- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (22 — 29 июня 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 159 нарушений режима прекращения огня. Это немного выше показателя предыдущей недели (143).

Продолжила очень активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся той части провинции Хама, которая примыкает к зоне деэскалации Идлиб. Российская часть комиссии вновь фиксировала стабильно очень много нарушений в провинции Латакия.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 49 нарушений (в течение предыдущей недели – 58), в провинции Алеппо – 15 нарушений (3), в провинции Хама – 58 (56), в провинции Идлиб – 18 (7). Таким образом, раз за разом наибольшее число нарушений продолжает фиксироваться в провинциях Латакия и Хама.

Летательные аппараты ВКС России в течение недели наносили удары по целям джихадистов из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) и связанным с ними формированиям в провинциях Алеппо, Идлиб, Хама.

26 июня вечером боевики попытались атаковать авиабазу «Хмеймим» с использованием двух беспилотников. Они летели к российской авиабазе с юго-западного направления. Оба дрона были уничтожены средствами ПВО авиабазы.

В течение недели самолеты сирийских ВВС наносили удары по целям боевиков в провинциях Алеппо, Идлиб, Хама.

23 июня совместными ударами самолетов ВКС России и ВВС Сирии на западе провинции Алеппо уничтожена ключевая база группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» в районе города Аз-Зорба, а также два склада с боеприпасами.

23 июня стало известно, что Турция запретила подконтрольным ей бандформированиям использовать ПЗРК против самолетов ВКС России. На самолеты ВВС Сирии этот запрет не распространяется.

28 июня боевики одного из протурецких формирований заявили, что им удалось подбить с помощью ПЗРК самолет Л-39 сирийских ВВС над провинцией Хама. Получивший повреждение самолет совершил вынужденную посадку.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

На северо-западе провинции Хама 24 июня сирийские войска предприняли очередную попытку взять штурмом высоты Телль-Мильх. Тем не менее им не удалось заметно продвинуться вглубь обороны противника.

На севере провинции Хама 26 июня отражены атаки боевиков группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил у населенных пунктов Атшан и Маан. Боевики были вынуждены вернуться на исходные позиции.

В провинции Хама 27 июня боевики из протурецкой группировки «Фронт национального освобождения» попытались атаковать позиции правительственных сил у города Кафр-Набуда.  Эта атака была отбита. Кафр-Набуда находится в 15 км от шоссе Хама — Алеппо. Он был освобожден в конце мая.

На юге провинции Идлиб 27 июня боевики группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» атаковали позиции правительственных сил у города Атшан. В результате атаки боевикам удалось взять в плен 7 сирийских солдат, несколько военнослужащих погибли.

В тот же день с заявлением выступило Минобороны Турции, согласно которому с территории, контролируемой сирийскими войсками, был обстрелян с использованием артиллерии наблюдательный пост №10 в зоне деэскалации Идлиб. В результате один солдат погиб, 3 получили ранения. 28 июня турецкая артиллерия нанесла удар по позициям сирийских войск в этом районе. 29 июня по наблюдательному пункту №10 вновь было выпущено 3 артиллерийских снаряда. На сей раз никто не пострадал. Дальнейшей конфронтации удалось избежать благодаря быстрому вмешательству российских военных.

26 июня Турция признала, что в ходе боестолкновения с курдами на севере провинции Алеппо в курдском кантоне Африн погиб 1 военнослужащий, 5 получили ранения.

29 июня стало известно, что в результате трех вылазок курдов в кантоне Африн убиты и ранены по меньшей мере 8 турецких солдат.

24 июня были распространены данные ООН, согласно которым в Сирии и Ираке под стражей находятся более 55 тысяч боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и членов их семей. Большинство из них — сирийцы и иракцы, но среди них есть также иностранцы из почти 50 стран.

27 июня международная коалиция признала, что с 2014 года в результате ее действий в Сирии и Ираке были «непреднамеренно» убиты 1319 человек.

28 июня израильская газета «Гаарец» выступила с утверждением, согласно которому российские средства РЭБ с одного из кораблей в Средиземном море или с авиабазы «Хмеймим» подавляют сигналы американской системы глобального позиционирования GPS в регионе, что создает угрозу для регулярного воздушного сообщения. Эта информация была опровергнута российским посольством в Израиле.

В целом очевидно, что накаляется градус противостояния между сирийскими и турецкими военными в районах, примыкающих к зоне деэскалации Идлиб. Решить проблему, как представляется, можно было бы путем снятия 12-ти турецких постов, однако Анкара вряд ли пойдет на это без соответствующего торга.