- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов участия ВВС Пакистана в учениях «Анатолийский орел-2019»

По данным китайских источников, в июне 2019 г. ВВС Пакистана примут участие в регулярных международных учениях ВВС стран-членов НАТО под обозначением «Анатолийский орел-19» (период проведения июнь 2019 г., условное сокращение АЕ-19). Впервые данные мероприятия по боевому слаживанию пилотов оперативно-тактической авиации ВВС НАТО прошли в воздушном пространстве Турции 18-19 июня 2001 г.

 

Общая информация об учениях

Благодаря публикациям в открытых источниках представляется возможным указать, что концепция учений «Анатолийский орел», которые проводятся как в многостороннем, так и двустороннем формате по три раза в год заимствована турецкими специалистами с однотипных контрольно-учебных мероприятий ВВС США, известных как «Красный флаг», проводимых четыре раза в год на двух авиационных базах на Аляске и в Неваде.

В отношении порядка организации и проведения учений серии «Анатолийский орел» известно, что все участники прибывают на АвБ «Конья» за три дня до первого этапа и размещают технику и личный состав. За день до начала полетов пилоты и офицеры групп наземного управления принимают участие в ознакомительных и вводных совещаниях, которые проводятся в специальном зале вместимостью 450 человек.

Вся деятельность штабных подразделений  ВВС стран-участниц учений проводится в «Белом доме» — специальное здание, предназначенное для обеспечения мероприятий международного характера. Планирование действий эскадрилий осуществляется в отдельных зданиях с соответствующими обозначениями, вход в которые осуществляется только по специальным пропускам, позволяющим исключить вероятность утечки данных к оппонентам.

Учения проводятся по двум классическим сценариям. Первый –противостояние двух авиационных группировок, предусматривающее ведение воздушных боев до максимального количества побед над противником. Второй – прорыв условным противником рубежа ПВО с последующим противоборством с силами перехватчиков. В обоих случаях участники разделены на «Силы красных» (обороняющиеся) и «Силы синих» (противник). В районе учений размером 200 х150 миль и максимальной высотой 50000 футов разрешено  ведение «воздушных боев» и выполнение дозаправок.

Известно, что самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения традиционно обеспечивают действия «Сил синих», тогда как наземные радиолокационные станции подразделений ПВО наблюдают за воздушной обстановкой в интересах «Сил красных». Обработка данных, получаемых от самолетов ДРДиН, а также РЛС осуществляется инструментальной системой боевого маневрирования (англ. аббревиатура ACMI) для последующего анализа офицерами Центра контроля и управления учениями.

Известно, что в учениях 2019 г. примут участие ВВС Турции – выделят истребители F-16 и штурмовики F-4, ВВС Италии направят истребители «Ефрофайтер Тайфун-2000» и «Торнадо», ВВС Иордании со своей стороны направят истребители F-16. Также еще две страны-члена НАТО направят свои боевые самолеты для участия в маневрах, официальная задача которых улучшить взаимопонимание между офицерами групп управления и летчиками боевых самолетов при выполнении совместных разноплановых задач в заданном районе воздушного пространства. Для временного размещения самолетов, экипажей и технического персонала наземного обслуживания предоставлена третья по значимости авиационная база ВВС Турецкой Республики – «Конья».

Китайские обозреватели отмечают, что пакистанские военные впервые направляют для участия легкие одномоторные истребители китайско-пакистанской разработки JF-17 в модификации Block II (оснащены фиксированной штангой дозаправки в воздухе), поскольку командование ВВС этого мусульманского государства заинтересовано в дальнейшем совершенствовании навыков пилотов именно этих боевых самолетов, которые в перспективе будут составлять основу оперативно-тактической авиации.    Достоверно известно, что в  учениях примут участие пилоты истребителей из состава 28-ой истребительной эскадрильи «Феникс» ВВС Пакистана. Впервые пакистанские летчики приняли участие в учении «Анатолийский орел» в 2004 г., а затем последовательно в 2005,2006,2007,2008,2009, а также в 2011 и 2012 гг.

В большинстве случае ВВС Пакистана направляли неполные эскадрильи или даже тройки истребителей F-16 в сопровождении самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03 (июнь 2016 г.). Известно, что в мае 2019 г. истребители F-16 ВВС Пакистана уже принимали участие в учениях по отработке действий по поиску и спасению пилотов, потерпевших крушение в районе боевых действий серии «Анатолийский феникс».

 

Оценки значимости учений для ВВС Пакистана

В отношении участия пилотов истребителей JF-17 BlockII китайские и пакистанские обозреватели военных изданий высказываются положительно, поскольку летчикам данных самолетов необходимо получать опыт именно в соревновательных поединках с более тяжелыми и мощными самолетами типа F-15E ВВС США, «Ефрофайтерами Тайфун-2000» и «Торнадо» ВВС Италии. Актуальность участия ВВС Пакистана с легкими самолетами обусловлена тем, что большинство подразделений ВВС основного регионального визави – Индии укомплектовано тяжелыми истребителями Су-30МКИ, а в перспективе индийские летчики получат еще и 36 истребителей «Рафаль F3R» французского производства.

В этих условиях летчикам и специалистам в области тактики воздушного боя ВВС Пакистана необходимо использовать рассматриваемые учения для выработки новых тактических приемов и выявления недостатков своих самолетов, которые очевидно проигрывают Cу-30МКИ по максимальной скорости, а также по практическому потолку и массе боевой нагрузки.

Пакистанские специалисты отмечают, что максимальная скорость некоторых современных двухдвигательных тяжелых истребителей может достигать 2,5 МАХа, тогда как у JF-17 этот показатель ограничен 1,6 МАХа, а значит, этот самолет просто не успеет выйти в район пуска управляемых ракет класса «воздух-воздух» раньше, чем летательный аппарат вероятного противника. Повышению боевой устойчивости легких истребителей JF-17 может способствовать установка новых двигателей с отклоняемым вектором тяги (тестовые полеты уже осуществляются), а также нанесение специального покрытия, снижающего радиолокационную заметность самолета (может быть заимствовано с «Цзянь-20» ВВС НОАК).

В случае очередного воздушного боя с тяжелыми и более многочисленными самолетами ВВС Индии легкому JF-17 необходимо обладать более эффективной РЛС с АФАР, позволяющей реализовать возможности УР ВВ сверхбольшой дальности типа «Гром-15», которые уже включены в номенклатуру авиационных средств поражения рассматриваемого самолета. В настоящее время большинство истребителей данной модели выполняют дежурные полеты при наличии двух УР ВВ малой дальности «Гром-5IIE» и двух УР ВВ средней дальности SD-10, что явно недостаточно для современного воздушного боя.

В дополнение отметим, что по данным пакистанских аналитиков, ВВС Королевства Саудовской Аравии на постоянной основе оснащают дежурные истребители-бомбардировщики F-15S (выполняют задачи перехватчиков) шесть УР ВВ средней дальности серии AIM-120 и двумя УР ВВ малой дальности серии AIM-9. При таком количестве ракет, каждый пилот  F-15S может гарантированно поражать одну воздушную цель благодаря сдвоенному пуску УР.

Подводя итог, представляется возможным отметить, что официальный Исламабад продолжает военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с Анкарой, благодаря которому получает возможность поддерживать боеготовность подразделений разных видов и родов войск национальных ВС.