- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите эмира Кувейта шейха Сабаха аль-Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха в Ирак

19 июня эмир Кувейта, шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах прибыл с официальным визитом в Ирак, с целью «обсуждении двусторонних и региональных отношении».  В аэропорту высокого гостя встречал президент Ирака Бархам Салех, что, кроме чисто протокольных моментов, наглядно демонстрирует, что Кувейт для Ирака, даже на фоне отношений последнего с Ираном и, стремительно набирающей вес в экономическом и политическом полях Ирака, Саудовской Аравией, является одни из важнейших соседей. Даже если не обращать внимание на исторические аспекты, отдаленные и не очень, не учитывать ту финансовую помощь и иную материальную поддержку, оказываемую сегодня Кувейтом Ираку, важнейшим и неизбывным фактором есть и будет географический. Кувейт, без всякого преувеличения, владеет ключами от единственной морской «двери» Ирака во внешний мир. Выход из лагуны, где расположены два важнейших иракских порта: Умм-Каср и Хор-Зубейр, контролируется, принадлежащими Кувейту островами, Варба и Бубиян. Даже в условиях мира и спокойствия, этот путь очень зависим от функционирования лоцманских, гидрографических и пограничных служб, контроля за состоянием фарватера и навигационных знаков, маяков и многого другого, что без кувейтского участия просто невозможно. Планы же по развитию сотрудничества между двумя странами, включая наземное, в том числе, железнодорожное, только усиливают эту связь.

Для эмира Кувейта это второй, за время его правления, визит в Багдад, ранее, в 2012 году он посещал Ирака для участия в работе, проводившейся тогда там, встречи в верхах.

Визит проходи в непростое для обеих стран время: крайнюю озабоченность вызывает ситуация с безопасностью морских путей для экспорта нефти после недавних атак на танкера в районе Ормуза. В данном вопросе интересы обеих стран совпадают. Да, и в целом, их отношения сейчас переживают, если не лучший, то, пожалуй, один из самых стабильных и наполненных положительным содержанием, этапов. Прошлые кризисные моменты, по большей части, решены и  более не омрачают жизнь двух соседей.

По мнению иракского президента, заслуга в этом принадлежит «руководству обеих стран, проявленному им желанию преодолеть проблемы, а также, продемонстрированной им, мудрости». Выступая на приеме гостя во дворце «Каср-ас-Салям», Б.Салех, подчеркнул «твердое намерение развивать двусторонние отношения, что служит интересам двух братских народов».

Кувейтское информационное агентство (КУНА) ссылается на высказывание заместителя министра иностранных дел эмирата Халеда Джарраллы, охарактеризовавшего приезд эмира в Багдад, «как продолжение его стремления развивать отношения с Ираком и его народом, демонстрацию его приверженности укреплению дела мира и прогресса между двумя братскими народами».

«Его высочества также намерен продолжить оказывать Ираку поддержку в его противостоянии многочисленным угрозам и вызовам для его стабильности и безопасности», — добавил чиновник.

Важность визита подчеркивается условиями, в которых он проводится, считает кувейтский дипломат. В эти дни особенно важно координировать совместные усилия, объединять их с теми силами, которые привержены миру и намерены не дать региону скатиться в обстановку хаоса и разрушения.

Источники в МИД Ирака сообщают о том, что в ходе визита будет подписан ряд соглашений: о судоходстве, о демаркации границ, об использовании нефтяных месторождений, простирающихся по обе стороны границы. Проблема долговых обязательств, если и будет обсуждаться, то в консультационном контексте, по мнению кувейтской стороны, с этим можно и подождать.

Визит высокопоставленной кувейтской делегации стал логическим продолжением визита премьер-министра Ирака Аделя Абдель Махди в Кувейт, в прошлом месяце.

Кувейтяне в своих комментариях сходятся в том, что визит должен стать своего рода «началом нового этапа отношений между двумя странами, ознаменовывая формирование их общей консолидированной позиции по текущим моментам региональной обстановки». Если раньше, большей частью, переговоры касались двусторонних отношений, теперь большинство сложностей и узких моментов в них, решены и настало время совместного движения вперед».

Еще раз, касаясь проблемы долгов Ирака Кувейту, в том числе и по репарационным обязательствам, источники в делегации эмирата высказались так: это проблем не политическая, а юридическая. Единственное, что тут может обсуждаться, так это то, как быстрее закрыть остающиеся моменты, которые никоим образом не влияют на общий курс добрососедства и сотрудничества, установленный между нашими странами.

Отвечая на вопрос местных СМИ о том, правда ли, что эмир Кувейта выступил также в роли посланника саудовского монарха и привез некое послание от него иракскому премьеру, после того как Багдад решительным образом не поддержал резолюцию чрезвычайного совещания в Мекке, которое рассматривало случаи с атаками танкеров и ролью в них Ирана, кувейтские дипломаты дезавуировали эту версию. «Упор делается на формирование общей внешнеполитической стратегии», — подчеркнул Х.Джаралла.

Еще одним важным аспектом станет обсуждение посильного участия Кувейта в процессах восстановления разрушенных в ходе борьбы с террористами северных и северо-западных районов Ирака. Кувейт, как известно, выступает в роли спонсора ряда таких проектов, организуя их финансирование в различных видах и формах. Собственно, в Кувейте и созывалась, в свое время, международная конференция стран-доноров Ирака.

Кувейтский вектор внешней политики Ирака является на сегодня, третьим по важности на южном направлении, после иранского и саудовского. Если посмотреть с другой стороны, по нашей оценке, было бы неверно ассоциировать последнее в нечто единое с Кувейтом, по отношении к Ираку: эмират в последнее время занимает достаточно обособленную в плане самостоятельности, внешнюю позицию. Разумеется, есть ССАГПЗ, есть отношения с КСА, есть, с ОАЭ. Но есть, собственно, Кувейт с его собственными преференциями. Из которых, он и исходит в своих отношениях с Ираком.  Среди них есть и кувейтско-иракско-иранские контексты, которые, видимо и пытались использовать саудовцы, но не факт, что им это удалось.