- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки иностранных специалистов деятельности Межведомственной разведки Пакистана

Наличие специальных служб в любом государстве является неотъемлемым атрибутом системы органов государственного управления, деятельность которых направлена на обеспечение национальных интересов и безопасности. В большинстве стран под специальными службами понимают организации, которые функционируют отдельно от разведывательных подразделений национальных Вооруженных сил.

Однако, в Пакистане вся широта полномочий по ведению разведки и контрразведки отдана именно военным специалистам, а именно Межведомственной разведке (ISI), которая официально создана 14 июля 1948 г. на основе Разведывательного управления ВС Пакистана и Службы н разведки Пакистана. По некоторым данным процесс слияния занял всего четыре месяца.

С момента формирования ISI  Пакистана была ориентирована на сбор и анализ разведывательных данных о любой активности ВС Индии (с упором на наблюдение в приграничных регионах), однако уже к 1958 г. пакистанские разведчики получили право проведения мероприятий внутри страны  с целью определения фактической политической и социальной обстановки в пакистанском обществе.

По мере расширения сферы деятельности радикального ислама в 70-е гг. прошлого столетия в список задач  офицеров ISI Пакистана были включены сбор и анализ информации о зарубежных исламистских организациях, наблюдение за сотрудниками посольств и консульств Пакистана в странах с наибольшей активностью исламистов и предотвращение попыток въезда иностранных исламистов и террористов в Пакистан.

В 1980-е гг. военно-политическое руководство Пакистана присоединилось к антисоветским силам – США, Великобритании и Королевству Саудовская Аравия, которые именно благодаря пакистанским разведчикам наладили эффективную систему поставки вооружения, военной техники, боеприпасов, медикаментов и систем связи для подразделений муджахеддинов, которые формировали сотрудники ISI. Следует отметить, что высшее военно-политическое руководство Пакистана настояло на том, чтобы ЦРУ США и Военная разведка Великобритании проводили подготовку сотрудников ISI в Пакистане и в своих странах.

Кроме того, официальный Исламабад фактически получил контроль над финансовыми средствами, которые Вашингтон, Лондон и Эр-Рияд выделяли на отряды моджахедов, воевавших против ограниченного воинского контингента ВС СССР в Афганистане.

По данным западных источников, за период с 1983 по 1997 гг. на территории Пакистана было подготовлено 83000 моджахедов, которые получали вооружение и боеприпасы исключительно со складов и пунктов снабжения ISI.  После вывода советского воинского контингента часть исламистов (пакистанских студентов) вернулась на родину, а иностранные моджахеды стали возвращаться в свои страны (в частности, уйгуры в КНР). Еще одна часть «воинов Аллаха» приняла решение остаться в Афганистане, что и послужило основой для формирования такого известного движения как «Талибан».

Западные аналитики (отставные генералы военной разведки США) отмечают, что именно благодаря систематической поддержке от ISI Пакистана стало возможным существование «Талибана» и постепенный захват ими большей части территории страны. Обозреватели европейских военно-политических изданий клишировано называют ISI Пакистана основным пособником международного исламизма и гарантом существования талибов. Однако, как показывает практика, руководство ISI осознает всю опасность исламистов и периодически данная служба проводит специальные операции.

Возможности антиправительственных исламских формирований, действующих в Пакистане были серьезно подорваны в 2014 и 2015 гг. в результате проведенной специальной операции под обозначением Zarb-e-Azab.  В ходе комплекса мероприятий были выявлены и уничтожены базовые лагеря подготовки, выявлены сети связи исламистов (в результате радиотехнических мероприятий), также обнаружены и заблокированы коридоры выхода в Афганистан.

Специалисты ISI  изъяли значительное количество средств связи, стрелкового вооружения (обнаружены склады и схроны), а также  был проведен тщательный анализ тактических приемов боевиков. В совокупности это позволило серьезно ослабить исламистов, которые способны осуществлять нападения только на мирных граждан или объекты с минимальным уровнем охраны (дипломатические представительства иностранных государств, отели, ориентированные на прием иностранных граждан и т.д.).

Кроме афганского направления в начале 1980-х гг. подразделения контрразведки ISI Пакистана вполне успешно провели несколько специальных операций по защите ядерных объектов страны. В результате было захвачено несколько диверсионно-разведывательных групп, составленных из сотрудников специальных службы Индии и Израиля. В качестве ответного хода пакистанские разведчики выработали несколько вариантов проведения аналогичных операций в отношении объектов ядерной инфраструктуры в Израиле и Индии.

Следует отметить, что большинство ядерных объектов Пакистана известны, как обозревателям большинства мировых информационных агентств, так и боевикам исламистских/антиправительственных группировок, которые ранее предпринимали попытки захвата данных объектов, однако все они заканчивались провалом благодаря организованной системе охраны.    В дополнение укажем, что официальный Исламабад продвинул свою ядерную программу вопреки позиции Израиля и Индии, которые пытались оказывать влияние на мировое сообщество через запугивание о возможности передачи властями Пакистана ядерных материалов или даже боеприпаса в руки исламистов.

Достоверно известно, что деятельность ISI Пакистана неоднократно подвергалась критике со стороны высшего военно-политического руководства страны, что было обусловлено серьезными потерями в ходе вооруженных конфликтов с Индией в разные годы.  По данным китайских и других зарубежных источников, именно индийское направление остается на первом месте для офицеров пакистанской разведки.

Анализ публикаций об активности ISI Пакистана показывает, что данная специальная служба использует классические приемы ведения наблюдения за военными объектами Индии и сбора информации об активности индийских военных при помощи агентов, внедряемых в определенные регионы сопредельного государства. В рамках операций контрразведки Индии установлено, что в большинстве случаев агентов подбирают из выпускников гражданских вузов, которые проходят специальные курсы по изучению языка хинди, индийской культуры и страноведения, которые пересекают линию государственной границы через отдаленные контрольно-пропускные пункты по подложным паспортам (другие имена и фамилии).

После прибытия в определенный населенный пункт они получают от местных агентов индийские документы – удостоверение личности, дипломы об окончании школы и высшего учебного заведения, что позволяет им официально трудоустраиваться на различных частных организациях – магазины, фотомастерские и т.д. При  наличии базового комплекта документов новые агенты открывают счета в местных отделениях банков и получают переводы денежных средств от руководителей по системе Western Union.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в пакистанском обществе сформировано довольно настороженное отношение к ISI поскольку в национальных и зарубежных СМИ регулярно появляются публикации, характеризующие данную спецслужбу как «государство в государстве», которое «вмешивается в выборы, нарушает личные свободы граждан, организует политические скандалы и убийства, а также всячески способствует развитию коррупции» в стране.

В целях исправления ситуации руководство ISI Пакистана, как одной из самых скрытных разведывательных служб мира, санкционировало несколько лет назад создание пресс-центра для представителей иностранных и национальных СМИ, что позволяет проводить информирование на официальном уровне. Подводя итог вышесказанному, отметим, что пакистанские разведчики остаются верны постулату британских «рыцарей плаща и кинжала» — «Война неотделима от обмана».