- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах вовлечения Германии в ирано-американский конфликт

На фоне эскалации напряженности между Ираном и США в Германии на различных уровнях идет оценка возможной роли страны в этом конфликте в случае его дальнейшего нарастания, а также обсуждаются перспективы собственных отношений ФРГ с ИРИ, неизбежно попадающих под действие американской политики в регионе. По мнению эксперта Stiftung Wissensschaft und Politik М.Каима, Вашингтон не заинтересован открыто втягивать Берлин  в свои противоречия с Тегераном, однако, не исключено, что он может попытаться более активно задействовать ресурсы европейских союзников. Сценарий полномасштабной войны немецкий эксперт также считает маловероятным, но напряженность будет сохраняться, ввиду чего, большое влияние на дальнейшие формы и интенсивность данных противоречий будет оказывать фактор неопределенности. В любом случае актуальность для Берлина сохраняют вопросы ядерной сделки и напряженности в Персидском и Оманском заливах.

В середине недели депутат Левой партии, председатель подкомитета Бундестага по разоружению и контролю над вооружениями М.Хён провел в Тегеране переговоры с главой комитета по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента Х.Фалахатпише, главной темой которых стала борьба за спасение СВПД. В ходе визита немецкой делегации иранцы, как и в случае с предшествующим этому приездом в страну федерального министра иностранных дел Х.Мааса, предпочли вести переговоры с позиции силы, убеждая европейцев всерьез рассматривать выдвинутый ими ультиматум по исполнению ядерной сделки. При этом главным акцентом переговоров стала именно экономическая составляющая и INSTEX.

В духе того же Х.Мааса М.Хён призвал ИРИ проявить терпение, поскольку для работы над полноценным запуском этого механизма по-прежнему требуется время. При этом, как подчеркнул по возвращении в Германию в интервью М.Хён, иранцы ждут от Европы именно экономической выгоды, в этой связи сохранение СВПД для них попадает в прямую зависимость от объема прибыли. Любопытно, но М.Хён больших надежд на INSTEX не возлагает. С точки зрения парламентария, объем совершаемых с помощью INSTEX сделок не перекроет ожидания, которые были в период подписания ядерной сделки, и не сравняется с потерями, наносимыми Ирану американскими санкциями. В этой связи в ходе визита он предпочел попытаться ориентировать Иран на реальные результаты работы в будущем, а не на завышенные ожидания. Таким образом, пытаясь спорить с методами, которыми в отношении Ирана пользуется правительство Германии, оппозиция фактически соглашается с ним, т.к. иных возможностей действовать на иранском треке у Берлина пока нет.

С другой стороны, экономическая составляющая «танкерной войны» все больше беспокоит немецкие СМИ и экспертное сообщество. Особую настороженность вызывает тот факт, что правительство воздерживается от каких-либо оценочных суждений по поводу Ирана в связи с инцидентами в Оманском заливе на прошлой неделе, где среди пострадавших оказалось судно, зафрахтованное немецкой компанией. В частности, Tagesspiegel продолжает развивать экономическую тему через призму угрозы для немецкого торгового флота, настаивая, что экспортный потенциал страны и ее судоходная сеть, наполняющие бюджет, будут подорваны, что сразу же негативно скажется на населении.

Выход из сложившейся ситуации внешнеполитический обозреватель издания К. фон Маршалл предлагает простой – обращение к НАТО  с тем, чтобы Североатлантический альянс взял на себя сопровождение торговых судов. Задача, кажется, весьма простая, если не брать в расчет то, что ФРГ пока не удается добиться выполнения задачи в сфере оборонного бюджета. Он по стандартам, на которых настаивает президент США Д.Трамп, должен составлять 2 % от ВВП. Несмотря на то, что министр обороны Германии с этой целью согласна, пока Берлин к 2024 г. может ориентироваться лишь на 1,5 % ВВП, да и это сложно, а виной тому экономическая ситуация в стране. Она уже осложнена миграционным кризисом, а из-за проблем с торговым судоходством может только усугубиться.

В целом в Германии на различных уровнях растет озабоченность ситуаций на ирано-американском треке, при этом все большее число сторонников появляется у проамариканского, нежели проиранского курса. В поддержку США уже проголосовал немецкий бизнес, который правительство не может мотивировать продолжить работу в ИРИ. Аналогичную позицию, судя по всему выбирают для себя и судоходные капании, которых интересует безопасность груза, а не политическая ситуация. Поскольку Иран в соблюдении СВПД ставит на первое место экономический эффект, то такие настроения неизбежно повлияют на возможность Германии действенно отстаивать необходимость сохранения сделки в силе. При этом не исключено, что не добившись желаемого экономического эффекта от Европы, Иран обрушится и на нее с резкой критикой.