- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24 — 30 июня 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе по-прежнему были связаны с конфликтной ситуацией между Ираном и США.

24 июня президент США Д. Трамп подписал указ о введении новых жестких санкций в отношении Ирана. Ограничительные меры вводятся, в том числе против верховного руководителя ИРИ А. Хаменеи, а также 8 высших военачальников КСИР. США говорят о возможности введения санкций в отношении главы МИД Ирана М. Д. Зарифа. В Вашингтоне заявили, что новые односторонние санкции призваны закрыть руководству Ирана доступ к финансовым ресурсам. Одновременно администрация Д. Трампа продолжает заявлять, что США не стремятся к вооруженному конфликту с Ираном и готова вести с ним переговоры о преодолении противоречий. По словам Трампа, целью политики США в отношении Ирана являются недопущение создания этой страной ядерного оружия и прекращение поддержки терроризма. При этом он призвал иранские власти не торопиться в вопросе урегулирования конфликта между двумя странами. «Надеюсь, в конце концов, все получится», — сказал глава Белого дома. Тем временем, по словам президента, США готовы к любым действиям со стороны Ирана и не нуждаются в стратегии выхода из кризиса в случае обострения конфликта. Д. Трамп пригрозил Ирану «мощным ответом вплоть до уничтожения» в случае любой новой атаки против США. По его мнению, война между США и Ираном будет быстрой и президенту не требуется одобрение Конгресса США для нанесения удара по территории ИРИ. США сделали все возможное, чтобы обеспечить деэскалацию нынешней резкой напряженности в зоне Персидского залива, а возникновение в регионе вооруженного конфликта стало бы виной Ирана, считает госсекретарь США М. Помпео. Между тем американцы отправили на авиабазу Эль-Удейд в Катаре истребители пятого поколения F-22.

Тегеран не заинтересован в росте напряженности в регионе Ближнего Востока и стремится к ее снижению, заявили 24 июня в МИД ИРИ, но Иран не готов к переговорам с США при сохранении санкционного режима. Санкции, введенные США в отношении руководства Ирана 24 июня, бесполезны и навсегда закрывают путь для дипломатии, заявили в Тегеране. Поведение США и их санкции свидетельствуют о нежелании вступать в переговоры с Ираном, считает глава МИД Ирана М. Д. Зариф. Он назвал идею о том, что война против Тегерана будет короткой, иллюзией Д. Трампа. Тегеран заявил, что возобновление переговоров с Вашингтоном возможно в случае «перемирия» в экономической войне, которую США ведут в отношении Ирана. Первым шагом в улучшении отношений между странами должно стать разрешение Вашингтона на экспорт Ираном нефти и получения прибыли с этих продаж. Иранские представители постоянно заявляют, что Иран сократит выполнение своих обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Тегеран при этом обвиняет европейские страны-участницы сделки в том, что они не полностью выполняют обязательства по СВПД. Раздаются заявления, что Иран может выйти из СВПД, если другие участники соглашения не обеспечат соблюдение гарантированных сделкой прав ИРИ. Решение Ирана по наращиванию обогащения урана полностью соответствует оговоренным в ядерной сделке действиям в случае возвращения односторонних санкций, считают в Тегеране, подчеркивая, что власти ИРИ решительно настроены в скором времени превысить установленный СВПД уровень запасов урана в 300 кг. Но если европейские страны выполнят требования Тегерана «в банковской и нефтяной сфере», руководство страны готово пересмотреть свое решение. При этом Иран не станет создавать ядерное оружие даже в случае выхода из СВПД.

Иран решительно ответит на любое новое нарушение США воздушного пространства страны, заявил 25 июня президент ИРИ Х. Роухани в телефонном разговоре с президентом Франции Х. Макроном. Х. Роухани подтвердил, что Иран «не желает войны с США, но ответит на любую агрессию со стороны Вашингтона». Давление со стороны США не окажет влияния на Иран и его население, заявил 26 июня верховный лидер ИРИ А. Хаменеи.

Санкции США против высшего руководства Ирана означают, что ситуация развивается по очень плохому сценарию, заявил министр иностранных дел России С. Лавров. Вашингтону стоит задуматься над тем, куда может привести его курс в отношении Тегерана, заявили в МИД РФ. Москва призывала Вашингтон и Тегеран урегулировать разногласия посредством диалога. Решение администрации США усилить санкции в отношении Ирана негативно скажется на ситуации в Персидском заливе, считают в МИД КНР.

После встречи президентов России и США В. Путина и Д. Трампа в Осака было заявлено, что два лидера разделяют мнение о том, что складывающуюся вокруг Ирана напряженную ситуацию необходимо решать политико-дипломатическим путем. Главы стран «двадцатки» на саммите в Осака выразили озабоченность растущей напряженностью ситуации вокруг Ирана.

28 июня в Вене прошло заседание совместной комиссии Ирана и «пятерки» международных посредников по рассмотрению иранского ядерного соглашения. Иран подтвердил в Вене, что останется в соглашении, но при этом не увидел прорывных шагов от европейских стран. Одновременно иранцы сообщили, что продолжат сокращать свои обязательства по СВПД. Европейские страны объявили, что механизм финансовых расчетов с Ираном в обход американский санкций INSTEX вступил в операционную фазу, и в рамках него состоялись первые транзакции.

На северо-западе Сирии на границах зоны Идлиб продолжаются боевые действия между правительственными войсками САР, которых поддерживают сирийские ВВС и авиация ВКС РФ, и боевиками террористических и экстремистских группировок. Террористы и их союзники постоянно атакуют позиции сирийской армии, а наступательные действия ВС САР успеха не имеют. Одновременно на востоке Сирии в районе Пальмиры вновь активизировались террористы из «Исламского государства» (запрещено в РФ).

Российские военные в Сирии наносят удары только по тем объектам, которые, согласно сведениям разведки, используются террористами, заявил 25 июня постпред России в ООН В. Небензя. «В связи с этим мы вновь призываем секретариат ООН и специализированные агентства организации, включая Всемирную организацию здравоохранения, не спешить обнародовать непроверенную информацию», — подчеркнул российский дипломат.

26 июня российские средства ПВО обнаружили и уничтожили два БПЛА, при помощи которых боевики пытались атаковать авиабазу Хмеймим.

Участились случаи обстрелов сирийскими войсками наблюдательных пунктов ВС Турции в Идлибе и ответных обстрелов позиций армии Сирии турецкими военными.

Россия добилась в Сирии больших результатов, чем ожидала, выполнив целый ряд важных для страны задач, заявил 27 июня президент В. Путин. Так, «уничтожено большое количество боевиков, которые планировали вернуться в Россию — речь идет о нескольких тысячах человек». Кроме того, Россия добилась сохранения сирийской государственности и стабилизации обстановки в регионе, что напрямую влияет и на безопасность внутри РФ. Были установлены «достаточно хорошие, деловые отношения со всеми странами региона». И, наконец, ВС РФ «получили такую практику, которую невозможно было бы себе представить ни при каких учениях в мирной обстановке». По оценке В. Путина, «на текущем этапе важно ликвидировать остающиеся очаги напряженности, продолжать оказывать содействие сирийским властям в вопросах доставки гуманитарных грузов и в восстановлении разрушенной экономики, инфраструктуры, возвращении беженцев».

Президенты России и США В. Путин и Д. Трамп на встрече в Осака затронули ситуацию в Сирии, в том числе в Идлибе. Координация действий между военными РФ и США в Сирии достаточно успешно осуществляется на рабочем уровне и не требует участия глав государств, заявил Путин. Ситуация в Сирии обсуждалась и на встрече В. Путина с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом. В. Путин подчеркнул, что Россия работает с турецкими партнерами в Сирии в ежедневном режиме, «гораздо более плотно, чем с американцами».

25 июня президент Турции Р. Т. Эрдоган подтвердил, что поставки купленных у России ЗРС С-400 начнутся в июле текущего года. В то же время США продолжают заявлять, что эта сделка будет иметь «серьезные последствия» для Анкары. Сенат Конгресса США 27 июня одобрил проект военного бюджета страны на 2020-й финансовый год, который предусматривает запрет на передачу Турции истребителей F-35 в случае получения ею ЗРС С-400. США рассматривают различные варианты решения вопроса о закупках Турцией С-400, заявил 29 июня президент Д. Трамп. Он признал, что Вашингтон нечестно повел себя по отношению к Турции в ситуации с закупками С-400, заявив, что Р. Т. Эрдоган хотел купить американские ЗРС «Пэтриот», но окружение тогдашнего президента Б. Обамы «сказало: нет». Д. Трамп на встрече с Р. Т. Эрдоганом в Осака выразил обеспокоенность закупками Анкарой С-400. Р. Т. Эрдоган же после переговоров с Д. Трампом выразил уверенность, что США не введут санкции в отношении Анкары из-за приобретения у России ЗРС С-400. Он также напомнил, что Анкара «ожидает поставку 100 истребителей пятого поколения F-35».

В Иерусалиме 25 июня прошла встреча глав Совебезов Израиля и России М. Бен-Шаббата и Н. Патрушева и помощника президента США по нацбезопасности Дж. Болтона. Обсуждались ситуация в Сирии и деятельность Ирана в этой стране и регионе. По итогам встречи Ш. Патрушев заявил, что Россия, США и Израиль договорились по большинству вопросов сирийского урегулирования. Израиль продолжит оказывать противодействие попыткам Ирана укрепиться в Сирии, заявил глава правительства страны Б. Нетаньяху, но при этом «никак не будет подвергать опасности российские войска» в САР. Б. Нетаньяху также отметил, что Израиль, РФ и США придерживаются цели вывода всех иностранных военнослужащих, прибывших в Сирию после 2011 г. Патрушев заявил, что «Израиль мог бы достигнуть многих своих целей без нанесения ударов по Сирии, а используя невоенные методы». Он призвал снизить ирано-израильскую напряженность и не допустить превращения Сирии в арену геополитического противостояния.

25-26 июня в столице Бахрейна Манаме прошла международная конференция «Мир во имя процветания», организованная по инициативе США. На встрече представили экономическую часть плана урегулирования арабо-израильского конфликта, разработанного администрацией Д. Трампа. Было выдвинуто предложение о создании фонда в 50 млрд долларов, которые должны в течение десяти лет пойти на реализацию проектов на территории Палестины, а также Египта, Иордании и Ливана. Египет, Иордания, Кувейт, Марокко, ОАЭ и КСА направили свои делегации в Манаму, а Ирак, Ливан и палестинцы бойкотировали форум. Встреча прошла на фоне серьезного скептицизма относительно перспектив успеха этого мероприятия.

Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Х. Хафтара выступила 26 июня с инициативой по урегулированию кризиса в стране. План, в частности, предусматривает проведение общенационального форума с участием всех ливийских сил под эгидой ООН, а также формирование по его итогам компетентного временного правительства для управления страной. Тем временем войска Правительства национального согласия Ф. Сараджа отбили у сил ЛНА город Гарьян, расположенный в 75 км к югу от Триполи. 29 июня ЛНА обвинила Турцию в прямом вмешательстве в дела страны. Командование ЛНА приказало атаковать турецкие корабли в ливийских территориальных водах и закрыть воздушное пространство страны для турецких самолетов. Турция в ответ заявила о готовности дать жесткий отпор в случае нападения на своих военных в Ливии.

«Марш миллионов» прошел 30 июня в столице Хартуме и других городах Судана по призыву оппозиции, выступающей за немедленную передачу власти в стране от управляющего Военного совета гражданским силам. На улицы городов вышли десятки тысяч человек. В ряде мест произошли столкновения демонстрантов с силами безопасности. Управляющий Военный совет Судана заявил 30 июня о готовности начать немедленные переговоры с оппозицией на основе посреднической инициативы Африканского союза.

 

 

Приложение

 

 

О состоянии противовоздушной обороны аравийских монархий

(часть I)

 

 

Сложная, периодически обостряющаяся военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива, война в Йемене и, не в последнюю очередь, продолжающееся наращивание военной мощи Ирана, особенно ее ракетной составляющей, обусловливают пристальное внимание руководства аравийских монархий к вопросам совершенствования национальных сил ПВО, повышению их эффективности в борьбе с различными современными средствами воздушного нападения. При этом особое внимание уделяется созданию элементов противоракетной обороны для противодействия как баллистическим, так и крылатым ракетам. Упор в этой сфере делается на получение необходимого содействия со стороны США, приобретение новейших американских комплексов ПВО/ПРО, радиолокационных станций раннего обнаружения и систем управления. Важным фактором является и нахождение на территории Кувейта, Катара и Бахрейна американских ЗРС «Пэтриот», обладающих возможностями ПРО.

На базе саудовской системы ПВО создана объединенная система ПВО стран-членов ССАГПЗ «Пояс полуострова». Её возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства аравийских монархий и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Центр управления «Пояса полуострова» находится в Эр-Рияде. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов. Вместе с тем, в эту систему не интегрированы национальные наземные силы ПВО и истребительная авиация. «Пояс полуострова» взаимодействует с находящимся в Катаре региональным Центром управления воздушных операций ВВС США. Периодически проводились совместные учения аравийских ВВС и ПВО «Сокол полуострова». В целом же нынешний уровень интеграции национальных систем ПВО аравийских монархий остается низким. Здесь сказывается проявляемая малыми странами ССАГПЗ осторожность в отношении попыток Саудовской Аравии установить свой контроль над их системами ПВО.

Еще в 2012 г. Вашингтон предложил своим аравийским союзникам развернуть в зоне Персидского залива региональную систему противоракетной обороны для защиты от иранских ракет. Противоракетный «зонтик» должен был прикрыть крупные города, основные объекты нефтяной отрасли и военные базы. Предусматривалось размещение в регионе РЛС для раннего оповещения о пусках ракет, создание единого командного и информационного центра и систем контроля, координации и управления батареями противоракет. Предполагалось, что в единую систему ПРО будут включены корабли ВМС США, оснащенные ЗРК «Эйджис». Вместе с тем отметим, что создание региональной системы ПРО сталкивается с рядом трудностей как политического, так и технического характера. В частности, с технической точки зрения, ПРО в зоне Залива будет представлять собой более разрозненную систему, чем детально продуманная европейская, создаваемая под единым командованием НАТО. С политической точки зрения, аравийские монархии, осознавая вызовы со стороны Ирана и необходимость совместных усилий для противостояния им, «традиционно предпочитают решать свои проблемы в сфере безопасности на двусторонней основе с США, а не сотрудничая друг с другом».

 

  1. Силы и средства ПВО Саудовской Аравии

 

На сегодняшний день среди аравийских монархий наиболее развитой системой ПВО обладает КСА. Причем саудовская система ПВО по уровню своей технической оснащенности является одной из самых современных в регионе, уступая лишь Израилю. КСА остается одним из немногих государств мира, где войска ПВО страны существуют как отдельный самостоятельный вид ВС.

Войска ПВО страны (16 тыс. человек) состоят из зенитных ракетных войск, зенитной артиллерии и радиотехнических частей. В оперативном подчинении командования ПВО находятся истребители-перехватчики. В боевом составе войск ПВО имеются 52 батареи ЗУР, в том числе: ЗРС «Пэтриот» РАС-2/3 (США) — 19, ЗРК «Усовершенствованный Хок» (США) — 16, ЗРК «Шахин»/«Кроталь» (Франция) — 17. На вооружении состоит 417 ПУ ЗУР («Пэтриот» — 108, «Ус. Хок» — 128, Шахин»/«Кроталь» — 181, в том числе ПУ ЗУР, входящие в состав войсковой ПВО), около 1000 ПЗРК «Мистраль» (Франция), 270 зенитных орудий и установок калибра от 20 до 35 мм. Основу саудовской ПВО составляют американские ЗРС «Пэтриот» РАС-2/3, способные поражать различные современные средства воздушного нападения. Кроме того, данная модификация может использоваться на нижнем уровне эшелонированной системы ПРО для поражения баллистических ракет малой и средней дальности. США осуществляют модернизацию состоящих на вооружении ПВО КСА ЗРС «Пэтриот» РАС-2 до уровня модификации РАС-3, которая обладает повышенной точностью стрельбы, а также может более эффективно решать задачи ПРО. Для варианта РАС-3 в США дополнительно приобретено 600 ракет-перехватчиков. Большая часть батарей ЗРС «Пэтриот» размещена вдоль северо-восточного побережья страны и предназначена для защиты районов добычи нефти и портов, через которые осуществляется её экспорт, а также вблизи Эр-Рияда и на юге страны.

КСА в 2017 г. подписало контракт с США на приобретение на сумму 15 млрд. долларов системы ПРО THAAD (Terminal High-Altitude Area Defense) в составе 7 РЛС, 44 ПУ и 360 ракет. Поставки намечены на 2023-2026 гг. Дивизионы ЗРС THAAD должны стать первым эшелоном обороны от иранских баллистических ракет ИРИ. Второй эшелон ПРО КСА составят модернизированные ЗРС MIM-104F «Пэтриот» PAC-3. Вместе с тем, по имеющейся информации, саудовские военные «до сих пор не освоили все возможности более раннюю модель ЗРС MIM-104F.

Контроль воздушного пространства над саудовской территорией и сопредельными районами обеспечивают свыше 100 РЛС, в том числе 17 РЛС дальнего обнаружения AN/FPS-117V3. Большая часть радиолокационных станций размещена, по периметру границ королевства.

Организационно силы ПВО страны сведены в шесть групп: 1-я – штаб в Эр-Рияде (центральная часть страны); 2-я – штаб в Джиддае (побережье Красного моря); 3-я – штаб в Табуке (северо-запад КСА, район границы с Израилем и Иорданией); 4-я – штаб в Хамис-Мушайте (юго-запад страны, район границы с Йеменом); 5-я – штаб в Дахране (восток КСА, побережье Персидского залива); 6-я – штаб в Хафр-эль-Батине (северо-восток страны, район границы с Кувейтом и Ираком). Главный командный пункт войск ПВО страны находится в подземном комплексе в Эр-Рияде. Между собой средства ПВО связаны системой управления, контроля, разведки и связи. Отмечается, что взаимодействие между силами и средствами ВВС и ПВО отлажено не в полной мере.

Отдельно следует остановиться на противоборстве саудовской ПВО с иранскими баллистическими ракетами, запускаемыми против объектов КСА йеменскими шиитскими мятежниками-хоуситами. По официальным данным саудовского командования, система ПВО КСА перехватила до 200 баллистических целей: оперативно-тактических ракет типа «Точка», «Скад-Б/С» и «Буркан-1», а также ракет средней дальности типа «Буркан-2Н». Однако эти сведения вызывают серьезные сомнения у зарубежных аналитиков. При этом указывается, что число перехваченных ракет составляет лишь примерно треть от цифры, названной в Эр-Рияде. Это говорит как о недостаточной эффективности американских ЗУР, так и о слабой квалификации личного состава саудовской ПВО. В этой связи подчеркивается, «что даже это небольшое количество успешных перехватов стало возможным только благодаря содействию ВС США, которые периодически сосредотачивают над данным регионом спутники оптико-электронной разведки DSP и инфракрасного наблюдения типа SBIRS, которые позволяют обнаруживать пуски баллистических ракет и отслеживать их траекторию». Кроме того, эксперты подчеркивают, что «в настоящее время наличных средств ПВО КСА недостаточно для перехвата ударных БПЛА и баллистических ракет иранского производства, которыми хоуситы обстреливают военные и гражданские объекты в приграничных районах».

Таким образом, на сегодняшний день, несмотря на принимаемые руководством королевства и военным командованием меры и наличие на вооружении современных образцов оружия, войска ПВО КСА продолжают испытывать серьезные трудности в деле освоения, эксплуатации и ремонта сложной боевой и обеспечивающей техники. Все это негативно сказывается на боевых возможностях саудовской ПВО, не позволяет ей эффективно противостоять хорошо подготовленному и оснащенному современными средствами ракетного и воздушного нападения противнику.