфликт не проходит без привлечения  оперативно-тактической авиации к выполнению, как масштабных/фронтовых задач, так и специальных операций по ликвидации отдельных высокоценных объектов инфраструктуры вероятного противника. К настоящему моменту наибольшим опытом среди ВВС иностранных государств в вопросе проведения адресных операций или нанесения одновременных разнонаправленных ударов по целям, расположенным под прикрытием систем противовоздушной обороны обладают пилоты эскадрилий оперативно-тактической авиации ВВС Израиля, которые на протяжении трех десятков лет выполняют боевые полеты на модифицированных истребителях и истребителях-бомбардировщиках американского производства. Именно это обстоятельство обуславливает регулярность проведения совместных тренировок и учений ВВС США и Израиля, как на американском континенте, так и воздушном пространстве Израиля.

Пилоты истребителей F-16I Sufa и истребителей-бомбардировщиков F-15 Baz неоднократно наносили безответные удары по объектам «ядерных программ» в Ираке, Иране и Сирии и всегда возвращались на аэродромы базирования без потерь. Подобная эффективность достигается не только высокой выучкой пилотов, но и отличным качеством авиационной техники, находящейся на вооружении ВВС Израиля.

По данным китайских и западных источников, технические специалисты ВВС еврейского государства накопили богатейший опыт в области модернизации F-16 и F-15 при помощи установки новых бортовых радиоэлектронных систем и программного обеспечения, позволяющего применять авиационные средства поражения как американского, так и израильского производства. Переделка самолетов в среднем занимала до 170 суток. Кроме того, израильские техники и инженеры располагают необходимым оборудованием для проведения капитального ремонта, устранения практически любых повреждений и обслуживания боевых самолетов.

Особое внимание следует уделить авиационным боеприпасам, которые разрабатывают конструкторы предприятий оборонно-промышленного комплекса Израиля, поскольку, в основном, они сосредоточены на изготовлении двух серий управляемых ракет класса «воздух-воздух» (УР ВВ), а именно Python и Derby, корректируемых авиационных бомб (КАБ) серии SPICE и крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) серии Delailah.

Вполне естественно, что в условиях абсолютного превосходства в воздухе пилоты ВВС Израиля достаточно редко применяют УР ВВ – последний случай был зафиксирован 7 августа 2006 г. когда пилот истребителя F-16 успешно перехватил разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) иранского производства типа Ababil, запущенный боевиками движения «Хизбалла» в направлении Израиля. Следует отметить, что периодически ВВС США приобретают небольшие партии управляемых ракет класса «воздух-воздух» серии Python для проведения испытаний и учений с участием эскадрилий, укомплектованных истребителями F-16.

В настоящее время на вооружении ВВС Израиля находится УР ВВ переменной дальности под обозначением Python-5 (разработка израильской компании Rafael Advanced Defense Systems) . Обозреватели военно-технических изданий в разных странах расходятся в оценках дальности пуска данной УР, поскольку, по некоторым данным существует модификация Python-BVR – предназначена для борьбы с большинством существующих аэродинамических целей вне радиуса визуального обнаружения. Известно, что рассматриваемая ракета имеет длину 3,05 м, диаметр 0,16 м и массу 133 кг.

Обнаружение, сопровождение и гарантированное поражение цели (вертолет, БПЛА, КР или даже самолет с винтовым двигателем) обеспечивает тепловизионная головная часть  наведения (ГЧН), которая захватывает цель даже без помощи основной РЛС самолета-носителя. Иностранные специалисты отмечают высокую надежность работы тепловой ГЧН израильской ракеты, которая уверенно обнаруживает тепловой образ цели, а вычислительный комплекс ракеты классифицирует ее, при этом алгоритмы работы  исключают возможность реагирования на тепловые ловушки.

По некоторым данным скорость работы компьютера ракеты Python-5 в 100 раз выше, чем у УР ВВ предыдущей модели. По данным из открытых источников, именно Python-5 войдут в номенклатуру авиационных средств поражения малозаметных истребителей пятого поколения F-35I ВВС Израиля.

В большинстве случаев при проведении боевых операций пилоты самолетов оперативно-тактической авиации ВВС Израиля наносят удары по наземным объектам при помощи КРВБ Delilah и  КАБ серии SPICE.

Первый образец авиационного вооружения – это высокоинтеллектуальные боеприпасы, оснащенные системами наведения по данным канала GPS и моделями инфракрасного и телевизионного обнаружения высокого разрешения. В отношении модулей инфракрасного и телевизионного наведения известно, что они предназначены для обнаружения цели в дневное/ночное время, а благодаря цифровой системе передачи данных на самолет-носитель пилот может перенацеливать КРВБ. Максимальная дальность пуска такого образца АСП от ОПК Израиля составляет 200 км, что позволяет израильским летчиками действовать за пределами зоны обнаружения РЛС объектовой ПВО. Фактически, это единственный образец АСП типа Joint Stand-off  Weapon израильской разработки.

В отношении высокоточных, корректируемых, высокоэффективных авиационных боеприпасов с интеллектуальными системами управления – авиационных бомб серии SPICE известно, что израильские специалисты самостоятельно разработали комплекты крыльевых поверхностей (несущих и управляющих),  а также системы наведения и управления для стандартных свободнопадающих осколочно-фугасных авиационных бомб. Боеприпасы массой 1000 фунтов (453 кг ) получили обозначение SPICE 1000, а модели массой 2000 фунтов (907 кг) присвоено обозначением SPICE 2000. В отношении моделей SPICE 1000 и SPICE 2000 известно, что при массе 453 и 907 кг соответственно их максимальная дальность пуска составляет 60 км. Круговое вероятное отклонение не превышает 3 м.

Основной особенностью системы навигации данного боеприпаса является возможность поражения цели при полной блокировке сигнала GPS, а как известно, нормальное функционирование приемников системы глобального позиционирования является ключевым условием для нормального функционирования большинства современных боеприпасов ВВС США.

Представители компании Lockheed Martin признают, что пристально наблюдают за примерами боевого применения рассматриваемых боеприпасов, которые поступили на вооружение ВВС Израиля еще в 2003 г. Американские специалисты отмечают, что бомбы серии SPICE это пример авиационного средства поражения, аналогов которому в ВВС западного мира просто нет. Фактически бомбы израильского производства на сегодняшний день полностью соответствуют всем требованиям ВВС США.

По данным китайских источников, именно КАБ модели SPICE 1000 должны стать основным образцом АСП истребителей F-35I для ударов по наземным целям, при этом они будут размещены во внутренних ракетно-бомбовых отсеках боевого самолета – т.е. не будут снижать ЭПР.

В дополнение к вышесказанному отметим, что возможность применения АСП израильского производства обеспечена за счет того, что предприятия ОПК еврейского государства получили беспрецедентное право адаптации бортового компьютера рассматриваемого истребителя под дополнительное оборудование национального производства (система радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы). Кроме того, только израильским специалистам позволено устанавливать собственную программную оболочку в бортовой компьютер F-35I.

По оценкам большинства западных специалистов, программное обеспечение израильской разработки уже позволяет включить рассматриваемые истребителей в единый разведывательно-боевой контур, обеспечивающий координацию действий подразделений ВВС, ПВО, ПРО и СВ Армии Обороны Израиля.