- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых стратегических рисках китайско-израильских отношений

Как уже отмечалось ранее, в качестве одной из основных угроз, с помощью которых США пытаются мотивировать Израиль отказаться от сотрудничества с КНР, фигурируют контакты Пекина с региональными противниками Иерусалима, главным из которых, разумеется, считается Иран. На фоне эскалации американо-иранской напряженности был назван еще один риск, попадающий в эту категорию. Так, по мнению портала Debka, сейчас  потенциальную опасность для государства представляет их столкновение в киберпространстве. В нем, по мнению экспертов, КНР с высокой долей вероятности  поддержит ИРИ. В таком случае вновь актуальным становится представленный ранее сценарий, в соответствии с которым вовлеченность Китая в крупные инфраструктурные проекты в Израиле обеспечивает ему, а потенциально и его союзникам, доступ к гражданским системам. А это особенно опасно, принимая во внимание то, что Израиль может стать мишенью для иранской атаки, направленной против США. При этом Пекин не обязательно явно будет поддерживать Тегеран, предоставляя информацию, поскольку с полной уверенностью оценить иранские возможности кибервойны никто, как выяснилось, не может.

Дополнительным фактором риска для страны становится крепнущее китайско-саудовское партнерство. Еще в начале июня стало известно, что КСА существенно активизировала свою ракетно-ядерную программу в сотрудничестве с КНР. Вашингтон в связи с этой информацией оказался в двоякой ситуации. С одной стороны, Эр-Рияд важен как союзник против Ирана, поэтому открытое давление на него нежелательно. При этом значение имеет не только антииранская риторика, но и фактическое участие в экономическом давлении на ИРИ за счет повышения экспорта нефти в Азию, включая Китай.   Так, по данным Reuters, в среднем с января по апрель саудовские поставки нефти в КНР возросли 1,37 млн баррелей в сутки. Более того, на этом рынке саудовцы вытесняют не только Иран, но и Россию.

С другой стороны, активизация Китая в КСА должна проходить за чей-то счет. Таким образом, США боятся, что обратным эффектом этого взаимодействия окажется американо-саудовское охлаждение. Такой расклад имеет для Израиля потенциальную угрозу. Страна с большим подозрением относится к ядерным амбициям всех региональных игроков, т.к. они, во-первых, дополнительно стимулируют Иран к отказу от любых ограничений. Во-вторых, диалог с т.н. «умеренными» основывается на частичном совпадении интересов, и если они будут реализованы, то никто не может гарантировать Израилю сохранение дружественного характера отношений в целом, тем более что на установление полноценных дипломатических связей региональные лидеры пока не готовы. Говоря об этой категории рисков, следует отметить, что на нее указывают сами израильтяне, а не Вашингтон, хотя это, пожалуй, та мотивация, которая Иерусалиму показалась бы целесообразной. Так, обозреватель Haaretz Ц.Барэль считает, что США, давящие на Израиль из-за Китая, молчат в случае с КСА, одновременно с этим и израильское правительство ведет себя с Эр-Риядом, как со стратегическим партнером, не выражая недовольства и не настаивая на ограничениях, хотя в случае утраты США рычагов воздействия, сдерживать амбиции КСА в ядерной сфере будет крайне сложно.

У идеи сдерживания китайско-израильских отношений есть и свои скептики, у которых, судя по всему, на фоне старта президентской капании Д.Трампа, появился новый аргумент, а именно то, что антикитайская активность американской администрации не вечна, а Израиль, делающий слишком большую ставку на нынешнюю администрацию и республиканцев потом может потерять гораздо больше. Надо сказать, такие доводы ранее приводились в отношении ситуации на палестино-израильском треке и серьезного влияния на правительство Б.Нетаньяху не оказали. Помимо этого,  как считает эксперт Atlantic Council  Д.Самет, даже нынешняя американская администрация не готова давать своему ближневосточному партнеру полную свободу. Так, обсуждаемый в Сенате закон о бюджетных ассигнованиях на государственную оборону завуалировано предупреждает Израиль о сближении с Китаем, руководствуясь уже известным аргументом, что США заинтересованы в использовании порта Хайфы, но испытывают беспокойство в связи с соглашениями об его аренде.

Впрочем, далеко не все с такими рассуждениями согласны. В июне по приглашению Friedberg Economics Institute Израиль посетил американский экономист, колумнист и эксперт нескольких  влиятельных изданий Т.Коуэн. В интервью Globes он отметил, что торговая война между США и КНР произошла в большей степени по объективным причинам, а не исключительно из-за политики Д.Трампа. При этом он предположил, что потери США в этом конфликте будут меньше, чем у Китая, что также объясняется структурой экономики. Говоря об Израиле, эксперт не исключил попыток Пекина в случае укрепления связей пытаться давить на Иерусалим в том, что касается политических решений, а наиболее подходящей для страны тактикой он счел максимально возможное дистанцирование от их противоречий.

В целом стратегические риски в отношениях с Китаем для Израиля, безусловно, имеются, однако, США не удается в полной мере использовать этот рычаг давления на своего ближневосточного партнера из-за того, что сам по себе китайско-американский конфликт имеет несколько аспектов. В том, что касается торговой войны, США со своими целями определились и хотели бы четкой поддержки от Израиля. А вот применительно к ближневосточной повестке дня, все выглядит не так однозначно. Для обоих государств сближение КСА и КНР в области поставок нефти – способ усилить конкуренцию на китайском рынке, а соответственно и нажим на Иран. Параллельно с этим, видя реакцию Вашингтона на отношения Пекина с Эр-Риядом, Иерусалим также не намерен себя искусственно ограничивать, рассматривая инициативы, связанные с реализацией проекта «Один Пояс, один путь», как шанс на укрепление своих связей с соседями по региону.