- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: об утверждении кандидатов на посты министров обороны, внутренних дел и юстиции

Итак, почти восьмимесячное «ралли» с формированием нового кабинета министров Ирака…, нет, еще не завершено, это было бы слишком просто для парламентской республиканской формы правления в реалиях Ближнего Востока. Но, сделан, наконец, существенный шаг вперед: 23 июня, Наджах Хасан Али аль-Шамри, Ясин аль-Ясари и Фарук Амин были приведены к конституционной присяге  в качестве, соответственно, министров обороны, внутренних дел и юстиции. Депутаты отвергли последнюю кандидатуру, Сифаны Хусейн аль-Хамдани, предложенной на пост министра образования.

Процедура принятия присяги прошла достаточно буднично, «в рабочей обстановке» и для нее хватило одного заседания парламентариев. Даже время осталось для других вопросов. Однако этому предшествовал беспрецедентный закулисный торг, начавшийся ровно с того дня, когда 8 месяцев назад, Адель Абдель Махди представил 18 кандидатов из 22, оставив 4 ведомства, два из которых, обороны и внутренних дел, самый важные в Ираке после Министерства нефти, «на потом», до согласия между политическими блоками. Достижение, которого и заняло все это время.

Все происходившее впоследствии являло разительное отличие от интересов государственного строительства или нормального функционирования аппарата исполнительной власти, превратившись в нескончаемый фарс, с взаимными обвинениями, торгом и переторгом, шантажом, ультиматумами. На заключительном этапе процесса, премьер-министр,  Адель Абдель Махди направил письмо спикеру парламента, Мухаммеду аль-Халбуси, в котором кроме подробного описания проблемы содержался отчетливый намек, хватит заниматься этим без конца, поскольку все это выходит за рамки здравого смысла. Разумеется, само по себе, это не стало поводом для завершения обсуждения и утверждения кандидатов, принципиальное согласие, как мы увидим из текста документа, было достигнуто ранее, тем не менее, приведем текст этого документа с незначительными купюрами, поскольку, он весьма показателен:

«Ваша честь, мы уже излагали в прежних посланиях уважаемому парламенту условия формирования правительства и те факторы, которые поддерживают это, а также механизмы такого формирования, что было согласовано во имя достижения эффективности и для того чтобы покончить с фракционностью, с одной стороны… С другой, для того, чтобы заручиться поддержкой всех политических сил, исходя из того, что именно они и должны, в итоге, утвердить кандидатов на министерские посты…

Нам удалось добиться важного успеха в формировании кабинета, удалось избегнуть образования политического вакуума. Однако, нам пришлось столкнуться с многочисленными проблемами, которые были описаны в нашем письме от 31 мая, направленном руководству ведущих политических партий, в попытке продвинуть решение вопроса вперед. Часть этого документа была зачитана на совещании глав политических партий, 9 июня, мы приведем здесь часть его, касающуюся формирования кабинета…

договорившись о принципах и механизмах формирования правительства, согласовав «дорожную карту», парламент проголосовал за 18 кандидатур, отложив 4 на потом. При этом, в дальнейшем мы столкнулись с тем, что выдвижение кандидатов было чрезмерно конъюнктурным… управление ведомствами по доверенности без определения временных рамок этого, является недопустимым и необходимо решить этот вопрос… Мы решили дождаться 20 июня, когда будут представлены имена, одобренные партиями, информировав их о том, что, в случае отказа по ним в ходе голосования, в течение, максимум, трех суток, должны будут быть представлены новые кандидаты…

Ваша честь, мы считаем, что направление этого письма само по себе, не продвинет решение вопроса, однако со всей ответственностью полагаем: необходимо приложить все усилия для того, чтобы поставить точку в этом процессе. Предоставить согласованные кандидатуры и дать премьер-министру возможность выбрать из них, так, чтобы все политические партии признали этот выбор. Таким образом, мы направляем вам имена 4-х кандидатов с приложением их анкетных данных и опросных листов, а также заключением антикоррупционной комиссии…».

Итак, становится ясно, что в период между 9 и 20 июня удалось достичь согласия по ключевым вакантным позициям, а также, по принципиально важному для курдских политических коллизий, посту федерального министра юстиции.

Какой ценой это было достигнуто? Первым очевидным последствием стал скандальный выход движения «Аль-Хикма» из коалиции «За реформы». Центристы, очевидно обделенные в результате закулисных переговоров, атаковали в СМИ сразу и премьера, и коллег из фракций «Саирун» и «Фатх».

Таким образом, можно констатировать конец парламентского «триумвирата», сложившегося вскоре после выборов. Аппаратчики из «Фатха» и фавориты выборов из «Саирун», использовав центристов в качестве амортизационной подушки, в ходе переговоров с оппозиционными партиями, отделались от них. Что привнесет немало новых сюжетов в повседневную реальность иракского парламента, но куда как, гораздо менее значимо, чем назначение министров обороны и внутренних дел.