17 июня Биньямин Нетаньяху уведомил депутатов Рафи Переца и Бецалеля Смотрича («Ихуд Мифлагот а-Ямин») о их назначении на министерские посты.
По просьбе «Ихуд Мифлагот а-Ямин», раввин Рафи Перец назначен министром просвещения, он также получил статус наблюдателя в «узком» военно-политическом кабинете, Бецалель Смотрич станет министром транспорта и членом «узкого» кабинета.
Однако, следует отметить, что депутаты Кнессета Перец и Смотрич стали членами временного правительства и будут располагать достаточно ограниченными возможностями. То есть, по факту они не смогут на данном этапе выстроить собственную стратегию и добиваться ее воплощения в долгосрочной перспективе. Вместе с тем перед новыми министрами стоит целый спектр задач и проблем, решением которых необходимо заняться без малейших отлагательств. Данные проблемы, несомненно, усугубляются проведением перевыборов и ростом государственного дефицита.
Бецалель Смотрич сменяет на посту Исраэля Каца, который возглавлял Министерство транспорта в течение трех сроков. Несмотря на то, что Кац в прошлом занимал и другие правительственные должности, а в последнее время также возглавлял Министерство разведки, в общественном сознании его имя ассоциируется прежде всего именно с Министерством транспорта.
В день вступления в должность Смотрич написал в своем «Фейсбуке»: «Я изучу положение дел в министерстве и посмотрю, что я успею сделать в отведенный мне короткий срок. Одной проблемой, я, с Б-жей помощью, намерен заняться безотлагательно – сокращением числа жертв ДТП в летние месяцы, в период каникул и отпусков. Даже если мне удастся спасти одного человека – это все равно, что спасти весь мир». Но сокращение числа жертв ДТП, к сожалению для Смотрича, не является единственной проблемой, решать которую нужно незамедлительно.
Кац оставляет за собой не только впечатляющий список успешно завершенных национальных проектов. Есть несколько мега-проектов на суше, в море и в небе, которые находятся в стадии воплощения или предварительной разработки и новому министру Смотричу предстоит продолжить интенсивную работу над ними. Ему будет необходимо доказать, что он, так же как и его предшественник, умеет выбивать средства, строго соблюдать бюджетную дисциплину, находить общий язык с профсоюзами и рабочими комитетами. Так же не следует забывать, что Смотричу, который является представителем национально-религиозного лагеря, будет необходимо сдерживать давление ультраортодоксов, требующих прекратить дорожные работы по субботам, в противном случае транспортный коллапс по будням дням не минуем.
Общественный транспорт:
Несмотря на развившееся за последнее десятилетие транспортное сообщение между центром страны и периферией и развитие транспортной инфраструктуры в целом ситуация в сфере общественного транспорта оставляет желать лучшего. Смотричу необходимо будет сосредоточится так же на выполнении требований госконтролера и максимально улучшить ситуацию в данной сфере.
Железнодорожное сообщение:
Так же перед новым министром стоит ряд проблем связанных с израильским железнодорожным сообщением: это и электрификация железной дороги, и упорядочивание движения на иерусалимской ветке, и увеличение количества путей на участках Тель-Авив – Хайфа и Тель-Авив – Беэр-Шева, и создание железнодорожного сообщения с Назаретом, и строительство новой линии вдоль 6-го шоссе.
Метро-трамвай и метрополитен в Гуш-Дане:
Смотричу также предстоит продолжить работу над строительством «красной ветки» тель-авивского метро-трамвая – проекта, национализированного государством. В соответствии с планом, эту работу необходимо завершить в 2021 году. Одновременно с этим, новый министр должен продолжить подготовку к прокладке новых линий метрополитена в Гуш-Дане. Это самый амбициозный транспортный проект в истории государства, его стоимость составляет 150 млн шекелей, что в десять раз превышает затраты на создание трамвайной линии.
Новые морские порты и новый международный аэропорт:
В обязанности Смотрича будет входить так же контроль над созданием двух новых морских портов – в Хайфском заливе и в Ашдоде. Кроме того, придется решать вопрос об открытии дополнительного международного аэропорта, место строительства которого все еще не определено.
Новейшие технологии:
Смотрич вступает свою должность в эпоху, когда Израиль, благодаря новейшим технологическим разработкам, впервые в истории привлек к себе внимание крупнейших производителей автомобилей. Только на нынешней неделе в стране побывал гендиректор компании «Форд». Одна из приоритетных задач нового министра – не упустить эту возможность и развить сотрудничество в данном направлении.
Именно сейчас Израилю необходимо проведение революционных реформ, связанных с внедрением автономных автомобилей и дальнейшим распространением двухколесных транспортных средств, работающих на электричестве, которых в стране уже насчитывается более полумиллиона.
Самая главная проблема, стоящая перед Смотричем — доказать, что все эти вопросы ему по плечу несмотря на то, что он не является членом Ликуда и приближенным премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Временное правительство не может принимать решения, рассчитанные на долгосрочную перспективу и в его задачи, входит, главным образом, решением неотложных проблем. Поэтому нового министра просвещения Рафи Переца в течение ближайших месяцев ожидает исключительно «тушение пожаров».
Предотвращение срыва начала нового учебного года:
Новый министр образования занял свой пост за два с половиной месяца до начала нового учебного года, скорее всего это и станет для него главным вызовом. Профсоюз учителей ведет усиленную борьбу с министерствами образования и финансов за повышение зарплат учителей и сокращение числа учащихся в классах. Предыдущее соглашение между сторонами действует до конца июня и вскоре им предстоит начать переговоры. К сожалению, пока не ясно, каким образом новый министр просвещения сможет удовлетворить требования учителей, учитывая то, что на прошлой неделе бюджеты всех министерств были урезаны на 1 млрд шекелей, а дефицит, тем не менее, продолжает расти.
Цены на школьные учебники и родительские выплаты:
Перец должен будет подписать циркуляр, регулирующий цены на школьные учебники. Это позволит осуществлять за ними надлежащий контроль. Министру так же предстоит заняться решением проблемы сборов с родителей школьников. Список этих выплат утверждается заново каждый год, и каждый раз вокруг него разгорается ожесточенная борьба с участием всех заинтересованных сторон, включая Всеизраильский родительский комитет.
Заморозка перевода средств из Минфина в Минпрос:
Еще одной проблемой Рафи Переца являются 2 млрд шекелей предназначенные для Министерства просвещения и замороженные несколько дней назад по решению председателя финансовой комиссии Кнессета до тех пор, пока не будут перечислены средства на зарплаты учителям и воспитателям в аккредитованных неформальных учреждениях системы специального образования в ультраортодоксальном секторе.