- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах борьбы египетских силовиков с террористической угрозой на Синае

По меньшей мере четверо египтян погибли и шесть получили ранения в субботу в результате атаки боевиков в районе аэропорта города Эль-Ариш на севере Синая. Об этом 22 июня сообщил телеканал «Аль-Хадас». По поступающей информации, все погибшие и пострадавшие — местные рабочие, которые были заняты на стройке правительственного здания вблизи воздушной гавани, расположенной в 4 км южнее столицы и крупнейшего города провинции Северный Синай. Вслед за атакой на место прибыли сотрудники силовых структур и военные. Ведется поиск нападавших. Это нападение стало безусловно: с одной стороны — логическим продолжением  резонансного нападения на египетских силовиков 5 июня, а с другой — безусловной реакцией исламистов и их зарубежных спонсоров в лице Катара и Турции в связи со смертью бывшего президента АРЕ Мухаммеда Мурси. Армия и полиция Египта несколько лет проводят кампанию против радикальных группировок в северных районах Синая. Наиболее одиозной из них является «Ансар Бейт аль-Макдис» («Сторонники Иерусалима»), присягнувшая на верность террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) и сменившая название на «Вилайет Синай» («Провинция Синай»). Именно эта подпольная сеть, как считают в спецслужбах, стоит за большинством террористических атак в стране в минувшие годы. В феврале 2018 года ВС и МВД начали антитеррористическую операцию под кодовым названием «Синай-2018», которая в отличие от всех предыдущих проходит как на севере и в центре Синая, так и в дельте Нила и пустыне на западе страны. В ней участвуют полевые армейские подразделения, сотрудники Министерства внутренних дел, а также пограничные, военно-воздушные и военно-морские силы. За это время ликвидированы сотни боевиков, погибли десятки полицейских и военнослужащих. О ее итогах поговорим ниже.  Неожиданное нападение боевиков  5 июня на египетский пост безопасности в неспокойном районе Северного Синая, во время которого погибло 14 военных,  очень четко, по оценке экспертов, подчеркивает сохраняющиеся  недостатки  деятельности аппарата спецслужб и армии египетского режима в рамках купирования этой угрозы.

В этой связи источники констатируют, что, несмотря на всю поддержку, которую она получает от союзников, египетская армия все чаще занимает откровенно оборонительные позиции в этом районе. Под иностранной поддержкой таких усилий эксперты имеют ввиду прежде всего поддержу Каиру со стороны Израиля. С тех пор как А.Ф.ас-Сиси пришел к власти в июне 2014 года Египет стал самым близким союзником Израиля в регионе. Сотрудничество в области разведки и обороны никогда не было более прочным с тех пор, как две страны нормализовали отношения в конце 1970-х годов. Весь спектр разведывательных служб Израиля — Моссад, ШАБАК и «Подразделение 82002 (радиоперехват) — был мобилизован для поддержки  усилий Управления общей разведки (мухабарат) и Министерства обороны Египта в рамках борьбы против исламистских группировок на Синайском полуострове,  Кроме того, израильские военные самолеты, включая беспилотники, все чаще призываются на помощь Каиру для нанесения ударов по джихадистским целям на севере Синая. Политические проявления этих  отношений включают и разрешение Израиля на дислокацию на Синае  несколько тысяч египетских военнослужащих, а также его согласие Египту на возобновление деятельности авиабазы на Синае. До сих пор это было запрещено мирным договором 1979 года. Израиль  также согласился на уступку Египтом Саудовской Аравии двух небольших островов, стратегически расположенных в устье Эйлатского залива в Красном море.

При этом все эти усилия израильтян (как и французские  спутниковые снимки) пока не приносят серьезных результатов. И связано это прежде всего с разладом в самом силовом блоке АРЕ, который не удается преодолеть, несмотря на все реформы и кадровые ротации. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси ожидал в этой связи   реального прогресса  от генерала Халеда Маджавара, который 22 декабря 2018 года был назначен главой военной разведки. «Второй номер» этой службы с сентября прошлого года генерал хорошо знает ситуацию на Синае, командовал армией в стратегическом округе Исмаилия, которая считается воротами на Синай. Маджавар в общем-то входил в близкий круг нынешнего египетского президента с тех пор, как он служил под руководством А.Ф.Сиси в Управлении военной разведки. Позднее он был назначен им военным атташе при посольстве АРЕ в Вашингтоне, и с тех  пор имеет хорошие контакты с американским коллегами.   Предшественник Маджавара Мухаммед аль-Шахат, занимавший этот пост в течение трех лет, был уволен за неспособность выработать эффективную стратегию на Синае. Согласно нашим источникам, его судьба была решена на заседании Верховного совета Вооруженных сил в ноябре, где А.Ф.ас-Сиси вышел из себя из-за нехватки разведданных в армии на севере Синая. При этом надежды на то, что новое руководство военной разведки сможет добиться прогресса в установлении надежных рабочих контактов в местными бедуинскими группами, включая членов племени Аль-Тарабин, которое в прошлом сильно пострадало от нападений исламистов, достигло своих пределов. Напомним, 25 ноября прошлого года теракт в мечети Аль-Ревда этого племени  унес жизни 305 человек. Тогда эксперты говорили о том, что  этот инцидент выявил структурную слабость египетской разведки и плохую координацию между различными службами. Разногласия между Халедом Фаузи, тогда главой мухабарата, который отвечает за внешнюю разведку и антитеррор, и генералом Мухаммедом аль-Шахатом, главой военной разведки, фактически заблокировали обмен разведданными между двумя службами, обе из которых хотят взять на себя инициативу по борьбе с джихадизмом на Синае. В последние месяцы перед своей отставкой в прошлом году Фаузи неоднократно обвинял военную разведку, которая подчиняется Министерству обороны, в посягательстве на компетенцию его службы. Но в рамках этой абсолютно ненужной конкуренции служб силового блока президент взял сторону военной разведки. Сначала в  декабре 2016 года А.Ф.ас-Сиси расширил полномочия аль-Шахата, возложив на него ответственность за охоту на исламистских террористов в городах, что ранее было исключительно обязанностью Фаузи, а позднее и вообще передал все вопросы борьбы с терроризмом в руки военной разведки, а самого Фаузи уволили, заменив его начальником канцелярии президента Аббасом Камелем. Затем настала очередь и самого аль-Шахата.

На фоне это провалилась и вся прежняя стратегия силового блока на Синае. Она включала в себя практически два пункта.

  1. Как мы уже говорили, это было переманивание на свою сторону членов бедуинского племени Аль-Тарабин путем их откровенного подкупа. Это племя, ряд шейхов которого сотрудничают с египетскими службами безопасности и разведки, является ключевым для Каира в борьбе против джихадистов в регионе. В результате вышеупомянутой атаки на мечеть исламисты, кстати, ликвидировали значительную часть таких лоялистов, и как выяснилось сейчас, сделали это не зря. Сейчас стал очевидным факт того, что  союз между этим племенем (а оно к тому же возглавляет организацию Союз племен Синая, в который входит еще 25 племен) и Каиром является очень хрупким. Последний по времени доклад военной разведки АРЕ, который стал доступен посольской резидентуре спецслужбы одной из стран Аравийского полуострова, джихадисты на Синае активно пытаются  вербовать новых рекрутов из рядов этих племен. И согласно докладу, у них это очень хорошо получается, и всего лишь за 300 долларов  в месяц каждому новому рекруту. Само по себе это свидетельствует о том, что джихадисты на Синае сейчас снова стали получать регулярную финансовую поддержку. И источник этих траншей сомнений не вызывает — это Катар.
  2. Стратегии примирения с ХАМАСом. На сегодня, несмотря на попытки добиться сближения между руководством мухабарата (Аббас Камель пока оставил это досье за собой)  и главой ХАМАСа в Газе Яхьей Синваром, по данным французских разведисточников,  члены военного крыла этой палестинской исламистской партии продолжают поддерживать джихадистов в регионе, предоставляя им оружие и оперативное оборудование. Особенно это ярко проявилось во время проведения вышеупомянутой наступательной военной операции египетской армии с начала лета прошлого года, целью которой было окончательное разрушение тыловых баз повстанцев. При этом тот же аль-Шахат был  скептически настроен в отношении реального прогресса с самого ее начала. В этой связи он четко указывал в своих докладах на тот факт, что «проходимость границы с Газой дает джихадистам возможность отступить в случае необходимости и регулярно получать оттуда метериально-техническую поддержку». При этом, египетская военная разведка считает, что присутствие иностранных боевиков на Синае сейчас крайне незначительно. И они в основном представляют собой выходцев из Ливии, или прибывших недавно боевиков из Сирии и Ирака. Но главный вывод был неутешителен — боевиков поддерживают на материальной основе местные племена. Согласно данным ряда экспертов, сложность ситуации на Синае  характеризует и тот факт, что туда срочно перебрасываются новые элитные части, которые ранее никогда в такого рода мероприятиях участия не принимали. В ходе последних по времени  силовых операций мухабарата  против джихадистов также были задействованы военные, которые   носят знаки отличия  General Intelligence Security (GIS). Ряд  дипломатических источников в Каире говорят, что это элитное подразделение набирает в свой состав  лучших египетских полицейских и военных спецназа для проведения силовых операций в интересах мухабарата, а также  отвечает за безопасность президента Абдель Фаттаха ас-Сиси и главных руководителей безопасности страны.

Ситуация, которая продолжает ухудшаться на Синае, не изменила отношения египетского правительства к «Братьям-мусульманам». Смерть экс-президента Мухаммеда Мурси 17 июня во время суда над ним вряд ли успокоит и стабилизирует ситуацию. Президент Турции Тайип Эрдоган считает, что экс-президент Египта Мухаммед Мурси умер в суде из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. С таким заявлением он выступил  19 июня в Стамбуле. Эрдоган пообещал «сделать все, что требуется, чтобы призвать власти Египта к ответу на международном трибунале». «Мы призываем Организацию исламского сотрудничества [подключиться к проблеме]. Она должна принять меры», — заявил турецкий лидер. Он добавил, что «»на ближайшем саммите G-20 Турция поднимет вопрос» о смерти Мурси. «Это будет одной из тем, которые мы внесем в повестку. Мы будем стоять на стороне закона и на стороне имеющих право. Мы против угнетателей», — заявил Эрдоган. Исламистская ассоциация «Братья-мусульмане» призвала египетский народ к массовому участию в похоронах бывшего президента Мухаммеда Мурси. Об этом сообщило в понедельник агентство Рейтер со ссылкой на официальный сайт исламистов. Мурси скоропостижно скончался в понедельник в Каире в зале суда во время слушаний на уголовном процессе, фигурантом которого он являлся. «Братья-мусульмане» официально запрещены в Египте, их деятельность признана террористической, а все их информационные ресурсы заблокированы. Большинство лидеров сейчас находится в тюрьме, отбывая длительные сроки заключения, или под следствием, проходя обвиняемыми по ряду громких уголовных дел, связанных с преступлениями против государства. По данным Рейтер, исламисты назвали смерть одного из их лидеров «самым настоящим убийством» и призвали к международному расследованию всех обстоятельств кончины Мурси.   Свои глубокие соболезнования по поводу смерти экс-президента выразили эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани и контролирующее сектор Газа движение ХАМАС.

О каком-то международном судебном расследовании или демарше против Каира по линии ОИС говорить излишне, поскольку такой сценарий будет заблокирован теми же аравийцами. Но вот сам  список соболезнующих свидетельствует только о том, что их поддержка в разных формах исламистам на Синае не только будет сохранена, но и резко интенсифицируется.    И Турция, и Катар, и движение ХАМАС с самого начала мятежа и особенно военного переворота в свое время  активно поддерживали исламистов, Доха щедро финансировала их деятельность, а катарский телеканал «Аль-Джазира» считается в Египте информационным рупором исламистов, в настоящее время деятельность телестанции в стране запрещена. У Каира с Анкарой и Дохой складываются сейчас очень напряженные отношения: в 2013 году, когда армия отстранила Мурси от власти, Эрдоган назвал все произошедшее «государственным переворотом» и до сих пор активно критикует политику президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Египет два года назад вместе с Бахрейном, ОАЭ, Саудовской Аравией и рядом других стран объявил о разрыве дипотношений с Катаром, обвинив эмират в поддержке терроризма и экстремистской идеологии, враждебной политике и вмешательстве в дела арабских государств и поддержал экономическую и транспортную блокаду Катара. Вот этот момент международной поддержки террористов будет еще одним ключевым осложняющим жизнь египетским военным фактором. И прежде всего с точки зрения попыток приобретения ими лояльности местных бедуинских племен, что является ключем к успеху умиротворения ситуации на Синае.