- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10 -16 июня 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с предполагаемым нападением на танкеры в Оманском заливе.

13 июня в Оманском заливе на двух танкерах, перевозивших нефтехимическое сырье, произошли взрывы и пожары. Человеческих жертв нет. К настоящему времени команда норвежского танкера «Фронт Альтаир», среди которых были россияне, находится в иранском порту Джаск, а японское судно «Кокука карейджес» прибыло в Дубай (ОАЭ).

Инцидент вызвал обеспокоенность в регионе и за его пределами. Совбез ООН выступил за проведение расследования в связи с нападением на два танкера в Оманском заливе, однако конкретных договоренностей на этот счет достигнуто не было. В то же время США практически сразу начали утверждать, что за нападением на танкеры стоит Иран. В Вашингтоне заявили, что инцидент в Оманском заливе демонстрирует реальную угрозу, которую представляет Иран для стабильности на Ближнем Востоке и в мире в целом. Президент США Д. Трамп считает данные американской разведки об изъятии мины с борта танкера «Кокука карейджес» доказательством причастности Ирана к нападению на два танкера. Международное сообщество должно выработать единую позицию по отношению к последним действиям Ирана и разработать планы действий на случай обострения ситуации в Оманском заливе, заявил и. о. главы Пентагона П. Шанахан. США рассматривают полный спектр вариантов противодействия Ирану в регионе, в том числе и военный, но Вашингтон не хочет войны с Тегераном, заявил 16 июня госсекретарь М. Помпео. Великобритании и Саудовская Аравия поддержали обвинения США в адрес Ирана, причем КСА настаивает на жестких мерах в отношении ИРИ. Глава МИД ОАЭ шейх А. Аль Нахайян заявил, что пока нет достаточных доказательств причастности какого-либо конкретного государства к атакам на танкеры 12 июня, хотя в атаках «прослеживается четкий след Ирана».

В Тегеране категорически отрицают выдвинутые в его адрес обвинения. Президент ИРИ Х. Роухани заявил, что безопасность в Персидском заливе очень важна для его страны.

Германия не исключают, что за нападениями стоят «неоднородные силы в иранском правительстве, которые заинтересованы в эскалации». Вместе с тем, глава МИД ФРГ Х. Маас заявил, что распространенная Центральным командованием ВС США видеозапись является недостаточным доказательством причастности Ирана к атаке на танкеры в Оманском заливе. Франция призывала как можно быстрее расследовать инцидент с нефтяными судами в Оманском заливе. Правительство Японии не согласно с утверждениями США о причастности Ирана к недавним нападениям на танкеры в Оманском заливе и попросило у Вашингтона дополнительных доказательств на этот счет. Напряженная ситуация в Оманском заливе должна быть урегулирована путем мирного диалога, поскольку международное сообщество не заинтересовано в эскалации напряженности в этом регионе, считают в МИД КНР. Россия указала на безальтернативность налаживания диалога для урегулирования ситуации вокруг инцидента с танкерами в Оманском заливе и призвала к сдержанности все стороны, связанные с произошедшим.

На минувшей неделе Иран с рабочим визитом посетил премьер-министр Японии С. Абэ. Он провел переговоры с президентом ИРИ Х. Роухани и был принят верховным лидером Ирана А. Хаменеи. По словам Абэ, Токио стремится играть роль посредника в ослаблении напряженности между Тегераном и Вашингтоном. Абэ призвал Иран играть конструктивную роль в ближневосточном регионе, чтобы не допустить его дальнейшей дестабилизации. Глава МИД Японии Т. Коно призвал Иран к соблюдению условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана. Роухани же заявил, что Токио хочет продолжить покупать иранскую нефть на фоне стремления США довести ее экспорт до нуля.

Иран не испытывает никакого доверия к США, «горький опыт предыдущих переговоров с Америкой в рамках СВПД ни в коем случае не повторится, поскольку ни одна разумная нация не пойдет на переговоры под давлением», — сказал Хаменеи на встрече с Абэ. По его словам, ИРИ в настоящее время не стремится производить и использовать ядерное оружие. «Однако вы должны знать, если мы захотим получить ядерное оружие, США ничего не смогут с этим поделать». Поэтому, по мнению Хаменеи, заявления Вашингтона по этому вопросу не имеют смысла, а «в условиях развернутой против Ирана экономической войны переговоров с Вашингтоном не будет. Мы полагаем, что Трамп не заслуживает послания из Тегерана».

Президент США Д. Трамп заявил 13 июня, что на данный момент «слишком рано даже думать» о заключении нового соглашения между США и Ираном. «Они не готовы, мы тоже!»

Тегерану необходимо выполнять свои обязательства в рамках СВПД по иранской ядерной программе, заявил 10 июня гендиректор МАГАТЭ Ю. Амано, отметив, что Агентство фиксирует рост уровня производства низкообогащенного урана в Иране. МАГАТЭ также обеспокоено объявлением властей Ирана о приостановке части обязательств СВПД по ядерной программе.

14 июня лидеры стран ШОС на саммите в Бишкеке призвали стороны сделки по иранской ядерной программе неукоснительно исполнять свои обязательства. Россия и Иран должны интенсифицировать сотрудничество, поскольку того требует ситуация в регионе Ближнего Востока, а также внешнее давление, заявил Х. Роухани на встрече с президентом РФ В. Путиным на полях саммита ШОС. Правительство Китая намерено развивать отношения с Ираном вне зависимости от изменений международной и региональной обстановки, заявил на встрече с Х. Роухани председатель КНР Си Цзиньпин.

Сложная обстановка сохраняется в Судане. Правящий в стране переходный Военный совет (ВС) 10 июня обвинил лидеров гражданского протеста в эскалации в связи с начатой 9 июня оппозицией бессрочной всеобщей забастовкой. Представитель ВС заявил 13 июня, что «ни имеющим иностранное гражданство, ни представителям Военного совета не будет позволено баллотироваться на выборах главы государства, даже если они снимут военную форму». Таким образом, военные послали четкий сигнал оппозиционным силам, что они не стремятся узурпировать власть в стране. ВС также признал, что приказ о разгоне 3 июня сидячей забастовки в Хартуме отдали военные. Сообщается об аресте нескольких военнослужащих за жестокость во время разгона палаточного лагеря оппозиции.

Тем временем 11 июня оппозиция объявила о приостановке всеобщей забастовки и бессрочной акции гражданского неповиновения «до дальнейших уведомлений». Прекращение всеобщей забастовки стало возможным благодаря посредническим усилиям Эфиопии по разрешению политического кризиса в стране. Оппозиция 13 июня потребовала от ВС немедленного вывода армейских подразделений из населенных пунктов страны и замены их на полицейских. Кроме того, альянс «За свободу и перемены» призвал Военный совет «немедленно прекратить блокировку интернета в стране и полностью обеспечить информационную свободу». Отмечается, что оппозиционеры выступили с этими требованиями после встречи их представителей с помощником госсекретаря США по делам Африки Т. Надем, который находится в Хартуме.

12 июня Совбез ООН решительно осудил произошедшее в Судане насилие и гибель гражданского населения. Африканский союз отстранил Судан от участия во всех заседаниях организации. Судан отвергает международное расследование силового разгона сидячей забастовки в Хартуме 3 июня, заявил генпрокурор страны. Генеральный секретарь Лиги арабских государств А. Абу аль-Гейт прибыл 16 июня в Судан в рамках посреднических усилий по урегулированию кризиса в стране.

Военный совет Судана готов сформировать правительство технократов, которое будет представлять интересы всего суданского народа, и передать ему власть «уже сегодня». Об этом 16 июня заявил заместитель руководителя ВС М. Х. Дагало (Хамидти). Он также пообещал, что Совет проведет «свободные и честные выборы с участием международных наблюдателей». Одновременно Хамдити призвал все заинтересованные группы «к всестороннему диалогу».

На северо-западе Сирии в идлибской зоне продолжаются боевые действия сирийской армии и ополченцев, поддерживаемых авиацией ВКС России, с боевиками террористических и экстремистских группировок, которые отказались соблюдать достигнутое 12 июня соглашение о прекращении огня на 72 часа и постоянно атаковали и обстреливали позиции проправительственных сил. В ходе боев обе стороны несут большие потери.

13 июня командование вооруженных сил Турции обратилось к российским военным с просьбой помочь обеспечить безопасность своих военнослужащих, а также нанести удары по террористам в Идлибе. По просьбе Анкары ВКС РФ нанесли четыре бомбовых удара по террористам, которые вели обстрел поста ВС Турции в Идлибе. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 14 июня, что Анкара не намерена хранить молчание, если сирийская армия продолжит совершать нападения в Идлибе на турецкие посты. 16 июня турецкий пост в Идлибе был обстрелян вновь. Турки обвинили в этом сирийскую армию и нанесли удар по позициям сирийских правительственных войск.

14 июня президент России В. Путин назвал результаты, достигнутые в борьбе с терроризмом в Сирии, совместным успехом РФ, Ирана и Турции. Процесс политического урегулирования в Сирии продвигается, сейчас надо обеспечить полную ликвидацию террористических очагов в Идлибе и наращивать гуманитарную помощь, считает В. Путин. Он констатировал, что боевики в Сирии потерпели поражение, причем важную роль в этом сыграла помощь России официальному Дамаску в борьбе с терроризмом. Российский президент считает необходимым скорее начать политические преобразования в Сирии, чтобы стабилизировать ситуацию в этой стране.

12 июня на юге Сирии средства ПВО страны вновь вели огонь по ракетам, запущенным со стороны Израиля.

Летчики ВВС Турции, проходящие в США обучение навыкам пилотирования истребителей F-35, прекратили тренировочные полеты. Министр национальной обороны Турции Х. Акар считает, что письмо и. о. главы Пентагона П. Шанахана по поставкам российских ЗРС С-400 противоречит духу союзничества Анкары и Вашингтона. «Турция продолжит выполнять обязательства в рамках НАТО и двусторонних отношений с США. Ожидаем от партнеров того же отношения», — отметил Акар. Президент Турции Р. Т. Эрдоган рассчитывает на возможность обсудить с президентом США Д. Трампом ситуацию вокруг поставок F-35. 16 июня Р. Т. Эрдоган заявил, что поставки приобретаемых Анкарой у России ЗРС С-400 начнутся в первой половине июля. Ранее, 11 июня, помощник президента России С.Ушаков подтвердил, что поставка комплексов C-400 произойдет в июле, как и запланировано.

На минувшей неделе суд в Алжире постановил задержать бывших премьер-министров страны А. Уяхью и А. Селлаля по делу о коррупции во времена правления президента А. Бутефлики. Между тем 14 июня в столице и других городах страны прошли традиционные пятничные массовые демонстрации, участники которых требовали отставки всех высших руководителей времен А. Бутефлики, в том числе начальника штаба алжирской армии генерала А. Г Салаха. «Салаха в мусорное ведро», — скандировали протестующие.

10 июня Совбез ООН единогласно проголосовал за резолюцию 2473, предложенную Великобританией, которая предусматривает продление эмбарго на поставки оружия в Ливию. Эмбарго на поставки вооружений в Ливию было установлено СБ ООН 26 февраля 2011 г. Участники заседания высказались за немедленное прекращение огня сторонами конфликта в Ливии и осудили нарушения запрета на снабжение враждующих сторон оружием.

Йеменские мятежники-хоуситы на прошедшей неделе нанесли несколько ударов ракетами и с помощью беспилотников по аэродромам на юго-западе Саудовской Аравии. Со своей стороны, авиация арабской коалиции во главе с КСА наносила удары по объектам хоуситов, в том числе в столице Йемена Сане.

 

Приложение

 

 

О некоторых особенностях военной доктрины Израиля

 

 

Израиль остается одним из немногих государств, которые все еще имеют всеобъемлющую национальную военную доктрину. При разработке концепции применения вооруженных сил в региональных конфликтах израильское командование исходит из того, что Израиль не может себе позволить проиграть ни одной войны. Войну желательно избежать политическими усилиями, а людские потери сводить необходимо к минимуму. Учитывается и то, что незначительные размеры Израиля и отсутствие стратегической глубины требуют переноса боевых действий на территорию противника. Ограниченность ресурсов, прежде всего людских, исключает возможность ведения войны в течение длительного времени и выдвигает необходимость быстрого разгрома противостоящей стороны. Поэтому наряду с использованием обычных видов вооружений, израильское руководство допускает применение в войне оружия массового поражения в качестве крайнего и наиболее мощного средства воздействия на противника, или угрозу применения такового. Важная роль отводится принципу «косем леуми»» («устойчивой солидарности»), который включает в себя постоянную мобилизационную готовность израильского общества, его единство, патриотизм, общественную моральную поддержку армии, понимание того, что нужды обороны и безопасности страны являются первостепенными.

Главная цель войны — нанесение противостоящей стороне решительного военного поражения, уничтожение или максимальное ослабление военных и гражданских (в первую очередь экономических) структур противника путем применения всех имеющихся в распоряжении Израиля средств ведения вооруженной борьбы. В случае достижения этой цели потенциальный противник будет вынужден подписать мирные договоренности на израильских условиях.

Израильская военная доктрина допускает возможность ведения превентивной войны или нанесения упреждающих ударов по важнейшим объектам противника в случае неизбежности возникновения вооруженной конфронтации или их деятельности, создающей реальную угрозу безопасности Израиля.

Основным военно-стратегическим союзником Израиля являются США, которые официально гарантируют его безопасность и предоставляют значительную военно-экономическую помощь. В то же время израильтяне не имеют реальных союзников непосредственно в регионе Ближнего Востока. Поставлена задача поддерживать стратегические отношения с другими «ключевыми» государствами, укреплять статус Израиля на региональной арене и налаживать сотрудничество с умеренными странами.

Важным сдерживающим фактором считается поддержание постоянного качественного превосходства над вооруженными силами Ирана и арабских государств, прежде всего Египта и Сирии. В соответствии с данной установкой в Израиле осуществляется модернизация средств ведения вооруженной борьбы, совершенствуются способы применения сухопутных войск, ВВС, ВМС и сил специальных операций. На современной технологической базе создаются новые виды оружия и военной техники, прежде всего ракетной и ПВО/ПРО, совершенствуются системы управления войсками и оружием, связи, разведки, в том числе с использованием космических средств, а также организационно-штатная структура соединений и частей всех видов ВС. Вместе с тем, главная ставка в достижении военно-технического превосходства над арабскими странами делается на развитие широких связей с США.

Считается, что победа в современной войне достигается, прежде всего, в результате согласованных действий всех видов ВС и родов войск. В связи с этим особое значение придается организации четкого взаимодействия между ними. Учитывая географическое положение страны, израильское командование рассматривает ВВС как главную ударную силу и ключевое средство для нанесения ударов по объектам на территории противника. В сухопутных войсках основные усилия направляются на совершенствование бронетанковых (механизированных) и воздушно-десантных войск. Небольшим по численности, но хорошо оснащенным ВМС ставится задача нейтрализации действий противника на море.

Особе внимание уделяется информационной безопасности государства, которая рассматривается краеугольным камнем в системе национальной безопасности в силу повсеместного применения компьютерных технологий.

И все же на сегодняшний день военная доктрина Израиля не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению национальной безопасности. Значительные изменения, произошедшие в последние годы в военно-политической обстановке в ближневосточном регионе и мире, изменения в характере ведения боевых действий потребовали от руководства страны пересмотра ряда положений концепции национальной безопасности. Ключевым был признан принцип «предотвращение войны и сдерживание врага, осуществляемое по принципу «защищать и побеждать», а также – «региональное и международное сотрудничество в противостоянии врагу». Также подчеркивается, что «применение военной силы должно соответствовать политическим целям государства и международным законам ведения войны».

Говоря о новой военной доктрине, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отметил: «Из-за того, что наша территория мала, плотность населения нашей страны велика, а вокруг нас есть множество угроз, нужды безопасности Израиля всегда будут намного больше, нужд безопасности любого государства сходных размеров. Израильское хозяйство сегодня достаточно сильно для того, чтобы сделать возможным это увеличение расходов, и, во всяком случае, увеличение военных расходов будет осуществлено при сохранении ответственных бюджетных рамок. … Оказавшись перед лицом целого комплекса угроз, мы находимся сейчас в поворотной точке. Сегодня нам требуется инвестировать больше в нашу безопасность для того, чтобы защитить наши достижения и гарантировать продолжение экономического процветания. Сочетания военной мощи и экономической мощи повысит ценность Израиля в глазах других государств и тем самым увеличит нашу политическую роль».

Считается, что в настоящее время маловероятной является широкомасштабная война с применением обычных видов оружия с соседними арабскими государствами. Израильские эксперты отмечают: «Нужно учитывать тот факт, что сегодняшний театр военных действий совершенно не похож на все, что мы знали до этого. На данный момент гораздо меньший упор делается на использование тяжелых вооружений, основное внимание обращено на технологии, на беспилотные летательные аппараты, которые дают нам значительное преимущество перед нашими противниками. Сегодня сражения армии с армией по типу тех, что были во время войны Судного дня (1973 г. – авт.), намного менее вероятны». В то же время противник активно использует ракетные обстрелы, проникновение на территорию Израиля групп террористов, в том числе смертников, кибератаки. В качестве основной внешней угрозы названо «стремление врага навязать исламскую власть разным странам Ближнего Востока, в том числе, Израилю, попытки противостоящих Израилю сил истощить ресурсы израильского общества». Стратегическим противником N 1 ныне считаются не арабские страны, а Иран, развивающий ракетное оружие и стремящийся к созданию собственного ядерного потенциала, а также квазигосударственные образования – «Хизбалла», ХАМАС, «Исламское государство» ( ИГ, запрещено в РФ) и другие, действующие на территориях соседних государств или подконтрольных палестинцам. В этих условиях Израиль должен обладать способностью нанесения удара по вражескому государству и негосударственной группировке далеко за пределами своих границ.

Новый вариант израильской военной доктрины предусматривает ведение «битв между войнами». Это положение уже активно используется Израилем в последние годы и подразумевает нанесение точечных авиационных и ракетных ударов по инфраструктуре противника (складам вооружения, ракетным пусковым установкам, подземным тоннелям и т. п.) при минимально возможных жертвах среди мирного населения. Так, Израиль всячески препятствует военному закреплению Ирана в соседней Сирии, в том числе путем регулярного нанесения ударов по иранским военным объектам на территории САР. Вместе с тем, масштабный военный конфликт в настоящее время объективно не отвечает интересам ни Израиля, ни Ирана, ни «Хизбаллы». Иран сталкивается со значительными социально-экономическими проблемами, которые усугубляются новыми жесткими американскими санкциями. К тому же в Тегеране полагают, что развязывание войны с Израилем, вероятнее всего, повлечет за собой военное вмешательство США. В Израиле же понимают, что война с Ираном по своим последствиям будет гораздо хуже и опаснее ливанской кампании 2006 г., и может привести к неприемлемому уровню потерь. И все же эксперты отмечают, что при нынешнем накале напряженности между Ираном и Израилем «военный конфликт может разразиться из-за того, что у кого-то сдадут нервы».