- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: полемика по поводу новых названий улиц в Иерусалиме

Одним из постоянных слоганов Палестинской национальной  (ПНА) в ее противостоянии с Израилем является «борьба против иудаизации Иерусалима». Иногда при этом уточняется, что речь идет о борьбе против «иудаизации Восточного Иерусалима», который по замыслу лидером ПНА и их сторонников в Европе, России и США должен стать столицей «независимого палестинского арабского государства». Исламистские движения, в частности контролирующий сектора Газа ХАМАС, которые, в отличие от светских арабских националистов из ПНА, открыто говорят о своем стремлении уничтожить еврейское государство, этого уточнения за ненадобностью не делают.

При этом нельзя не упомянуть о том, что евреи были в Иерусалиме большинством и в первой половине XIX века, когда весь город находился внутри его крепостных стен, то есть сводился к нынешнему Старому городу. В 20-х – 30-х годах ХХ века шел процесс агрессивного вытеснения евреев арабами из Старого города (за исключение исторического Еврейского квартала) и из расположенных к северу, к востоку и к юго-востоку от него новых кварталов. Вооруженное противостояние между евреями и арабами в Иерусалиме в 1947-1949 гг., сопровождавшееся вторжением в город трансиорданских войск, привело к полному политическому разделению на Западный (еврейский) и Восточный (арабский) Иерусалим.

Аннексировавшие Восточный Иерусалим иорданцы систематически уничтожали следы еврейского присутствия в городе. В частности, они разрушили все синагоги Еврейского квартала и использовали надгробия с еврейского кладбища на Масличной горе для мощения дорог. И само собой евреи не имели в годы иорданской оккупации никакого доступа к святым для их религии местам в Восточном Иерусалиме, прежде всего к Стене Плача, не говоря уже о Храмовой горе. Оставленная евреями в Восточном Иерусалиме недвижимость была конфискована иорданскими властями. В принадлежавших евреям домам поселились арабы.

После воссоединения Иерусалима под властью Израиля в результате его победы в Шестидневной войне 1967 года начался продолжающийся до сих процесс развития Иерусалима как единого города, являющегося святым городом трех религий, имеющего в составе своего населения многочисленное арабское меньшинство, но являющегося столицей еврейского государства и с отчетливым доминированием евреев. Имеются несколько основных элементов развития этого процесса:

  1. Был полностью восстановлен и заселен евреями исторический Еврейский квартал, включивший в себя площадь перед Стеной Плача, на которой до 1967 года находился квартал Муграби, заселенный арабами-выходцами из Магриба.
  2. Были построены новые крупные еврейские микрорайоны на к северной, южной и к юго-восточной окраине Иерусалима, создавшие мощное демографическое присутствие евреев в бывшем Восточном Иерусалиме и почти полностью отрезавшие арабские кварталы города от находящихся ныне под контролем ПНА Рамаллы и Вифлеема.
  3. Были застроены бывшие нейтральные зоны перед Яффскими воротами Старого города и в районе бывшего Дворца британского верховного комиссара (район Армон га-Нецив).
  4. Были восстановлены и расширены кампус Еврейского университета и больница «Хадасса» на горе Скопус, которая в 1949-1967 гг. был израильским анклавом, окруженным контролировавшейся иорданцами территорией. При этом гора Скопус была соединена с западной частью города современными транспортными линиями и полосой еврейской жилой застройки (кварталы Га-гива га-царфатит, Рамот-Эшколь и Гиват га-Мивтар).
  5. Евреи стали селиться в ранее чисто арабских кварталах. Это происходит либо за счет покупки недвижимости у арабов, либо за счет возвращения еврейским владельцам собственности, принадлежавшей им еще до Войны за Независимость.

Одним из ярких примеров поселенчества такого рода является квартал Кфар-Шилоах, именуемый арабами Силуан. Он расположен в ущелье Кидрон, сразу же за ведущими к Стене Плача Мусорными воротами Старого города. В библейской древности именно в этом районе и находился Иерусалим (раскопки его развалин именуются «Град Давида»). В Средние века здесь жили евреи-караимы. Начало современному кварталу Кфар-Шилоах было положено в 1873 году, когда здесь построила свой дом иерусалимская сефардская семья Меюхас. В 1881 году прибывшая из Йемена группа еврейских репатриантов поселилась в пещерах на склонах Масличной горы. Позднее они построили там свои дома и синагоги. В 1929 году в результате нападения арабов еврейские жители были вынуждены покинуть свои дома в Кфар-Шилоахе, и они были захвачены арабами.

В 80-е годы прошлого века начался процесс возвращения евреев в Кфар-Шилоах. Они селились главным образом в возвращенных через суд домах, находившихся в еврейской собственности. В настоящее время Кфар-Шилоах – Силуан представляет собой смешанный квартал с отчетливым арабским большинством. В нем проживают порядка 19 тысяч арабов-мусульман и более 500 евреев. При этом близость к Стене Плача, наличие многочисленных и важных археологических памятников (прежде всего, Град Давида и Силоамский тоннель), а также открытие в 2018 году Музея наследия йеменского еврейства обеспечивают постоянное и весьма значительное присутствие в квартале евреев, не являющихся его жителями. Собственно говоря, это и есть та самая «иудаизация» арабских кварталов Иерусалима, против которой пытается бороться руководство ПНА, справедливо усматривая в подобном развитии создание условий, которые не позволят новое разделение Иерусалим на еврейскую и арабскую часть.

Именно в таком контексте становится понятным значение того факта, что комиссия по географическим названиям городского муниципалитета Иерусалима под председательством мэра Моше Лиона утвердила на своем заседании в минувшее воскресенье новые названия пяти улиц в квартале Кфар-Шилоах. Все новые названия еврейские и все – так или иначе связаны с йеменским еврейством – Азрат-Нидахим (по названию иерусалимского филантропического общества, созданного в XIX веке иерусалимским журналистом Исраэлем-Довом Фрумкиным, репатриантом из Российской империи, для оказания помощи репатриантам из Йемена), га-рав (раввин) Саадия Мадмуни (в честь раввина, возглавившего в середине XIX века первую группу репатриантов из Йемена, прибывшую в Иерусалим и поселившуюся в пещерах за Мусорными воротами), га-рав Авраам аль-Надаф (в 90-е годы XIX века он основал квартал Кфар-Шилоах), га-рав Яхья Ицхак га-Леви (был главным раввином Йемена в первые три десятилетия ХХ века) и га-рав Шалом Алшейх га-Леви (глава общины йеменских евреев Иерусалима с 1893 по 1944 год, сионистский деятель и литургический поэт).

Упомянутое решение было принято голосами восьми членов комиссии против двух. Против него выступили депутаты городского совета, представляющие левую фракцию «Городская коалиция», Лора Вертон (член радикально-левой партии МЕРЕЦ, возглавляемой депутатом Кнессета Тамар Зандберг) и адвокат Йоси Хабильо.

Йоси Хабильо сказал по поводу упомянутого решения иерусалимской комиссии по географическим названиям в интервью ежедневной израильской газете «Гаарец», придерживающейся радикально-левых позиций: «Я решительно выступаю против этой акции. Речь идет о том, что арабам преднамеренно бросают вызов. Данный район населен по большей части арабскими жителями, и нет никакой причины называть там улицы именами раввинов. Это лишь будет безо всякой необходимости разжигать страсти и подталкивать к конфликтам».

А вот проголосовавший за упомянутое решение депутат городского совета Дан Илуз, представляющий правую фракцию «Гиторерут» («Пробуждение»), сказал по тому же поводу: «Речь идет об исправлении исторической несправедливости, и я приветствую его. Уважение чужих чувств не может проявляться за счет ущемления суверенитета. Страх дать еврейское название улице, особенно в таком районе, как Кфар-Шилоах – Силуан, в котором есть еврейская история, представляет собой нанесение ущерба израильскому суверенитету. В любом месте мира, если бы кто-то сказал, что нельзя назвать улицу именем того или иного человека только потому, что он еврей, мы выразили бы свое возмущение по поводу такого решения. (…) Я очень рад, что сегодня мы приняли это решение. Это важно для города Иерусалим и для Государства Израиль. Я продолжу действовать в интересах всех жителей города, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

В заключение следует сказать, что получившие названия улицы Кфар-Шилоаха ранее попросту не имели официальных названий. Израильские власти, как правило, не меняют арабских названий улиц Иерусалима, если таковые имеются. Так, например, главная улица Восточного Иерусалима, на которой расположено израильское Министерство юстиции, по-прежнему называется улице Салах ад-Дина, в честь курдского полководца XII века, который изгнал из Иерусалима крестоносцев. Более того, в чисто арабских или преимущественно арабских районах ранее безымянным улицам городская комиссия по географическим названиям присваивает обычно арабские имена.