- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко /апрель 2007г./

Главным событием апреля в Марокко стала полицейская операция по нейтрализации группы боевиков-смертников, проведенная в Касабланке в ночь с 10 на 11 число. О ней достаточно подробно рассказано в статье «О террористических актах в Марокко и Алжире», опубликованной на www.iimes.ru 13 апреля. Поэтому здесь про это событие будет сказано только то, что не вошло в ранее опубликованный материал.

Уже к 3 апреля стало известно, что по делу о теракте, совершенном 11 марта в одном из Интернет-кафе в Касабланке, обвинения предъявлены 31-у человеку, включая несостоявшегося самоубийцу. Согласно обвинительному заключению, всем им вменялось в вину «создание преступного сообщества с целью подготовки и совершения терактов, нацеленных на нанесение ущерба общественному порядку». Участники группы были арестованы в Касабланке, Сале, Кенитре, Агадире и Дахле. По данным прокуратуры, «речь идет о террористической организации, находившейся в стадии формирования и финансировавшейся марокканцами с целью совершения терактов против порта Касабланки, казармы Вспомогательных сил /относятся к МВД страны -авт./ и нескольких полицейских участков. 14 апреля марокканские спецслужбы смогли арестовать главаря группы.

В апреле в суде второй инстанции продолжился процесс над 14-ю участниками марокканской секции международной исламистской организации Партия исламского освобождения /ПИО/. Они были арестованы в сентябре прошлого года по обвинению «в получении финансовых средств из заграницы с целью нанесения ущерба общественному порядку и государству». Ранее суд первой инстанции приговорил исламистов с срокам тюремного заключения от 3 до 4-х лет.

Марокканская секция ПИО была создана в 80-е годы ХХ-го столетия и достаточно долгое время не давала о себе знать какими-либо публичными выступлениями. Ситуация изменилась в 2006г., когда она опубликовала в Интернете «Книгу ПИО». Этот документ был исполнен в виде воззвания к марокканским улемам. От них, в частности, требовалось «соответствовать предписаниям мусульманской Уммы». Сайт группы был блокирован одновременно с арестом ее участников.

14 апреля в центре Касабланки вновь загремели взрывы. Два боевика-смертника взорвали себя близ американского культурного центра. При этом пострадал один прохожий. Десять дней спустя марокканские власти объявили об аресте 49-ти человек в связи с апрельскими терактами.

15 апреля американское консульство в Касабланке предупредило находящихся в Марокко соотечественников о «повышенном риске совершения терактов против американских интересов и граждан, а также против других западных целей». Среди потенциальных целей террористов назывались, в частности, клубы, рестораны, места отправления культа, школы, отели, кинотеатры, прочие увеселительные и питейные заведения.

Тем временем американцы все активнее осваивают зону Сахеля и прилегающие к ней регионы, полагая, по всей видимости, что там может возникнуть очередной фронт борьбы с «Аль-Каидой». В апреле в районе марокканского городка Тан-Тан на юго-востоке страны прошли мароккано-американские учения «Африканский Лев — 2007», в которых приняли участие 300 американских морских пехотинцев. Вместе с марокканским военными они отрабатывали антипартизанские действия в пустынной местности.

После апрельских терактов в Касабланке ряд исламистских организаций попытался внушить властям, что только они смогут обуздать насилие, если власти наладят диалог с ними. Так, 17 апреля близкое к исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/ Движение за объединение и реформу /ДОР/ призвало к разработке национального плана борьбы против терроризма, который, по ее мнению, должен быть «интегральным, глобальным и обеспечивать участие в нем всех слоев марокканского общества». По оценке ДОР, теракты в Касабланке 11 марта, 10 и 14 апреля ознаменовали «решительный поворот /к насилию-авт./ в деятельности террористических групп».

В апреле с интересным заявлением выступил лидер ПСР Саадэддин Османи. По его мнению, на предстоящих в сентябре с.г. парламентских выборах его партия получит от 60 до 70 депутатских мандатов в Палате представителей /нижняя палата марокканского парламента/. Подобное представительство придаст ПСР статус наиболее влиятельной политической силы страны. На выборах 2002г. ПСР сама ограничила число выдвинутых исламистами кандидатов. Тем не менее ей удалось провести в парламент 42 депутата. По словам Османи, его партия в случае победы на выборах «будет готова участвовать в правительственной коалиции», а он сам — «почему нет?» — стать премьер-министром, если монарх предложит его кандидатуру.

Важнейшим внешнеполитическим событием апреля стало представление Совету Безопасности ООН марокканского плана автономии для Западной Сахары. Согласно марокканскому видению плана, он основывается на трех базовых принципах — «суверенитете Марокко /над сахарским провинциями-авт./, учете социальных и культурных особенностей региона, а также международных норм в том, что касается автономии». Согласно этому плану, Рабат должен сохранить за собой все атрибуты суверенитета над провинциями — национальный флаг, гимн, валюту, а также функции обеспечения внутренней и внешней безопасности. Сахарцам же будет позволено в рамках марокканского суверенитета над провинциями сформировать местный парламент, полицию и судопроизводство.

Одновременно свой план урегулирования западносахарской проблемы представил Фронт ПОЛИСАРИО. Он основывается на идее реализации «права сахарского народа на самоопределение» путем референдума и предусматривает гарантии относительно статуса марокканцев, проживающих в Западной Сахаре, совместного и равноправного использования ресурсов провинций, а также гарантии безопасности Марокко. Этими гарантиями Фронт ПОЛИСАРИО зафиксировал очевидное — социальные и экономические изменения, происшедшие в сахарских провинциях, в развитие инфраструктуры которых Марокко инвестировало значительные средства.

По данным Фронта ПОЛИСАРИО, в настоящее время на территории сахарских провинций проживают 150 тысяч марокканцев. Там же находятся 130 тысяч марокканских военнослужащих.

По-разному отреагировали на план Рабата в соседних столицах. Так, Франция высказала в целом поддержку плану, одновременно подчеркнув, что речь идет только о «базе для переговоров», поскольку предложения, содержащиеся в плане, не следует принимать в блоке». США назвали марокканскую инициативу «серьезной и дееспособной». Однако они также указали на необходимость проведения прямых переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО без выдвижения ими каких-либо предварительных условий. Со своей стороны Италия заявила, что выступает за проведение референдума о самоопределении сахарских провинций. Правда, надо учитывать, что шеф итальянской дипломатии Массимо д,Алема сделал соответствующее заявление в ходе визита в Алжир.

Учитывая, что позиции Рабата и Фронта ПОЛИСАРИО по сахарской проблеме остаются диаметрально противоположными, вряд ли следует ожидать какого-либо прорыва в ее решении в ближайшее время. Справедливость этого прогноза подтвердили взаимные обвинения, раздавшиеся из Рабата и Алжира сразу после представления планов. Даже если предположить невероятное — Фронт ПОЛИСАРИО согласится с марокканским планом, тогда все равно согласно Рабату необходимо будет проводить референдум, на котором сахарцы должны будут высказать свое отношение к нему. А это означает, что стороны вернутся на позиции начала 90-х годов, когда идея проведения плебисцита под эгидой ООН была похоронена из-за разных подходов сторон к количественному составу избирательного корпуса.

В апреле в Марокко было объявлено об очередном «рекорде» таможенной службы, которым в общем то не стоит особо гордиться. Ее усилиями в 2006г. было захвачено 87 тонн каннабиса /мягкий наркотик растительного происхождения типа индийской конопли-авт./, что на 37 проц. превышает показатель 2005г. По неофициальным данным, под этот наркотик заняты до 120 тысяч га сельскохозяйственных угодий на севере Марокко. Урожай нарконивы предназначается главным образом для Европы.

1-го апреля впервые после 1999г.в марокканскую экономическую зону вошли на промысел 70 испанских судов. Это стало возможным после того, как Еврокомиссия и Марокко после продолжавшихся несколько лет переговоров подписали соответствующее соглашение. Согласно этому документу, максимально возможное число европейских судов, получивших право на промысел, определено на уровне 137-ми. Срок его действия — 4 года. Взамен Марокко будет ежегодно получать от Европы в виде компенсационных выплат 36,1 млн евро. Это соглашение заменило предыдущий документ от 1995г., который Марокко отказалось пролонгировать в 1999г. под предлогом истощения своих биоресурсов.

Заметным печальным событием в культурной жизни Марокко стала кончина 1 апреля одного из самых известных марокканских писателей Дриса Шрайби, творившего на языке Вольтера. Писатель умер в одной из французских клиник в возрасте 81-го года и был похоронен 6 апреля в Касабланке. Шрайби — автор множества книг, обогативших марокканскую и французскую литературу. Одна из его первых книг — «Простое прошлое» — рассказывала о жизни марокканского парня, который восстал против устоев традиционного марокканского общества и уехал на учебу во Францию. Эта книга первоначально подверглась обструкции со стороны марокканских критиков, а затем была отнесена к классике марокканской литературы ХХ-го столетия.