- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: о повышении степени боевой готовности ЦАХАЛа

Израильские СМИ сообщили, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) повысила степень боевой готовности на фоне опасений, что Иран может попытаться причинить ущерб Израилю в результате роста напряженности в отношениях между Тегераном и Вашингтоном. При этом не уточняется, какие именно шаги предприняло руководство оборонного ведомства Израиля за последние дни, чтобы ЦАХАЛ гарантированно могла отреагировать на любые события или попытки Ирана нанести удар по Израилю из сектора Газа, Ливана или Сирии. У подконтрольных Ирану ливанской шиитской организации «Хизбалла» и «Палестинского исламского джихада» в секторе Газа десятки тысяч ракет, которые могут нанести удар вглубь территории Израиля[i] [1].

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 23 июня встретился с советником по национальной безопасности США Джоном Болтоном в Иерусалиме. Б.Нетаньяху продолжает утверждать, что Иран ведет себя в регионе более агрессивно после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2015 году, который облегчил режим санкций и привел к значительным денежным поступлениям в иранскую казну. «Сторонники иранской сделки утверждали, что вливание огромных денежных средств в экономику Ирана сдержит Иран. Они утверждали, что Иран станет ориентированным на себя, начнет государственное строительство. Но на деле происходит прямо противоположное», – посетовал израильский премьер-министр. «Иран использовал эти сотни миллиардов долларов для финансирования строительства империи, а не строительства нации», – продолжил Б.Нетаньяху, предупредив, что Исламская Республика Иран «пожирает одно государство за другим».

Премьер-министр Израиля видит агрессию Ирана в активизации его усилий по созданию военных баз в Сирии и по предоставлению современного оружия «Хизбалле» и другим проиранским вооруженным группировкам. «То же самое утверждают наши арабские соседи. Они увидели агрессию Ирана и возросшую поддержку Ирана со стороны угрожающих им террористических групп, от шиитских ополченцев в Ираке до хоуситов в Йемене», – отметил Б.Нетаньяху. «Поэтому я был рад услышать, как президент Трамп вчера [23 июня] ясно дал понять, что давление будет продолжаться, и это давление будет нарастать», – сказал Б.Нетаньяху.

Дж.Болтон, известный «боевой ястреб» среди высокопоставленных членов администрации Д.Трампа, прибыл в Израиль накануне на трехстороннюю встречу советников по национальной безопасности США, Израиля и России, которая состоится  25 июня 2019 года. Он предостерег Иран от того, чтобы трактовать решение президента США Д.Трампа не ответить на сбитый американский беспилотник как проявление слабости. «Ни Иран, ни какой-либо другой враждебный субъект не должны принимать американское благоразумие и осторожность за слабость. Им никто не выдавал лицензию на охоту на Ближнем Востоке», – сказал Дж.Болтон.

Накануне Д.Трамп признал, что он отменил отданный приказ о нанесении удара по трем иранским военным объектам, в результате которого погибли бы 150 человек, по той причине, что число погибших было бы несоразмерно с тем, что силы иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) сбили БПЛА над Ормузским проливом. Тегеран утверждает, что беспилотник вторгся в воздушное пространство Ирана, но Вашингтон это отрицает. «По мере того как мы встречаемся, угрозы миру и безопасности на Ближнем Востоке и во всем мире усиливаются», – отметил Дж.Болтон. «Иран продолжает попытки заполучить ядерное оружие; он угрожает превысить пределы, установленные в неудачной ядерной сделке, в ближайшие дни; продолжается наращивание потенциала сил «Аль-Кудс» в Сирии и Ираке, поставка современных БПЛА, ракет и другого современного оружия враждебным подконтрольным силам в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене и Афганистане; продолжаются угрозы и акты агрессии против Израиля, наших союзников в Арабском заливе [Персидском заливе] и против личного имущества и активов США на Ближнем Востоке, что не является подтверждением того, что нация [Иран] стремится к миру».

Далее Дж.Болтон процитировал Д.Трампа, который повторил, что Ирану «никогда» не будет позволено приобрести ядерное оружие, и заявил, что вооруженные силы США «восстановлены, модернизированы и готовы к бою» и что введенные США экономические санкции «кусают». Дж.Болтон подтвердил, что США намерены ввести против Ирана дополнительные санкции.

Напомним, что в прошлом году Д.Трамп вывел Соединенные Штаты из ядерного соглашения, которое было направлено на обуздание ядерных амбиций Ирана в обмен на ослабление санкций, вернул и усилил санкционный режим, предусматривающий прекращение экспорта иранской нефти и нанесение максимального ущерба его экономике. В ходе эскалации напряженности США попытались продемонстрировать усиление своего военного присутствия на Ближнем Востоке и обвинили Иран, с подачи Израиля, в нападениях на нефтяные танкеры в Оманском заливе, причастность к которым Иран отрицает.

Как считает Рон Бен-Ишай, авторитетный военный обозреватель израильского новостного интернет-портала Ynet, Иран в настоящий момент заинтересован в том, чтобы начать военный конфликт с Израилем. Тегеран рассчитывает оказать давление на европейцев, чтобы те надавили на Д.Трампа с целью ослабления антииранских санкций, а иранское руководство согласится сесть за стол переговоров с данным ему обещанием, что Тегерану не придется отказываться от своих требований по обогащению урана в больших количествах и разработке баллистических ракет. Для израильского руководства в этой ситуации вывод может быть только один – этим летом Израиль должен быть готов к крупномасштабным столкновениям на севере и юге, будь то по иранской инициативе или в результате инцидента или цепочки событий на местах, которых никто не предвидел и не ожидал.

Не напрасно Авив Кохави, начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), как только вступил в должность в январе 2019 года, определил дату – в конце июня, начале июля, израильская армия должна быть готова к войне на двух с половиной аренах и ​​на четырех фронтах. Речь идет о Ливане и Сирии на севере и в секторе Газа – на юге. Западный берег р. Иордан рассматривается в качестве второстепенной арены столкновений в случае эскалации конфликта; и если это произойдет, Израиль должен будет решить проблему силами Службы безопасности (ШАБАКа) и относительно небольшого отряда резервистов[ii] [2].

Как отмечает израильский военный обозреватель, возможность совершения быстрого и смертоносного наземного маневра при поддержке огневой мощи во главе с ВВС находится в центре оперативной части доктрины ЦАХАЛа. Она уже была отработана на прошлой неделе во время военных учений. В израильской армии и в других странах можно было слышать утверждения, что танки и бронетранспортеры перестали быть основным компонентом сухопутного сражения, и что им на смену пришли точечные удары. ЦАХАЛ снизила свою маневренность в наземных операциях и сократила количество танков до опасного предела. Во время Второй ливанской войны в 2006 году стало ясно, как сильно израильским военным не хватало этой огневой мощи, которая является эффективным методом борьбы с партизанскими отрядами, которые прячутся и запускают со своих укрытий управляемые снаряды класса «земля-земля».

Бывший начальник Генштаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкот, как и его предшественник Габи Ашкенази, много сделали для того, чтобы вернуть Сухопутным войскам ЦАХАЛа возможность мощного и быстрого маневрирования. А.Кохави добавил важный концептуальный аспект, когда, занимая свой пост, сделал упор на «смертоносность» наземного маневра. Он заявил, что цель маневра состоит не в том, чтобы оккупировать и удерживать территорию, как в прошлом, а в том, чтобы уничтожить боевые возможности противника в целом и, таким образом, добиться уничтожения «террористической армии», боевики которой используют партизанские методы под прикрытием гражданского населения.

При этом, как объясняет Рон Бен Ишай, термин «смертоносность» не должен вводить в заблуждение. Цель – не массовое истребление вражеских сил, т.к. количество тел не является мерой успеха. Цель состоит в том, чтобы перед началом сражения идентифицировать и определить местоположение большей части боевиков, системы вооружений (включая ракеты) и важную инфраструктуру противника, и нанести по ним массированные удары, прежде чем они смогут причинить ущерб израильским солдатам и исчезнуть или раствориться среди гражданского населения.

Темп и эффективность уничтожения целей всех видов почти наверняка приведут к перевесу в битве и кампании в целом. Но этого нелегко достичь. Прежде всего, требуется проведение сложных разведывательных действий на поле боя и за его пределами, включая использование кибер-возможностей, что позволит обнаружить сотни вражеских «активов» в заданном районе и задать их как точки для нанесения ударов. Затем необходимо быстро прибыть вглубь вражеской территории с имеющимися системами вооружения и огневыми средствами, которые поразят эти цели в течение нескольких минут, прежде чем они исчезнут. Военные технологии уже позволяют это делать. Вопрос в том, удастся ли ЦАХАЛу освоить эти технологии и применить их в «блицкриге» (молниеносной войне), на проведение которой рассчитывает А.Кохави.

Для эффективной военной победы необходимы две вещи: не дать возможности противнику возобновить боевые действия в течение длительного периода времени и нанести серьезный удар по его мотивации это делать. Следовательно, нет необходимости в сражениях, т.к. точечные удары являются основным средством, которые временно подрывают мотивацию противника, прекращают его быстрое и непрерывное движение к заранее определенным целям путем уничтожения его боевых возможностей.

Если политический эшелон не пытается вести боевые действия, как это делало израильское правительство во время «Нерушимой скалы», военной операции ЦАХАЛа в секторе Газа в 2014 году, а только определяет стратегическую цель и задачи и позволяет армии действовать, есть шанс, что в следующий раз ЦАХАЛ добьется явного перевеса и победы. Шансы выиграть и предупредить ракетные обстрелы израильской территории еще более возрастут, если израильские военные получат разрешение от политического руководства нанести упреждающие удары по врагу в начале войны. Но для этого в предвоенный период Израиль должен заручиться достаточной международной поддержкой, которая позволит политическому руководству отдать приказ ЦАХАЛу нанести такой упреждающий удар.

По мнению Рона Бен-Ишая, военные еще не достигли такой способности, чтобы обнаруживать, идентифицировать и преследовать тысячи целей. В ЦАХАЛе до сих пор нет на вооружении систем, которые могут реагировать в течение полутора минут, чтобы обнаружить цель и уничтожить ее до того, как она исчезнет из поля зрения. Поэтому необходимо проявлять осторожность, чтобы не переоценить преимущество израильской армии в «смертоносности», которую А.Кохави изо всех сил продвигает в сухопутных войсках в их наземных маневрах. Очень важно, чтобы начальник Генштаба убедил политическое руководство страны в возможности Армии обороны Израиля совершить быстрый и мощный наземный маневр в Ливане, Сирии и секторе Газа, а если это необходимо, то одновременно по трем направлениям. Вопрос в том, проявят ли кабинет и премьер-министр одинаковую решимость и уверенность в возможностях израильской армии и в следующей войне.

[i] [3] IDF said to increase alert amid Iran tensions // The Times of Israel. 24.06.2019 — https://www.timesofisrael.com/idf-said-to-increase-alert-amid-iran-tensions/

[ii] [4] הקיץ האיראני: הלחץ על טהרן גובר — ובישראל נערכים // Ynet. 22.06.2019 — https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5530071,00.html#autoplay