- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об итогах трёхсторонней встречи представителей России, США и Израиля в Иерусалиме

Советники по национальной безопасности трех стран — Джон Болтон (США), Николай Патрушев (Россия) и Меир Бен-Шабат (Израиль) — встретились во вторник 25 июня в иерусалимской гостинице «Ориент», чтобы обсудить ряд ближневосточных тем, делая особый акцент на ситуации вокруг Ирана и Сирии.

По итогам встречи каждая из сторон подчеркнула ключевой для нее аспект этого неординарного события.  В частности представители Израиля обратили внимание на то, что именно здесь теперь находится важнейшая площадка для диалога сверхдержав, среди которых он в буквальном смысле слова находится как дома.

Издание «Гаарец», цитирует в этой связи источник в Иерусалиме: «Эта беспрецедентная встреча двух мировых держав в Израиле подчеркивает его глобальное положение и направляет мощный сигнал в регион, особенно нашим врагам. Встреча является кульминацией многих политических шагов, среди которых встречи Нетаньяху с президентами Трампом и Путиным». Таким образом, Иерусалим постепенно выходит из привычной роли возмутителя спокойствия и агрессора и становится фактором, способным оказать стабилизирующее воздействие в регионе.

Вместе с тем, российская сторона продолжает официальную линию защиты Тегерана: на встрече секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что по данным российской разведки, сбитый американский беспилотник находился в воздушном пространстве Ирана, а доказательства причастности КСИР к минированию танкеров — неубедительны. Однако при всех разногласиях Николай Патрушев отметил, что стороны нашли, о чем договариваться, и подчеркнул, что участники встречи «во многом сошлись» во мнениях. Главным образом это касалось будущего Сирии, хотя о том, как это делать, «еще предстоит вести диалог», — подчеркнул глава Совбеза России.

В публикации, которую израильское англоязычное издание Jerusalem Post посвятило данному событию эта встреча именуется «исторической».  Авторы издания подчеркивают, в первую очередь, что помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что «Тегеран не должен рассматривать решение США воздержаться от ответного военного удара по Ирану как признак слабости». Так же приводятся его слова о том, что Иран должен отказаться от стремлений обладать ядерным оружием, и чтобы добиться этого, США рассматривают все возможные варианты.

Кроме того, авторы публикации обращают внимание на то, что представитель США подчеркнул важность Израиля в обеспечении «международного мира и безопасности», благодаря тесному сотрудничеству Иерусалима как с Москвой, так и с Вашингтоном.

Так же приводятся слова главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху, о том, что трёхсторонняя встреча продемонстрировала, «что основа для взаимодействия между тремя странами шире, чем многие полагают». «Этот саммит представляет собой реальную возможность помочь стабилизации нашего региона, в особенности Сирии», — заявил израильский премьер, добавив, что все участники встречи хотели бы видеть Сирию «мирной, стабильной и защищённой».

Военный обозреватель новостного портала Ynet Рон Бен-Ишай пишет о том, что данная встреча проводилась по инициативе российской стороны и служила интересам президента РФ Владимира Путина. Автор напоминает, что идея о проведении этой трёхсторонней встречи принадлежит именно В.Путину и была высказана в ходе визита Биньямина Нетаньяху в Москву в начале апреля. «Для Путина этот краткий визит открыл возможность использовать дружеские отношения Нетаньяху с президентом США Дональдом Трампом для продвижения своей ближневосточной инициативы, которая призвана положить конец гражданской войне в Сирии и распространить власть Башара Асада на всю территорию страны», — пишет Бен-Ишай. Он подчеркивает, что Россия оказалась в малоприятной ситуации: она не может полноценно использовать стратегические выгоды своего присутствия в Сирии, не говоря уже экономических выгодах. Бен-Ишай  считает, что упомянутые выше теплые отношения между Нетаньяху и Трампом Путин хотел бы использовать для того, что бы  добиться и саудовского финансирования, и закрытия базы США, которая и для сирийцев, и для иранцев все равно что кость в горле, ибо с этой базы американцы контролируют транспортную магистраль, ведущую из Ирана в Дамаск и далее — в Ливан.

Он пишет о том, что Путин всерьез рассчитывает на то, что Нетаньяху убедит Трампа принять следующие условия российской сделки:

 

Автор полагает, что Москва может гарантировать выполнение иранцами условий этих договоренностей, так как Россия фактически контролирует положение в Сирии и не раз демонстрировала, что может далеко отодвинуть иранские силы, если она этого хочет. Однако, Бен-Ишай напоминает, что Россия поставляет Ирану оружие и помогает ему обходить американские санкции, а Путин никоим образом не желает ссориться с Тегераном.

Какими будут практические результаты иерусалимской трёхсторонней встречи в Иерусалиме пока не ясно. Но, вероятнее всего, американцы не поспешат пойти навстречу России. Хотя бы потому, что ни в Вашингтоне, ни в Иерусалиме не хотят создания постоянного сухопутного коридора от Ирана до Ливана. А именно такой коридор возникнет, если российские предложения будут приняты.

Вместе с тем понятно, что под нажимом Израиля Вашингтон на данном этапе хочет убедить Россию вытеснить Иран из Сирии. Однако такой сценарий так же вряд ли осуществится. По крайней мере, в краткосрочной перспективе, поскольку российский участник трёхсторонней встречи в Иерусалиме Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности России, напомнил, что неоднократные удары Израиля по иранским целям в этой стране были «нежелательны». Вероятнее всего на переговорах по региональному урегулированию, которые будут продолжены после этой трёхсторонней встречи будут прорабатываться следующие идеи:

США пойдут навстречу России в вопросе признания обновленного режима Асада и отмены глобальные санкции против него. В свою очередь, Россия примет меры, ожидаемые Вашингтоном и Иерусалимом для вытеснения иранцев из Сирии.

Трамп воздержится от прямого военного давления, благодаря чему будет создан благоприятный фон для дипломатического осуждения Ирана международным сообществом.