- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О миротворческой деятельности Китая в Африке

По данным китайского информационного агентства «Синьхуа» от 28 июня, военный советник генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) Карлос Умберто Лойти  во время 7-й встречи экспертов по поддержанию мира в рамках 25-го Регионального форума АСЕАН, проходящего в городе Циндао провинции Шаньдун на востоке Китая, высоко оценил роль Китая в миротворческой деятельности под эгидой всемирной организации. «Миротворческие силы Китая оказывают значительную поддержку миротворческим миссиям ООН», отметил К.Лойти. По его словам, Китай является основной страной-поставщиком миротворцев, которая направила свои миротворческие силы в Судан, Южный Судан, Ливан, Демократическую Республику Конго и Мали. Высокопоставленный представитель ООН также высоко оценил работу китайских миротворцев, отметив их профессионализм и сильное чувство ответственности.

Анализ материалов официального сайта Министерства обороны КНР позволяет утверждать, что военно-политическое руководство страны рассматривает участие в миротворческих операциях ООН на африканском континенте в качестве направления обеспечения своей безопасности за счет сотрудничества на региональном и международном уровне. В рамках мандата ООН в составе миротворческих сил китайские военнослужащие выполняют следующие задачи: наблюдение за прекращением огня; оказание помощи конфликтующим сторонам при реализации мирных соглашений; обеспечение безопасности при доставке гуманитарных грузов; организация демобилизации бывших участников военных конфликтов и возвращении их к мирной жизни; разминирование местности; наблюдение за проведением выборов; подготовка полицейских; контроль за соблюдением прав человека.

В официальном документе КНР «Белая книга по национальной обороне», изданном в 2015 году, определены основополагающие принципы участия Китая в миротворческой деятельности ООН: «в новый исторический период китайская армия должна эффективно выполнять задачи по защите мира в регионах и во всем мире: оказывать помощь в случае опасности; активно расширять сотрудничество в области военной безопасности. Постоянно укрепляя национальную мощь, вооруженные силы Китая будут увеличивать активность своего участия в международных миротворческих мероприятиях, международной помощи, реализации принципов гуманизма и других сферах».

Указанные положения нашли продолжение в официальном документе «Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», изданном в 2017 году, где раскрываются взгляды руководства КНР на сотрудничество с зарубежными странами, в том числе и в военной сфере, в целях укрепления мира и стабильности. Особое внимание в документе уделяется необходимости организации взаимодействия с другими государствами в рамках миротворческой деятельности, акцентируется внимание на активизации многостороннего международного сотрудничества при укреплении мира и стабильности в «горячих точках».

Китайские военные специалисты отмечают, что современные подходы страны к участию в миротворческой деятельности ООН учитывают традиционную позицию Пекина по вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств в соответствии с пятью принципами мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное развитие. Данные принципы записаны в Конституцию КНР в 1982 году и стали основополагающими установками при развитии дружественных отношений с зарубежными странами.

Участие КНР в миротворческой деятельности в рамках ООН началось в 1981 году, когда Пекин поддержал резолюцию СБ № 4952, которая продлевала мандат ООН по поддержанию мира на Кипре. В следующем году Китай принял участие в финансировании миротворческих операций.
С 1988 года КНР стала членом Специального комитета Организации Объединенных Наций по миротворческим операциям. Китайские военные специалисты отмечают, что начало участия страны в миротворческих операциях связано с изменениями внешней политики после прихода к власти Дэн Сяопина.

Фактически КНР стала направлять своих военных специалистов для участия в миротворческих операциях начиная с 1989 года. Так, в соответствии с Конституцией и придерживаясь принципов и положений Устава ООН, подтверждающих законность военных операций за рубежом, они входили в состав миротворческих миссий в Африке. По информации западных военных экспертов, военнослужащие НОАК приняли участие в миротворческих операциях ООН в Демократической Республике Конго, Либерии, Южном Судане, Ливане, Мали, Мозамбике и др. При этом они выполняли задачи военных наблюдателей, наблюдателей на выборах, военной полиции, участвовали в ремонте дорог, мостов, обезвреживании мин, оказании медицинской помощи, перевозке грузов. Стоит отметить, что продолжительность пребывания контингента в данных государствах не превышала восьми месяцев. По мнению командования НОАК, выполнение задач военнослужащими в экстремальных условиях позволяет получить опыт боевой работы.

В декабре 2001 года в министерстве обороны КНР сформирован отдел по миротворческой деятельности, в обязанности которого включено осуществление координации участия НОАК в миротворческих операциях ООН в Африке. По данным отдела, за 30 лет участия в миротворческих операциях  Китай отправил более 13 тыс. человек, из них 10 тыс. военнослужащих, 1,4 тыс. военных наблюдателей, 1,6 тыс. полицейских. В настоящее время по количеству личного состава КНР занимает 15-е место из 114 стран, участвующих в миротворческих операциях ООН. Китайские инвестиции в ООН составляют 10% бюджета операций и по величине уступают только американским: в 2018-м КНР вложила в общий бюджет более 192 млн долл.

Стоит отметить, что в сентябре 2015 года председатель КНР
Си Цзиньпин на миротворческом саммите ООН отметил необходимость создания контингента резервных миротворческих сил численностью восемь тыс. человек и подготовки двух тыс. миротворцев. Председатель КНР также предложил предоставить безвозмездную военную помощь в размере 100 млн долл. США Африканскому союзу. Благодаря данным усилиям Китай в
2017 году завершил регистрацию своего контингента резервных миротворческих сил указанной численностью и подготовил 1,6 тыс. миротворцев.

Всего, по официальным данным ООН, в настоящее время, в операциях ООН участвуют боле 1030 китайских военнослужащих: 410 человек во Временных силах ООН в Ливане (United Nations Interim Force In Lebanon (UNIFIL); 395 человек в Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (United Nations Multidimensional Integrated Stabilization Mission in Mali (MINUSMA); 365 человек в операции ООН в Дарфуре, (United Nations-African Union Mission in Darfur (UNAMID); 218 человек в Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (United Nations Organization Stabilization Mission in the DR Сongo (MONUSCO); 13 человек в Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (United Nations Mission for the Referendum in Western Sahara (MINURSO); 6 человек в составе Контингента ООН по поддержанию мира на Кипре (United Nations Peacekeeping Force in Cyprus (UNFICYP), 6 человек в составе Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (United Nations Truce Supervision Organization UNTSO).

По информации информационного агентства «Фэнхуан», китайские миротворцы кроме непосредственного участия в миротворческих операциях могут быть применены и для выполнения задач, связанных с защитой интересов Китая за рубежом. Так, в марте 2015 года они были задействованы для проведения операции [1] по обеспечению безопасности китайского дипломатического корпуса и охраны более чем 600 китайских специалистов, которых эвакуировали из Йемена. Эвакуация проводилась фрегатами Северного флота ВМС НОАК «Линь И» (бортовой номер 547) и «Вэйфан» (бортовой номер 550) проекта 054А из состава китайских сил, ведущих антипиратское патрулирование у берегов Сомали, из йеменских портов Аден и Ходейда.

В соответствии с резолюцией СБ ООН Китай начиная с
декабря 2008 года на постоянной основе направляет отряды кораблей ВМС НОАК в Аденский залив и территориальные воды Сомали для конвоирования судов и охраны навигации. В экипажи кораблей включены военнослужащие НОАК, которые принимают активное участие в операциях по сопровождению судов с целью содействия укреплению международного сотрудничества и выполнения международных обязательств КНР. В данных условиях военнослужащие НОАК решают следующие задачи: высадка на подозрительное судно; досмотр верхней палубы, надстроек и внутренних помещений; освобождение судна от морских пиратов; экстренное реагирование и спасение в случае ЧП; эвакуация находящихся за рубежом граждан; участие в межнациональных учениях и др. Всего в районе Африканского рога в операции по обеспечению безопасности международного судоходства задействовано около 500 китайских военнослужащих.

Также, помимо выполнения миротворческих операций, китайские военнослужащие принимают участие в оказании гуманитарной помощи. Регулярно проводятся операции с задействованием госпитальных судов из состава ВМС НОАК, где  экипаж и медицинский персонал выполняют задачи по оказанию врачебной помощи. Например, в период с 2016 по
2019 годы оказана помощь гражданам Джибути, Кении, Танзании, Сейшел, Бангладеш, Брунея, Пакистана, Мальдив, Индии и др. В ходе гуманитарных операций более 30 тыс. человек получили врачебную помощь, проведено более 300 хирургических операций.

Западные военные эксперты отмечают, что в настоящее время Китай является важным партнером по участию в миротворчестве, поскольку его деятельность повышает эффективность операций ООН по поддержанию мира. Анализ китайских СМИ позволяет сделать вывод, что данный факт обусловлен следующими причинами: экономической, политической и культурной значимостью страны; возможностью влиять на процесс принятия решений, включая активность КНР на африканском континенте; формирующимся образом Китая как защитника стран, отстающих в своем развитии (основная задача миротворческих операций ООН); широким кругом китайских интересов в странах африканского континента (три четверти китайских миротворцев размещены в Африке, что отражает приоритеты миротворческой деятельности ООН).

Таким образом, проведенный анализ показал, что западные эксперты высоко оценивают квалификацию китайских миротворцев и подтверждают, что их участие существенно повышает эффективность миротворческих операций под эгидой ООН на африканском континенте. С другой стороны, участие Китая в таких операциях является одним из инструментов создания положительного образа китайского государства в глазах мирового сообщества. Помимо этого, миротворческая деятельность в странах с экстремальными климатическими условиями предоставляет китайским военнослужащим возможности повысить свою квалификацию, навыки, тренироваться в «операциях вне условий войны», а также получать опыт участия в военных и гуманитарных операциях.

 

Источники

http://news.jcrb.com/jxsw/201906/t20190627_2018236.html [2]

http://mil.huanqiu.com/world/2019-05/14961677.html?agt=135 [3]

http://m.xinhuanet.com/2019-06/29/c_1124686654.htm [4]

http://www.xinhuanet.com/2019-06/28/c_1210172687.htm [5]

https://baike.baidu.com/item/%E8%81%94%E5%90%88%E5%9B%BD%E7%BB%B4%E6%8C%81%E5%92%8C%E5%B9%B3%E9%83%A8%E9%98%9F/1469765?fromtitle=%E8%81%94%E5%90%88%E5%9B%BD%E7%BB%B4%E5%92%8C%E9%83%A8%E9%98%9F&fromid=9917254 [6]