- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции ФРГ в связи с конференцией «Мир во имя процветания» в Бахрейне

Внимание международного сообщества, начиная с выходных, когда американская сторона обнародовала экономическую программу помощи палестинцам как часть проекта «сделки века», приковано к конференции в Бахрейне. Разумеется, Германия, стремящаяся вести активную ближневосточную политику, не могла остаться в стороне от этого события. Позицию МИД глава внешнеполитического ведомства Х.Маас обнародовал заранее. Посещая в рамках регионального турне Иорданию, 9 июня он встретился со своим контрпартнером А.Сафади и в ходе беседы заявил, что ФРГ сохраняет приверженность урегулированию на базе принципа двух государств для двух народов.

В этой мысли ничего принципиально нового ни для ситуации на палестино-израильском треке в целом, ни для позиции Германии нет. Интересен, скорее, контекст ее озвучивания. Прежде всего, Иордания в связи с конференцией в Бахрейне оказалась в затруднительном положении, будучи не согласной с курсом США и Израиля, но оказавшись вынужденной направить в Манаму своих представителей во главе с заместителем министра финансов, учитывая необходимость получения внешней экономической помощи для собственной стабилизации. Вместе с тем в отличие от Каира, которому досталась главная порция палестинской критики за поддержку американского проекта, Амман хоть и фигурировал среди сдавшихся под натиском США региональных режимов, главным в этом списке не был, а значит, обеспечил себе потенциал для коммуникации с палестинской стороной.

Впрочем, активизировать усилия именно на этом направлении, привлекая Иорданию в помощники, ФРГ, судя по всему, не собирается. Об этом свидетельствует тот факт, что Берлин на конференции был представлен на высшем официальном уровне, что обеспечивает степень участия, близкую к американской, но никакого своего или общеевропейского видения подходов к решению проблемы федеральное правительство предлагать не собиралось, воспринимая мероприятия как нечто, подобное французским попыткам собрать мирные саммиты по той же тематике. Объясняться это может несколькими причинами. С одной стороны, на государство давит иранская проблема и неумолимое приближение даты истечения срока ультиматума Тегерана. При этом конференция в Бахрейне, помимо прочего, задумана как новая демонстрация сближения Израиля и умеренных ближневосточных режимов не только на базе американского мирного проекта, но и неприятия к Ирану. С другой стороны, Берлину, наслаждающемуся статусом непостоянного члена Совбеза ООН и мечтающему продвинуть идею реформы организации с тем, чтобы этот положение перешло в постоянное, гораздо выгоднее продвигать мысль об опоре на учреждения ООН в процессе урегулирования.

Основным акцентом здесь является Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженца и организации работ (БАПОР), дефицит бюджета которого превышает 200 млн долларов.  О намерении продолжить поддержку Агентства Х.Маас говорил с А.Сафади в Аммане, хотя и без этого Германия входит в число главных европейских государств-доноров БАПОР после решения США о сокращении финансирования этого специализированного учреждения в составе ООН. С такой постановкой проблемы согласны и представители экспертного сообщества Германии. Так, глава представительства Фонда К.Аденауэра в Рамалле говорит об экономическом положении на палестинских территориях как о «катастрофическом». Подтверждаются его свидетельства в немецких СМИ информацией Палестинского бюро статистики, которое сигнализирует о высоком уровне безработицы (18 % на Западном берегу и 52 % — в Газе), а также подчеркивает, что порядка 80 % населения зависят от продовольственной гуманитарной помощи.

Эту же информацию подтвердил в интервью баварскому радио руководитель представительства БАПОР в Газе, в прошлом заместитель генерального секретаря Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца М.Шмале. По его мнению, конференция в Бахрейне изначально не могла обеспечить высоких результатов из-за отсутствия там палестинских представителей, чьей главной мотивацией не посещать мероприятие стало неверие в США из-за односторонних действий нынешней администрации. С точки зрения чиновника БАПОР, сама по себе идея неплохая, поскольку палестинские территории действительно нуждаются в поддержке, однако, механизм через экономические меры добиться политического прогресса, как утверждает М.Шмале, «наивен».

В целом ФРГ заинтересована в том, чтобы не лишиться возможности быть вовлеченной в палестино-израильское урегулирование, однако, роль, которую страна готова сыграть, существенно ограничивается задачами, имеющимися на более важных внешнеполитических направлениях, таких как Иран и реформа ООН. Впрочем, в сдержанности Германии на палестинском треке есть определенный плюс для Израиля, поскольку Берлин не переходит к предметной критике Иерусалима, что способствует стабильности на двустороннем треке, а также сдерживает последний от перехода к более тесным контактам с представителями немецкой оппозиции.