- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О дискуссиях в правительстве ФРГ по поводу экспорта вооружений в страны-участницы саудовской коалиции в Йемене

Коалиционное соглашение ХДС/ХСС и СДПГ, подписанное в марте 2018 г., предусматривает ограничения на поставки вооружений в т.н. третьи страны, не входящие в ЕС и НАТО. В частности, в тексте утверждается, что Германия «не будет разрешать экспорт в страны, если они непосредственно вовлечены в войну в Йемене». В марте текущего года Берлин продлил эмбарго на поставки вооружений в Саудовскую Аравию, руководствуясь действиями Эр-Рияда все в том же йеменском конфликте, а также под влиянием ситуации, сложившейся вокруг королевства после убийства журналиста Дж.Хашогги. В конце сентября срок действия этого 6-месячного моратория истекает, и уже сейчас в правительстве идут переговоры о его дальнейшей судьбе, что затрагивает не только внешнеполитические аспекты, но и политическую, а также социально-экономическую ситуацию в самой Германии.

По общим данным, страна соблюдает приведенные выше ограничения. Более того, по опубликованной статистике за 2018 г. объемы поставок существенно сократились. Так, согласно отчету федерального правительства, представленному в среду, экспорт снизился на 1,4 млрд евро, при этом около 47 % одобренных лицензий пришлось на страны ЕС и НАТО. Кроме того, кардинально изменились показатели экспорта стрелкового оружия. В 2018 г. их общие объемы сократились почти на 9 млн евро. Результат этот был достигнут главным образом за счет третьих стран. Ведущим импортером за пределами ЕС и НАТО стал Алжир, суммарная стоимость выданных лицензий превысила 800 млн евро.

Вместе с тем, как обращают внимание многие эксперты и СМИ, отчет не учитывает показателей за первые 6 месяцев текущего года, которые заметно искажают представленную в отчете ситуацию. Так, из ответа Министерства экономики на парламентский запрос депутата от партии «Зеленых» О.Нурипура, следует, что с 1 января по 5 июня 2019 г. были утверждены лицензии на экспорт в Египет, ОАЭ и даже КСА и другие страны, подпадающие под ограничения, предусмотренные коалиционным соглашением, на сумму более 1 млрд евро. 13 экспортных лицензий стоимостью порядка 800 млн евро были выданы для Египта, 43 на сумму 206 млн евро – для ОАЭ, 51 лицензия на сумму 71 млн евро – для Кувейта, по 6 лицензий на суммы 3,4 млн евро и 217 тыс. евро соответственно для Иордании и Кувейта. В том, что касается  Саудовской Аравии, еще в апреле было разрешено поставить ей бронированные внедорожники стоимостью 831 тыс. евро.

Одной из основных причин, по которым в выдаче  экспортных лицензий не было отказано, стало внешнее давление со стороны европейских государств, участвующих проектах, для которых ФРГ поставляет комплектующие. Помимо этого нельзя не учитывать важность оборонной отрасли страны. Несмотря на то, что количество занятых в ней относительно невелико и, по подсчетам Spiegel, составляет около 136 тыс. чел, в числе компаний много представителей малого и среднего бизнеса, а также предприятий, фактически являющихся градообразующими. Следовательно, запрет на экспорт неизбежно подталкивает недовольство бизнеса и местных властей. Особый всплеск такого рода настроений сопровождал мораторий на уже одобренные поставки в Саудовскую Аравию, поскольку производители рассчитывали на ранее спрогнозированную прибыль, а федеральные земли на наполнение местных бюджетов.

Помимо этого, экспорт вооружений имеет особое значение для нынешней правительственной коалиции, поскольку СДПГ сделала этот вопрос принципиальным для себя. Временный председатель парламентской группы СДПГ Р.Мютцених в недавнем интервью подчеркнул, что партия настаивает на запрете поставок в страны, участвующие в йеменском конфликте, а также сожалеет о позиции А.Меркель, которая решила вести переговоры по этой проблеме с коалиционными партиями. Интересно, что СДПГ пытается скорректировать и линию ЕС, где, с точки зрения Р.Мютцениха, также было бы целесообразно ввести более жесткие правила. В таком случае, Франция и Великобритания не могли бы влиять на решение ФРГ.

Результаты майских выборов в Европарламент для СДПГ оказались неутешительными, кроме того, партия испытывает кризис внутри страны. Однако, судя по тому, что председатель ХДС А.Крамп-Карренбаум настроена на сохранение альянса с СДПГ даже на фоне отставки председателя партии А.Налес, определенные рычаги воздействия у партии есть, хотя влияние их главным образом косвенное. Как уже сообщалось ранее, в Германии на евровыборах успешно показали себя «Зеленые»,  которые приобрели большой вес особенно за счет молодежи. При этом по итогам состоявшегося параллельно с европейскими выборами голосования в Бремене было решено сформировать коалицию «Зеленых», СДПГ и Левой партии. Такой расклад потенциально может стать моделью будущего федерального правительства. Соответственно, сейчас для обеспечения будущего успеха ХДС/ХСС необходимо не допустить расхождения с СДПГ, прежде всего, для воспрепятствования усилению «Зеленых». Как потенциальный партнер они могут быть в будущем выгодны, а вот как партия, собирающая альтернативный альянс – опасны.

В целом, вопрос экспорта вооружений для ФРГ сегодня особенно чувствителен в силу конкурирующего влияния двух факторов: давления со стороны европейцев, не желающих замораживать совместные проекты, и внутренних коалиционных переговоров, определяющих будущее немецкого правительства и политическую выживаемость ХДС во главе с преемницей А.Меркель. Исходя из этого, правительство, вероятно, будет пытаться придерживаться действующего срединного курса, ища пути продолжать сотрудничество по европейским проектам и поддерживая собственную оборонную промышленность. Можно предполагать, что хотя бы временный компромисс с СДПГ возможен, как это уже было при согласовании коалиционного соглашения, в процессе подготовки которого партия высказывала недовольство по поводу аренды израильских дронов, способных нести вооружения. Кроме того, идея поддержания европейского единства присутствует в партийной платформе СДПГ, а значит подрывать ее полностью в сфере ВПК для них невыгодно.