- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские военные и эксперты об интересах Израиля накануне трехсторонней встречи глав СНБ в Иерусалиме

На этой неделе высокопоставленные израильские и американские официальные лица встретятся в Соединенных Штатах, чтобы подготовиться к трехстороннему саммиту глав советов национальной безопасности США, России и Израиля.  Джон Болтон, Николай Патрушев и Меир Бен-Шаббат встретятся в Иерусалиме 24 июня 2019 года, чтобы обсудить ситуацию в послевоенной Сирии.

Судя по высказываниям в СМИ, в Израиле до сих пор не могут поверить, что их премьер-министру удалось организовать у себя встречу высокопоставленных представителей двух великих держав, в которой на равных будет участвовать израильский советник по национальной безопасности. По словам источника Al-Monitor в оборонном ведомстве страны, «на данном этапе важность мероприятия заключается в самом решении о его проведении». «Вы только представьте: через пятьдесят два года после освобождения Иерусалима мы собираем в нем глав американского и российского советов безопасности для обсуждения ситуации в послевоенной Сирии, и мы как часть процесса». В Израиле существует редкий консенсус в отношении того, что саммит является огромным достижением премьер-министра Биньямина Нетаньяху и стратегическим израильским посланием Ирану и остальным странам Ближнего Востока о том, что Израиль является частью оси сил, действующих сообща для наведения нового порядка на Ближнем Востоке.

Получается так, что предстоящая встреча на высшем уровне пройдет во время начала очередной предвыборной кампании Б.Нетаньяху перед парламентскими выборами, назначенными на 17 сентября 2019 года. На этот раз лавры победителя достаются действующему премьер-министру без каких-либо оговорок, т.к. решение о проведении мероприятия было принято до того, как Б.Нетаньяху понял, что он не сможет сформировать правительство, и будет вынужден погрузиться в водоворот новых выборов. Это был не предвыборный трюк, но Б.Нетаньяху, несомненно, будет его мастерски использовать, как он всегда это делал.

В преддверии переговоров  глав советов безопасности, правда, произошло небольшое недоразумение: 5 июня глава военной разведки (АМАН) генерал-майор Тамир Хайман представил обзор ситуации в регионе. «Сирийская армия восстанавливает боеспособность быстрее, чем мы предполагали, – признал он. – Давление, которое различными путями оказывает Израиль на ситуацию в Сирии, тормозит темпы иранской военной экспансии, но остановить эту экспансию пока не удалось». Иран он назвал центром тяжести Ближнего Востока и отметил, что Тегеран наращивает свое влияние, оказывая техническую и финансовую помощь многим ключевым игрокам в регионе. По мнению главы АМАНа, американское давление на Иран может привести к полному расторжению ядерной сделки, заключенной в 2015 году, – однако это не означает, что иранская программа создания ядерного оружия заработает в полную силу. Намекая на президента России Владимира Путина, он сказал следующее: «Если вы ищете мирового лидера, который говорит со всеми, смотрите не дальше, чем на российского игрока». «Доминирование России в регионе ощутимо; Россия почти намеренно создает конфликты, а затем стремится помочь в их разрешении, используя свое присутствие в регионе»[i] [1].

Это был сомнительный «комплимент» Москве. «Он просто хотел сделать комплимент россиянам, но у него это не получилось», – Al-Monitor цитирует одного из коллег Т.Хаймана. Российский военный атташе в Израиле получил разъяснения по поводу сделанных замечаний. Москва не отреагировала, что было в Израиле воспринято как еще одно доказательство мощной стратегической связи между Россией и Израилем. «Они [русские] поняли, что в формулировке была ошибка», – сказал высокопоставленный израильский источник Al-Monitor. Тем временем израильское высшее военное руководство – представители национальной безопасности и планирования – вероятно, вылетят в Москву, чтобы подготовиться к переговорам.

Три года назад Израиль принял стратегическое решение о предотвращении закрепления Ирана в Сирии. Предыдущий начальник Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) Гади Айзенкот получил поддержку от премьер-министра и правительства, и израильские действия против иранского военного укрепления на сирийской территории усиливались. Довольно много людей в Израиле и за его пределами предупреждали, что удары ВВС Израиля неэффективны, но, по мнению израильских  представителей оборонного ведомства, события на местах доказали их неправоту. «Авиаудары, которые продолжаются, дали положительный кумулятивный эффект», – говорят израильские высокопоставленные военные. «ЦАХАЛ нанесла удар по иранцам, их присутствие сократилось, и с россиянами заключена сделка, направленная на то, чтобы оттеснить иранцев на расстояние не менее 80 км от израильской границы на Голанских высотах».

Действия ЦАХАЛа в Сирии сделали Израиль важным стратегическим элементом в урегулировании ситуации в этой стране. «Произошло еще что-то», – сказал Al-Monitor высокопоставленный источник в кабинете безопасности на условиях анонимности. «Американцы объявили, что выходят из Сирии, но они этого не сделали. Теперь они вместе с Россией и Израилем формируют трехстороннюю ось для совместной дискуссии, основанной на взаимных интересах и нацеленной на послезавтра. Если это не главное дипломатическое достижение [Израиля], то в мире нет крупных дипломатических достижений».

Совпадение интересов США, России и Израиля особенно интригует в отношении Израиля и России. Как говорят в израильском кабинете министров, «Путин давно понял, что без Израиля ему будет сложно стабилизировать ситуацию в Сирии». По различным оценкам, одна возможная сделка повлечет за собой признание режима Башара Асада Соединенными Штатами и Израилем и снятие американских санкций с Дамаска. В ответ россиянам придется нажимать на президента Б.Асада и Иран, чтобы добиться вывода иранских войск из Сирии.

Достижение такой цели не очевидно. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил год назад, что любые ожидания, что Россия сможет вывести иранцев из Сирии, «нереальны». Тем не менее, у России нет проблем с обсуждением вопроса. По словам обозревателя Al-Monitor Бена Каспита, русские давно перестали рассматривать Иран как стратегического партнера. Война за Сирию закончилась, несмотря на продолжающиеся ожесточенные бои в районе Идлиба. Вместо военного сотрудничества Россия оказывается в экономической и стратегической гонке с Ираном за влияние в Сирии.

Al-monitor цитирует высокопоставленного израильского военного: «В какой-то момент Асаду также придется принять решение. Будет ли он оставаться иранской марионеткой и будет ли он [лидером ХАМАСа] Исмаилом Хания… или он скорее восстановит свою независимость и встанет на ноги?»[ii] [2]. Согласно этой логике, Б.Асад знает, что иранцы сделали свое дело и теперь могут уйти. Если он их выдавит из Сирии, то избавит себя от головной боли в виде Израиля, а затем сможет «подать заявление на восстановление своей страны с помощью России и США». Наверняка эти соображения в повестке дня июньской трехсторонней встречи в Иерусалиме, на которую будет устремлен взгляд всех лидеров ближневосточных государств.

Встреча глав советов национальной безопасности России, США и Израиля не обойдется без обсуждения «иранской угрозы» во всем регионе.

Эксперты израильского Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), исходя из того, что Иран не заинтересован в военном столкновении, видят несколько сценариев развития ситуации, каждый из которых может привести к эскалации напряженности в регионе Персидского залива.

Первый сценарий заключается в том, что может продолжаться постепенный и осторожный отход Ирана от его обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий от 2015 года (СВПД), в основном посредством возврата к обогащению урана (в том числе до уровня 20%); соблюдение американской администрацией режима санкций и, возможно, даже их усиление на основе оценки или в надежде на то, что они в конечном итоге приведут иранское руководство за стол переговоров. Вполне вероятно, что европейские партнеры, не имея выбора, дадут понять Ирану, что им тоже придется присоединиться к давлению на него.

Согласно другому варианту развития событий, Иран быстро отказывается от своих обязательств, в том числе от выполнения Дополнительного протокола МАГАТЭ, и значительно сокращает сотрудничество с агентством, даже если одновременно он продолжает выполнять свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). При таком сценарии можно ожидать  ответа со стороны международного сообщества. Вполне вероятно, что европейские страны воспримут новую ситуацию как риск, и посчитают единственным для себя выходом присоединение к Соединенным Штатам и введение санкций против Ирана. В то же время Россия и Китай в данном случае особенно бы поняли мотивы Ирана, и, пока Иран остается под контролем МАГАТЭ и в рамках ДНЯО, они предпочтут продолжить свои отношения с Тегераном.

Согласно третьему сценарию, Иран вступает в переговоры с администрацией Д.Трампа, что может стать развитием одного из двух предыдущих сценариев. Это предпочтительное развитие ситуации для Соединенных Штатов, и, предполагают израильские эксперты, в (секретных) сообщениях Тегерану Вашингтон не определяет свои конечные цели для переговоров. Заявление госсекретаря США Майка Помпео о том, что администрация не ставит предварительных условий для возобновления переговоров, не отменяет двенадцать требований, выполнение которых он сам определил в качестве условия для снятия санкций, но, безусловно, оно не гарантирует, что администрация намерена придерживаться своих требований для достижения нового соглашения с Ираном. В своих публичных заявлениях президент Д.Трамп в основном подчеркивал необходимость обеспечения того, чтобы Иран не смог приобрести ядерное оружие.

Несмотря на напряженность между Соединенными Штатами и Ираном, обе стороны не заинтересованы в ухудшении ситуации, и опасения возможных провокаций или ошибок заставили их проявить осторожность и приложить большие усилия для обеспечения того, чтобы предпринятые шаги не переросли в более широкое противостояние. Американская администрация, и особенно президент Д.Трамп, уже продемонстрировали определенное разочарование по поводу своей неспособности использовать санкции на дипломатическом треке, который позволил бы добиться результатов. Поэтому решение Ирана вернуться к своей ядерной программе поставит американскую администрацию перед дилеммой в отношении того, как реагировать. Несмотря на то, что иногда звучат утверждения о необходимости прибегнуть к военному ответу, к концу 2019 года Соединенные Штаты вступят в год президентских выборов, что, скорее всего, не позволит американской администрации выбрать столь экстремальный и противоречивый вариант.

Создается впечатление, что наряду с давлением, оказываемым Ираном и Соединенными Штатами друг на друга, идет процесс обмена сообщениями об условиях переговоров. Эксперты INSS определили признаки того, что Иран может согласиться на них, если США разрешат ему продавать нефть. Начало переговоров позволит Ирану выиграть время в надежде, что президент Д.Трамп не переизберется на второй срок. Переговорный процесс может снизить давление на Иран. Все международные игроки, выступающие против американских санкций, были бы рады вернуться к прежним взаимоотношениям с Ираном. Все это усилило бы заинтересованность администрации Д.Трампа заключить «лучшее соглашение с Ираном, чем было достигнуто Б.Обамой», и доказать справедливость обвинений Б.Обамы в том, что он был слишком мягок и тем самым привел к заключению «худшей сделки»[iii] [3].

В складывающейся ситуации Израиль должен принять во внимание возможные расхождения в интересах с американцами, а также тот факт, что администрация США имеет большую свободу действий, чем Израиль. Израильскому руководству стоит учесть, что цели, которых президент Д.Трамп будет стремиться достичь в каждом из возможных сценариев, могут отличаться от целей Израиля, особенно если будут возобновлены переговоры между Вашингтоном и Тегераном. На этом фоне важно поддерживать стратегический общий диалог с Соединенными Штатами на всех уровнях, где главным вызовом для Израиля является обеспечение того, чтобы администрация США выступала с единых позиций и чтобы политика, которую Белый дом формулирует и проводит в отношении Ирана, учитывала интересы и Израиля.

[i] [4]                      Глава военной разведки Израиля: Россия сознательно инициирует конфликты на Ближнем Востоке // Вести. Израиль. 05.06.2019 — https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5520705,00.html

[ii] [5]                     US, Israeli, Russian security chiefs to meet in Jerusalem // Al-Monitor. 14.06.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/06/israel-united-states-russia-iran-benjamin-netanyahu-putin.html

[iii] [6]                   The Dispute Between the United States and Iran – Scenarios and Implications // INSS. 12.06.2019 — https://www.inss.org.il/publication/dispute-united-states-iran-scenarios-implications/?offset=3&posts=2192