- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Суданско-чадское урегулирование: саудовское посредничество

Саудовская дипломатия продолжает активно действовать в сфере урегулирования конфликтных ситуаций в регионе арабо-мусульманского мира. Достаточно вспомнить, в этой связи, некоторые наиболее яркие примеры ее посреднической миссии.

В 1981 г. в саудовских Мекке и Таифе при активном участии прежних саудовских монархов (королей Халеда и Фахда, соответственно) были достигнуты соглашения о примирении между алжирским президентом того времени Ш. Бенджадидом и ныне покойным марокканским королем Хасаном II, с одной стороны, и Хасаном II и мавританским президентом того же времени полковником Мухаммедом Хона Ульд Хайдаллой. В декабре 1989 г. длительные переговоры между лидерами враждующих ливанских этноконфессиональных политических групп, проходившие под эгидой короля Фахда, закончились подписанием Таифских соглашений, завершивших эпоху длившейся пятнадцать лет ливанской гражданской войны. В мае 1990 г. все так же по инициативе короля Фахда в Мекке состоялись переговоры между противостоявшими друг другу сомалийскими политическими группировками о достижении мира и согласия в этой стране. Тремя годами позже, в марте 1993 г. король Фахд выступил инициатором проведения в Мекке встречи между представителями враждующих политико-трайбалистских движений Афганистана.

Тем не менее, первые годы нынешнего столетия стали доказательством того, что саудовское посредничество трансформировалось в «постоянную величину» политического процесса в арабо-мусульманском регионе. В октябре 2006 г. под эгидой нынешнего саудовского монарха – короля Абдаллы в Мекке была проведена встреча делегаций различных этноконфессиональных групп Ирака, ознаменовавшаяся подписанием Мекканской декларации, акцентировавшей единство различных внутриисламских фракций и течений и недопустимость дальнейшей эскалации суннитско-шиитского противостояния. Наконец, 9 февраля 2007 г. во все той же Мекке и, как это специально оговаривалось королем Абдаллой, «под сенью Священной Каабы», было достигнуто перемирие между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, представленными, соответственно, главой Палестинской Национальной Администрации Махмудом Аббасом и лидерами ХАМАС Исмаилом Ханийей и Халедом Машалем. Однако проблема сегодня вовсе не ограничивается проведением прямых встреч и переговоров между сторонами различных противостоящих группировок на территории Саудовской Аравии, — посреднические действия саудовской дипломатии стали реальностью как применительно к нынешней ситуации в Ираке, так и в ходе недавнего внутриливанского кризиса.

Устремления королевства понятны и объяснимы. Оно представляет себя в качестве центрального звена арабо-мусульманского сообщества, действующего на основе «высоких принципов ислама – диалога и совещательности». Наконец, эти устремления направлены на смягчение ситуации в пределах того геополитического пространства, которое Саудовская Аравия рассматривает в качестве основного поля своей внешнеполитической деятельности, как и на исключение (или, по крайней мере, минимизацию) воздействия существующих в этом пространстве конфликтных ситуаций на ситуацию в королевстве. Действия, направленные на достижение суданско-чадского урегулирования, стали во временном отношении последним событием, связанным с саудовской посреднической миссией.

Итак, 3 мая 2007 г. в загородном дворце короля Абдаллы, расположенном в северном пригороде Эр-Рияда Аль-Джанадарийя, в присутствии саудовского монарха президентами Омаром Аль-Баширом и Идрисом Диби было подписано «Двустороннее соглашение о развитии и укреплении отношений между Республикой Судан и Республикой Чад».

Распространенный саудовским министерством иностранных дел текст этого Соглашения подчеркивает стремление правительств обеих стран «укреплять узы дружбы и исторические связи между братскими народами» Судана и Чада, как и их обязательство «уважать ранее заключенные двусторонние и многосторонние договоры, в частности Триполийскую декларацию февраля 2006 г.». В этой связи Судан и Чад обязуются «уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга», как и отказываются от «вмешательства во внутренние дела» каждой из стран. В подписанном Соглашении обе стороны заявили о том, что не будут «позволять использовать свою территорию для концентрации, обучения или транзитного прохода вооруженных оппозиционных правительствам обеих стран группировок». Они провозгласили свое стремление «поддерживать политические усилия Африканского Союза, направленные на восстановление стабильности в провинции Дарфур, а также в зоне суданско-чадской границы, как и на полное выполнение Соглашения о мире в Дарфуре». В намерение руководства обоих государств входит также «укрепление экономических и социальных отношений между народами обеих стран», включая и трансграничные хозяйственные связи между регионами. Наконец, президенты Судана и Чада подтвердили незыблемость их сотрудничества с Африканским Союзом и ООН ради «окончательного прекращения конфликта в Дарфуре и в Восточном Чаде и обеспечения мира и стабильности для всех».

Саудовское посредничество в деле суданско-чадского урегулирования стало реальностью сразу же после того, как королевство стало председателем XIX сессии Совета Лиги арабских государств (ЛАГ), состоявшейся в марте 2007 г. в Эр-Рияде. Итогом этого курса стало принятие Суданом резолюции Совета Безопасности ООН № 1706, связанной с размещением международных миротворческих сил в Дарфуре. В свою очередь, в дальнейшем, 28 марта 2007 г. в ходе работы Эр-риядского саммита ЛАГ король Абдалла провел встречу с участием суданского президента О. Аль-Башира, генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, главой комиссариата Африканского Союза Альфа Омаром Конари и генеральным секретарем ЛАГ Амром Мусой. В ходе этой встречи были приняты рамки всеобъемлющего саудовского плана урегулирования в Дарфуре, основанного на положения мирного договора по Дарфуру, подписанного в 2005 г. в столице Нигерии Лагосе, а также последующих соглашениях между суданским правительством, Африканским Союзом и ООН, подписанных в Аддис-Абебе и Абудже.

Саудовский план предусматривал также активизацию действий Африканского Союза и ЛАГ в интересах прекращения гуманитарной катастрофы в Дарфуре. В рамках этой работы он предполагал, в частности, включение в мирный процесс тех вооруженных групп, которые не подписали соглашения в Аддис-Абебе и Абудже, как и создание тройственной комиссии (в составе представителей обеих международных организаций и правительства Судана) ради скорейшего разрешения дарфурского кризиса на основе ввода в эту суданскую провинцию международных миротворческих сил.

Тогда же, в конце марта 2007 г. в саудовской столице было достигнуто соглашение, определявшее количество африканских миротворческих сил, их вооружение, а также технико-инженерные мероприятия, необходимые для обеспечения их пребывания в Дарфуре, как и источники финансирования операции. Как в этой связи заявлял в Эр-Рияде министр иностранных дел Судана, «действия короля Абдаллы в ходе саммита ЛАГ стали переломным пунктом в развитии контактов между правительством Судана и Организацией Объединенных Наций в том, что касается положения в Дарфуре». Уже 15 апреля 2007 г. в ходе телефонного разговора с королем Абдаллой О. Аль-Башир сообщил саудовскому монарху, что «суданское правительство подписало соглашение с ООН и Африканским Союзом, определяющее количество африканских войск, а также войск ООН в провинции Дарфур». По словам суданского президента, это «стало непосредственным итогом встречи в верхах в Эр-Рияде и инициативы, проявленной Служителем Двух Благородных Святынь».

В свою очередь, подписанное в Эр-Рияде суданско-чадское Соглашение стало свидетельством того, что Саудовская Аравия движется в направлении рассмотрения конфликта под другим углом зрения – кризиса в отношениях между Суданом и Чадом, оказывающим значительное воздействие на положении в Дарфуре. Во всяком случае, новый успех саудовской дипломатии, курировавшийся лично королем Абдаллой, дал возможность саудовскому монарх заявить после подписания Соглашения, что он «надеется на скорейшее прекращение одного из самых взрывоопасных конфликтов, в течение многих лет отравляющего ситуацию на Африканском континенте».