- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Турции: июнь 2019 г.

В фокусе внимания политического и военного руководства Турции, оппозиции, деловых кругов, общественных организаций и средств массовой информации страны были состоявшиеся 23 июня повторные муниципальные выборы в крупнейшем мегаполисе республики Стамбуле. Значимость этих выборов для политического ландшафта Турции, несмотря на их муниципальный статус, определяется словами, сказанными в свое время президентом страны Р.Т.Эрдоганом: «теряешь Стамбул – теряешь Турцию». Теперь ему же придётся самому опровергать это по сути верное изречение.

Эксперты ИБВ уже анализировали результаты этих повторных выборов. Остановимся на их основных моментах. Число зарегистрированных избирателей 10 570 222, явка высокая — составила 84,42%, воспользовались своим избирательным правом 8 868 644, число действительных голосов – 8 696 552, число недействительных голосов – 172 112.

За кандидата от оппозиционных партий, включая основную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП) и правую Хорошую партию (ХП), Экрема Имамоглу проголосовало 54,21% избирателей. В абсолютном выражении число избирателей, поддержавших кандидата от оппозиции составило 4 741 868 человек.

За кандидата от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и примкнувшей к ней Партии националистического движения (ПНД), бывшего главу парламента Турции и премьер-министра страны Бинали Йылдырыма проголосовало 45,09% избирателей, что в абсолютном выражении составляет 3 935 453 голос. Разница составила более 806 тысяч голосов. Для сравнения напомним, что эта разница по итогам предыдущих выборов была чуть более 13 тысяч голосов, но ПСР настаивала на фальсификации этого результата, убедила Высший избирательный совет Турции аннулировать его и назначить повторные выборы в Стамбуле. Э.Имамоглу после убедительной победы выразил готовность к встрече с президентом Р.Т.Эрдоганом и призвал правящую партию к сотрудничеству во имя страны. «Выборы в Стамбуле – это успех не отдельной политической партии, а победа всей страны. Избиратели защитили турецкую демократию на глазах у всего мира. Они продемонстрировали реальную картину кругам, пытающимся уподобить Турцию ряду стран региона. Турецкий народ защитил вековую традицию демократии. Благодарю жителей Стамбула. Итоги голосования 23 июня — не простая победа, а начало новой страницы», — подчеркнул политик.

Экрем Имамоглу, выигравший повторные выборы в Стамбуле с 54,21% голосов, опередив своего соперника Бинали Йылдырыма на 9,22%, побил рекорд, установленный бывшим мэром Стамбула Бедреттином Даланом 35 лет назад. Наряду с этим, при таком соотношении избранный мэр от НРП удвоил результат в 25,2% голосов, которые набрал нынешний президент Р.Т.Эрдоган на местных выборах 1994 года, когда начинал свою политическую карьеру в качестве мэра Стамбула.

До Э. Имамоглу рекорд по наибольшему проценту голосов, набранному в крупном муниципалитете Стамбула, принадлежал Бедреттину Далану, который 26 марта 1984 года был избран первым мэром города, получив поддержку 49,7% избирателей. Для наглядности приведем показатели процентной доли всех победителей выборов на пост мэра Стамбула после 1980 года:

2019 — Экрем Имамоглу: 54,2%

2014 — Кадир Топбаш: 47,9%

2009 — Кадир Топбаш: 44,7%

2004 — Кадир Топбаш: 45,3%

1999 — Али Мюфит Гюртуна: 27,5%

1994 — Реджеп Тайип Эрдоган: 25,2%

1989 — Нуреттин Созен: 35,6%

1984 — Бедреттин Далан: 49,7%

Прогнозировать возможность сотрудничества и взаимодействия правящей ПСР и мэра Стамбула от оппозиции сложно из-за маловероятности такого сценария. Ведь приход оппозиции к власти в Стамбуле может пролить свет на то, куда, по словам Экрема Имамоглу, были потрачены миллиарды лир в городе, бюджет которого составляет около 4 млрд долларов. С другой стороны, в ходе предвыборной кампании турецкий президент критиковал Э.Имамоглу, обвиняя его во лжи и мошенничестве. Сформированный ПСР практически в течение двух десятилетий аппарат стамбульской мэрии просто так не сдаст свои позиции команде нового мэра.

Поражение ПСР на выборах в Стамбуле повлияет на будущее турецкой политики, учитывая разрыв, с которым одержала победу оппозиция. Это тревожный знак для ПСР. Безусловно, это поражение приведет к перестановкам в правительстве и в руководстве правящей партии, как в ее центральном аппарате, так и на местах. Это может даже способствовать досрочному проведению общенациональных парламентских выборов, а именно до 2023 года, как планировалось ранее, хотя лидер ПНД и союзник ПСР опроверг эту перспективу. «Турция должна вернуться к реальной повестке дня, избирательный процесс должен быть закрыт. Говорить о досрочных выборах было бы одним из худших сценариев, который может быть предложен сегодня нашей стране», — заявил генеральный председатель ПНД Девлет Бахчели.

Наряду с этим, поражение на выборах в Стамбуле продемонстрировало практическое отсутствие у ПСР и ее лидера «длинной скамейки запасных игроков», наличием которой все предыдущие годы всегда гордился Р. Эрдоган. Это говорит о значительных просчетах в кадровой политике партии. Имиджевый урон ПСР и полученный ею ощутимый психологический удар может привести к ослаблению жесткой партийной дисциплины, которая была характерна для всех уровней партийной иерархии, выстроенной Р.Т.Эрдоганом в правящей ПСР.

Следует, на наш взгляд, обратить внимание еще на один немаловажный негативный для правящей ПСР фактор. Ее поражение в Стамбуле и в других крупнейших городах Турции на муниципальных выборах дало сильный импульс процессу создания в стране новой, альтернативной ПСР партии. Примечательная особенность этого процесса в том, что в нем принимают участие бывшие ближайшие соратники Р.Т.Эрдогана, входившие в свое время в состав учредителей и создателей ПСР.

За этими планами стоят такие политические тяжеловесы как бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, бывший вице-премьер Али Бабаджан и бывший президент Абдуллах Гюль.  Политики публично детально не комментировали эти планы, но в прошлом месяце А.Гюль разорвал отношения с ПСР, чтобы выразить своё недовольство решением об отмене первоначальной победы оппозиции в Стамбуле после серии обращений ПСР в Высший избирательный совет. О создании новой партии скорее всего объявят осенью этого года.

Напомним, что А.Давутоглу был лидером правящей ПСР с 21 августа 2014 года по 22 мая 2016 года и премьер-министром Турции с 28 августа 2014 года по 22 мая 2016 года. А.Бабаджан занимал пост министра экономики и иностранных дел в первые годы правления ПСР, прежде чем стать вице-премьером, успешно курирующим экономику. Эту должность он занимал с 2009 по 2015 год – период, когда Турция демонстрировала отличные темпы развития. А.Гюль был президентом с 2007 по 2014 год. Именно его на этом посту сменил тогдашний премьер-министр Р.Т.Эрдоган. Не исключен переход ряда депутатов ПСР в новую политическую партию и монополия правящей партии на консервативный сектор общества может быть окончательно нарушена.

Усиление оппозиции и разногласия внутри ПСР, конечно, могут ослабить позиции президента Турции и его правящей партии, однако не стоит забывать, что Р.Т.Эрдоган опытный политический боец, который не раз демонстрировал умение находить выход из самых сложных ситуаций. Мы помним, когда его маститые однопартийцы из-за разногласий с лидером, покинув ПСР, уже создавали партии, которые так и остались на уровне салонных. У него есть много времени, чтобы восстановить свои позиции. Ведь следующие выборы запланированы на 2023 год.

Одним из шагов в этом направлении является новая стратегия развития сферы юстиции, которую обнародовал президент Турции. Стратегия судебных реформ предусматривает 2 основных направления, 9 задач, 63 цели и 256 этапов. По словам главы государства, реформа в сфере юстиции повысит доверие к судебной системе и поспособствует созданию благоприятной среды для инвестиций. Судебная реформа также направлена на формирование новых подходов в решении вопроса всестороннего обеспечения свободы слова. В будущем мы добьемся более эффективного обеспечения права на справедливое судебное разбирательство, пообещал Р.Т.Эрдоган.

Президент сообщил также, что в соответствии с реформой, пожилые люди, беременные женщины и подростки, осужденные за ненасильственные преступления, смогут отбывать наказание дома с условием ношения электронных браслетов. «Реформа системы юстиции демонстрирует приверженность Турции полноправному членству в ЕС, несмотря на то, что данные Анкаре обещания этой организацией не выполняются», — сказал турецкий лидер.

Напряженность на турецком внутриполитическом поле, связанная с поражением правящей ПСР на повторных выборах в Стамбуле, усугубляется сложной ситуацией в экономике страны. Так, рейтинговое агентство Moody’s снизило в июне долгосрочный рейтинг эмитента Турции до B1 с Ba3, что, по мнению Министерства казначейства и финансов Турции, бросает тень на нейтральность и объективность компании. Moody’s заявило, что за последним шагом, который ставит Турцию на четыре ступени ниже инвестиционного уровня, наравне с Иорданией, Грецией и Узбекистаном, стоит растущий риск кризиса платёжного баланса и дефолта правительства. Ранее агентство снижало рейтинг Турции до Ba3 с Ba2 в августе прошлого года. По мнению агентства, риск острого кризиса платёжного баланса в Турции остаётся относительно низким в ближайшей перспективе, но это неустойчивое равновесие, и чем больше времени проходит, тем значительнее уменьшается способность правительства увести экономику от кризиса платёжного баланса.

Moody’s кстати отмечало, что существует ряд возможных краткосрочных драйверов для дальнейшей нестабильности. При этом агентство указывало на повторные выборы мэра Стамбула 23 июня, которые, по мнению агентства, создают риск политических волнений. Ещё одним риском, отмечает агентство, является возможность санкций США, которые могут быть введены из-за решения Анкары закупить российские ракетные комплексы С-400, «Введение санкций в отношении Турции также может привести к дальнейшей, крайне негативной реакции рынка. Кроме того, в зависимости от введённых санкций это может вызвать сомнения в способности Турции получить доступ к программе МВФ, если она понадобится в будущем, чтобы избежать эскалации платежного баланса и экономического кризиса», — констатируют эксперты Moody’s.

Официальная Анкара резко отреагировала на это заявление агентства. Министерство финансов и казначейства заявило, что понижение рейтинга несовместимо с реальными экономическими показателями страны. «Решение рейтингового агентства Moody’s понизить кредитный рейтинг Турции противоречит фундаментальным показателям турецкой экономики и бросает тень на нейтральность и объективность рейтингов агентства», — указано в сообщении ведомства.

Министерство также заявило, что сожалеет о том, что многие позитивные события, которые демонстрируют явные признаки восстановления экономики страны, игнорируются. Сюда входит завершение рефинансирования государственных долгов, тенденция к снижению инфляции и увеличение доходов от туризма.

ПСР на этом направлении получила поддержку от ПНД. Турция должна разработать «новый и справедливый» метод управления обменным курсом, который бы лучше подходил экономике страны и её народу, считает ключевой союзник президента Р.Т.Эрдогана, лидер националистов Девлет Бахчели. Генеральный председатель ПНД, выступая на массовом митинге в Стамбуле, призвал к новому валютному режиму, который бы защищал экономические интересы Турции и продвигал её ценности. По словам политика, это «должно стать одной из приоритетных задач». «Недавние колебания валюты были направлены на то, чтобы нанести удар по политической и экономической основе страны, а также реальному сектору экономики.  Это были, без сомнения, преднамеренные атаки», — отметил Д. Бахчели.

Несмотря на обвал лиры прошлым летом и последовавшие за этим месяцы рыночных потрясений, Турция сохранила свободно плавающую валюту и не раз обещала не вводить контроль за движением капитала. Тем не менее власти начали применять более жесткий подход, стремясь стабилизировать лиру с помощью повторного введения налога на продавцов иностранной валюты и введения отсрочки расчетов при покупке более 100 тыс. долларов для физических лиц.

Препятствует снижению напряженности в обществе продолжающееся противостояние между властями и теми, кого они считают сторонниками движения Ф.Гюлена, которое обвиняется в организации попытки государственного переворота с целью свержения правительства. Так, из турецкой армии были уволены 2 тыс. 49 офицеров с тех пор, как в стране действовало двухлетнее чрезвычайное положение после неудачной попытки переворота в 2016 году. После провала путча правительство использовало чрезвычайные полномочия для увольнения более 130 тыс. работников государственного сектора, которые, по его мнению, были связаны с террористическими организациями, включая движение Ф.Гюлена, или другими группами, представляющими угрозу национальной безопасности.

С момента окончания чрезвычайного положения в июле прошлого года Министерство национальной обороны проводит расследование в отношении связанных с Ф.Гюленом офицеров в армии и принимает меры против них, включая увольнения. Однако в Европейской комиссии считают, что данные, обнародованные Анкарой об уволенных из армии, занижены. По ее сведениям, к декабрю 2018 года в общей сложности были уволены 15 тыс. 242 военных, а 5 тыс. 783 бывших военнослужащих были арестованы на основании их предполагаемой причастности к перевороту.

Наряду с этим, при всех проблемах в экономике компании оборонной и авиационной промышленности Турции в 2018 году достигли рекордных показателей экспорта своей продукции благодаря участию в международных проектах, налаживанию совместного производства и прямым поставкам за рубеж. Доход компаний оборонной промышленности в 2018 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 31% и достиг 8 млрд 761 млн долларов.

Согласно рейтингу «ТОП-500 промышленных гигантов Турции», подготовленному Промышленной палатой страны, лидером экспорта оборонной и авиационной промышленности является компания Türk Havacılık ve Uzay Sanayii AŞ (TUSAŞ). В 2018 году TUSAŞ экспортировала продукции на 503,6 млн долларов, заняв 22 место в списке промышленных гигантов Турции.

Второе место в списке экспортеров оборонной продукции занимает компания TUSAŞ Motor Sanayii AŞ (TEI), занимающаяся преимущественно производством авиационных двигателей. Экспорт компании за прошлый год составил 286 млн 102 тысячи долларов. Компания заняла 37-е место в списке крупнейших промышленных предприятий Турции. Компания FNSS Savunma Sistemleri AŞ поставила за рубеж продукции на 175 млн 247 тысяч долларов и заняла третье место среди компаний-экспортеров оборонной и авиационной сферы, и 70 место в списке «ТОП-500 промышленных гигантов Турции».  На четвертой позиции расположилась ASELSAN. Экспорт компании в 2018 году составил 142 млн 564 тысячи долларов. В списке 500 промышленных гигантов Турции ASELSAN заняла 98-е место. Компания Alp Havacılık экспортировала в минувшем году продукцию на 107 млн 374 тысячи долларов. Экспорт компании Otokar, экспортирующая бронетранспортеры в более чем 30 стран мира, в 2018 году поставила за границу продукции на 211,6 млн долларов.

Компания Nurol Makina, занимающаяся производством бронированных автомобилей, экспортировала в минувшем году продукцию на 82 млн 208 тысяч долларов. Экспорт Института машиностроения и химической промышленности в 2018 году составил 55 млн 112 тысяч долларов. Экспорт компании BMC за прошлый год составил 41 млн 805 тысяч долларов, HAVELSAN – 27 млн 811 тысяч долларов, ROKETSAN – 10 млн 83 тысячи долларов, Karel Elektronik – 3 млн 150 тысяч долларов.

Турецкая оборонная компания ROKETSAN продолжает разрабатывать инновационные оружейные системы. В то же время продолжаются испытания отечественного прототипа электромагнитного оружия, разработанного инженерами ROKETSAN и предназначенного для уничтожения дронов и самодельных взрывных устройств, используемых террористами.

Система наземного электромагнитного оружия Alka была впервые представлена на 14-й Международной выставке оборонной промышленности (IDEF-2019) в Стамбуле. Компания также продемонстрировала видео испытаний отечественного прототипа электромагнитного оружия. Его успешные испытания состоялись и во время визита главы Управления оборонной промышленности Турции Исмаила Демира на завод компании ROKETSAN. В ходе испытаний электромагнитное оружие Alka успешно поразило дроны с вращающимся и фиксированным крылом, способно направлять электромагнитную энергию и энергию лазера в определенную область. Направленный электромагнитный импульс выводит из строя один или несколько дронов. Этот вид оружия может устанавливаться на бронетехнику и неподвижные объекты.

Интересные сведения, имеющие отношение к внутриполитической ситуации и обладающие потенциалом влияния на ее развитие в будущем, обнародовало Министерство внутренних дел Турции. Официальный представитель ведомства заявил, что более 415 тысяч сирийских детей родились в Турции с начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Напомним, что Турция принимает больше беженцев из Сирии, чем любая другая страна в мире. Абдулла Аяз, возглавляющий департамент управления миграцией министерства, сказал, что турецкие чиновники продолжают работу, чтобы убедиться, что все сирийские дети получают образование. Тем не менее, согласно обнародованным данным, почти половина сирийского несовершеннолетнего населения не имеет доступа к образованию в Турции. Турецкие власти констатируют возрастание напряжённости в местах массового проживания сирийских беженцев.

В сфере внешней политики в этот период турки значительное внимание уделяли отношениям с США. Вопрос о закупке Турцией российских ЗРС С-400 занимал основное место в продолжающих оставаться крайне напряженными турецко-американских отношениях.  1 июня стало известно, что Белый дом не стал ни подтверждать, ни опровергать сообщения турецких СМИ о том, что президент США Д.Трамп позитивно отнёсся к предложению турецкого лидера Р.Т.Эрдогана сформировать совместную рабочую группу для разрешения разногласий по поставкам российских зенитных ракетных систем С-400, ограничившись словами о том, что в настоящий момент объявлять не о чем.

Складывается впечатление, что американцы были до последнего уверены, что турки уступят давлению США и расторгнут сделку с Россией. Судорожные заявления представителей американской администрации в июне продемонстрировали, что такой уверенности значительно поубавилось и американцы перешли к прямым угрозам и шантажу.

Так, и. о. помощника министра обороны США по делам международной безопасности Кэтрин Уилбаргер заявила, что завершение сделки по приобретению Турцией у России зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 будет иметь катастрофические последствия для обеспечения обороны НАТО. «Усиливающееся сотрудничество России с Турцией в Сирии, даже несмотря на то, что зачастую отношения остаются напряженными, должно также беспокоить Европу и, в частности, НАТО. Особенно заметно это проявляется в предложении со стороны России к Турции приобрести её зенитные ракетные системы С-400. Вполне возможно, что потребность Турции в помощи России на турецкой южной границе повлияла на отношения с Москвой в оборонной сфере. Завершение этой сделки будет иметь катастрофические последствия не только для самой программы F-35. Это также может привести к тому, что Турция не сможет взаимодействовать с союзниками по НАТО, что является ключевым аспектом для обеспечения обороны альянса», — констатировала она. Она также подчеркнула, что в связи с этим США продолжат применять санкции по закону CAATSA (О противодействии противникам Америки посредством санкций), «если это будет необходимо».

А руководитель пресс-службы Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома Гарретт Марки заявил, что США продолжают активные дискуссии с Турцией на тему закупок этих комплексов. «Мы не можем сообщить ничего нового на эту тему в настоящий момент», — сказал он, отвечая на просьбу подтвердить или опровергнуть сообщения о согласии Трампа на предложение о создании рабочей группы. По его словам, США ясно заявляли о том, что приобретение С-400 создаст неприемлемый риск для технологий США, а также их пилотов и самолётов. «Соединённые Штаты несколько раз посылали группы технических специалистов в Турцию и принимали в Вашингтоне турецких коллег, чтобы обсудить угрозу, которую представляют С-400. Мы продолжаем активные дискуссии с нашими турецкими коллегами на всех уровнях», — отметил Г. Марки.

А официальный представитель Министерства иностранных дел Турции Хами Аксой был вынужден опровергать информацию СМИ о том, что Анкара рассматривает просьбу Вашингтона отсрочить поставки российских зенитных ракетных С-400. «Информация, в последние дни распространявшаяся в некоторых средствах массовой информации, согласно которой Турция рассматривает просьбу США об отсрочке поставок С-400, не соответствует действительности. Процесс закупки С-400 у России продолжается согласно планам», — заявил он.

Официальный представитель Министерства обороны США Эрик Пэхон в свою очередь заявил, что приобретение С-400 создаст неприемлемый риск, «поскольку их радиолокационная система может дать возможность российским военным получить чувствительную с точки зрения безопасности информацию об истребителях-бомбардировщиках пятого поколения F-35. «Мы не можем это игнорировать. С-400 — это система, которую Россия создала для того, чтобы сбивать такие самолёты, как F-35, и было бы невозможно представить себе, чтобы Москва не воспользовалась такой возможностью для сбора данных», — подчеркнул он.

Наряду с этим, США приняли решение больше не принимать для обучения полётам на истребителях F-35 новых пилотов из Турции в связи с покупкой Анкарой российских С-400. Отмечается, что решение не затронет турецких сотрудников, которые уже обучаются на американской авиабазе в штате Аризона. Более того, приём новых пилотов и технического персонала из Турции может возобновиться в случае изменения Анкарой позиции по С-400. Ранее и. о. помощника главы Пентагона Эндрю Винтернитц заявил  о «неприемлемых рисках» из-за приобретения Анкарой С-400.

Постпред США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон, в свою очередь, в эфире телеканала CNBC заявила, что Турция должна отказаться от российских комплексов С-400, если надеется получить американские самолеты F-35. По ее словам, Россия на данный момент является главным в мире соперником США и НАТО, и Москва якобы постоянно пытается ослабить и разделить альянс, поэтому Турция не может иметь вооружения, которые созданы для того, чтобы противостоять американским ракетам. Кроме того, Хатчисон отметила, что «Турция — это суверенное государство, которое может самостоятельно принимать решение, однако Анкара не получит F-35, если на ее территории будут располагаться российские С-400».

В июне в позиции американцев по С-400 появился некий новый нюанс. Вашингтон уже не только требовал отказа от сделки с Россией, но стал реально предлагать свои варианты в обмен на аннулирование российско-турецкого соглашения. Глава управления по безопасности и сотрудничеству министерства обороны США генерал-лейтенант Чарльз Хупер заявил, что американская сторона предложила Турции ряд вариантов в обмен на отказ от приобретения зенитных ракетных систем С-400 у России. «Мы дали понять правительству Турции последствия получения С-400. В то же время мы выдвинули ряд вариантов, которые Турция могла бы использовать, чтобы не идти на этот шаг. Что я могу сказать: теперь мяч на стороне Турции», — сказал он. Соответствующее заявление он сделал во время своего выступления в Институте Брукингса.

Более того, появилась информация о том, что США готовы обсудить с Турцией материальную компенсацию последствий возможного отказа Анкары от сделки с Москвой по закупке комплексов С-400. По мнению Вашингтона, С-400 являются платформой сбора разведывательной информации.

Тем не менее, Анкара, судя по всему, не соблазнилась этими предложениями. «Позиция Турции по С-400 ясна, мы этот вопрос закрыли. Если у США есть беспокойство по технической стороне вопроса, то мы десятки раз говорили, что готовы это обсуждать. Однако до сих пор с противоположной стороны никакого шага не сделано с тем, чтобы создать рабочую группу для обсуждения этой темы», — сказал глава секретариата турецкой оборонной промышленности Исмаил Демир.

Наряду с этим, министр национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил, что письмо и. о. министра обороны США Патрика Шанахана о решении Вашингтона приостановить участие Турции в программе по обучению турецких лётчиков в США навыкам пилотирования истребителей-бомбардировщиков F-35 не соответствовало союзническому духу между Анкарой и Вашингтоном. «Стиль письма не соответствовал союзническому духу. Мы готовим необходимый ответ на него», — констатировал глава турецкого оборонного ведомства.

Как стало известно, ранее П.Шанахан в письме турецкому коллеге сообщил, что к 31 июля командировочные предписания турецких лётчиков, обучающихся на базах во Флориде и Аризоне, аннулируют, их доступ на базы будет прекращен. США также отказались принять 34 летчика из Турции, которые должны были прибыть в страну позже в этом году, поскольку Вашингтон принял решение «приостановить участие Турции в программе F-35».

Агентство Reuters сообщило со ссылкой на высокопоставленного чиновника Пентагона, что, в связи с планами Анкары приобрести российскую систему ПВО С-400, США намерены применить финансовые санкции даже против тех турецких компаний, которые не имеют отношения к программе F-35. В рамках CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций») межведомственная правительственная группа США рассматривает введение потенциальных санкций против более широкого круга турецких фирм, заявила замминистра обороны США Эллен Лорд на авиашоу в Париже.

В свою очередь министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция готова ответить США, в случае введения санкций. «Если США начнут предпринимать негативные меры, то и у нас есть ответные шаги. Америка приняла ряд решений, мы не намерены оставаться беззвучными. Если к нам будет негативное отношение, то мы выступим с аналогичным ответом. НАТО не в состоянии защитить Турцию, и поэтому Анкара закупает российские зенитно-ракетные комплексы ЗРК С-400. В Анкаре не намерены подчиняться требованиям США», — отметил глава внешнеполитического ведомства Турции.

Эксперты обратили внимание на результаты социологического исследования по этому вопросу. Согласно опросу, проведённому компанией Areda, в общей сложности 62,8% населения поддерживает покупку Турцией российских систем С-400, хотя это и привело к кризису с США. При этом 15,3% сказали, что Анкара должна отказаться от покупки, 21,9% говорят, что у них нет мнения по этому вопросу. Местные СМИ цитируют президента страны Р. Эрдогана, который подчеркнул: «Я не говорю, что мы приобретем системы ЗРС С-400, я говорю, что мы уже приобрели эти системы».

Примечательно, что после многочисленных жестких заявлений и угроз Вашингтона санкциями в адрес Анкары из-за ракетной сделки с Россией президент США Д.Трамп на пресс-конференции по итогам саммита G20 в Японии заявил, что именно Вашингтон нечестно повёл себя по отношению к Турции в ситуации с покупкой Анкарой российских ЗРС С-400. Д.Трамп напомнил, что лидер Турции Р.Т.Эрдоган собирался приобрести американские зенитные ракетные комплексы Patriot, но прошлая администрация США отказала ему в этом. «Он хотел купить ракеты Patriot, но окружение президента Барака Обамы сказало нет… Он не мог их купить, но они были необходимы ему для обороны. Тогда он обратился к России», — сказал американский лидер.

При этом, как отметил Д.Трамп, после покупки Анкарой российских систем США выразили своё недовольство и призвали Р.Т.Эрдогана отказаться от сделки. По словам Трампа, такая политика по отношению к Турции была нечестной. «Он (Р.Т.Эрдоган – авт.) заключил соглашение, он потратил деньги, вложил много денег. Как только он купил их, ему позвонили люди из нашей страны и сказали: послушайте, мы не хотим, чтобы вы покупали эти системы, потому что это не системы НАТО. Скажу вам честно, я полностью на стороне нашей страны, но с ним (Р.Т.Эрдоганом – авт.) повели себя очень нечестно. Честно говоря, на самом деле, это не вина Р. Эрдогана», — признал президент США. Ранее Трамп заявил, что ситуация с покупкой Турцией С-400 остается «сложной».

В свою очередь, президент Р. Т.Эрдоган на пресс-конференции там же в Японии также прокомментировал вопрос приобретения Турцией российских ЗРС С-400. «Контракт с Россией на закупку находится на стадии поставки. Контракт на стадии поставки отвергнуть нельзя. Подобный шаг не подобает такой стране, как Турция. Во времена президентства Обамы Турция сделала попытку приобрести в США ЗРК Patriot. К сожалению, Вашингтон не поддержал эту инициативу», — сказал Р. Эрдоган. По словам главы государства, в ходе его встречи с президентом США обсуждался вопрос возможных санкций, и Трамп заявил, что этого не произойдет.

«Помимо приобретения российских С-400, Турция в настоящее время закупает в США самолеты Boeing компании Lockheed Martin. Речь идет о покупке 100 самолетов Boeing у Lockheed Martin. В мире, где существует свободная рыночная экономика, надо предпринимать шаги в соответствии с этими критериями. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что Турция является стратегическим партнером США. Никто не может вмешиваться в суверенные права Турции, и все знают об этом», — сказал Р.Т.Эрдоган.

Говоря о реализации проекта по F-35, президент сообщил, что Турция уже выплатила США 1,4 млрд долларов. «Мы получили четыре истребителя F-35, произведенные совместными усилиями. Анкара ожидает получить еще 116 таких истребителей. Оплата за них вносится по оговоренному плану, и выплаты уже сделаны. Некоторые звучащие в США заявления не совпадают с подходом президента Д.Трампа. Считаю, что это не помешает нашим двусторонним отношениям, и мы решительно будем следовать в этом направлении», — сказал Р.Т.Эрдоган.

Анализируя нынешнее состояние турецко-американских отношений, следует отметить, что Вашингтон уверен в своих очень прочных позициях в Турции и нынешние двусторонние разногласия из-за С-400 и сотрудничества Анкары и Москвы на сирийском направлении не могут их принципиально поколебать. Да, Турция дрейфует в сторону от Запада, но дело не идет к их разводу. Действительно, турецко-американские отношения переживают один из сложных периодов своего развития. За последние 20 лет кризис доверия между странами углублялся и приобрел хронический характер. Напряженность между Анкарой и Вашингтоном сегодня наиболее ощутима. Это один из самых серьезных кризисов за всю историю отношений между странами НАТО. Турецко-американская напряженность достигла такого уровня, что влияет на всю систему Североатлантического партнерства.

И тем не менее, пока слишком рано говорить о том, что Турция готова объединить усилия с Россией, особенно на Ближнем Востоке. Анкара пересматривает свою региональную политику в момент, когда Ближний Восток переживает серьезные трансформации. Также делает и Россия. Обе страны стремятся усилить свое влияние в регионе, и поэтому в их отношениях иногда преобладает сотрудничество, а иногда соперничество. Туркам импонирует взаимовыгодное сотрудничество с Россией, но при этом развитие отношений с США и Западом в целом будут для Анкары оставаться приоритетом.

Вот только одно из подтверждений этого тезиса. США продолжат развивать отношения с Турцией. Об этом сказал официальный представитель Пентагона Эрик Пахон в интервью американскому арабоязычному телеканалу «Аль-Хурра», комментируя ситуацию вокруг закупки Турцией российских С-400 и взаимодействия Москвы и Анкары в Сирии.

В сфере внешней политики Анкары следует обратить внимание и на тот факт, что в условиях беспрецедентного давления со стороны Вашингтона на Иран турки 21 июня в Исфахане подписали соглашение с Тегераном о развитии и укреплении двустороннего стратегического партнерства. Соответствующий документ подписан по итогам визита в Исламскую Республику Иран министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и его переговоров с иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом. «Анкара готова углублять и усиливать взаимные связи с Ираном в политической, экономической и культурной областях», — сказал глава турецкого дипломатического ведомства. Зариф со своей стороны выразил готовность Тегерана увеличить объём торговли с Турцией. Отмечается, что стороны обсудили важнейшие события в регионе, прежде всего, нынешнюю обстановку в Персидском заливе. Иран и Турция еще раз подтвердили договоренность об увеличении в условиях американских санкций объема годовой торговли до 30 млрд долларов.

Что касается российско-турецких отношений, то необходимо отметить очередную встречу президентов двух стран в рамках «Большой двадцатки» в японской Осаке. В начале встречи В. Путин заметил, что рад в очередной раз встретиться с президентом Турции и обсудить текущие дела. Такие встречи действительно стали регулярными. «В начале сразу хотел бы отметить рост товарооборота в 2018 году на 16%. Мы с вами знаем, что с обеих сторон у нас достаточно солидный объем инвестиций по 10 миллиардов долларов, и сейчас, думаю, этот процесс надо ускорить. Мы решаем вопрос о создании инвестиционной платформы в объеме 900 миллионов евро», — отметил российский лидер на встрече с президентом Турции. Он напомнил и о крупных двусторонних проектах. «Важным событием станет и предстоящее в июле участие Турции в качестве страны-партнера в 10-й международной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге», — отметил президент РФ.

В. Путин обратил внимание и на рост туристических обменов. «В прошлом году это было 6 миллионов туристов из России в Турцию, это рекордный показатель. Они, естественно, не жадничают, у нас туристы умеют отдыхать. Доход турецких партнеров составил 5 миллиардов долларов», — сказал он. Президент России выразил уверенность, что масштабная программа перекрестного года культуры и туризма в России и Турции приведет к новым достижениям в этом направлении.

Р.Т.Эрдоган, назвав Путина «дорогим другом», особо заметил, что в последнее время придан новый импульс турецко-российским отношениям. Президент Турции отметил, что следующее заседание российско-турецкой смешанной экономической комиссии состоится в Турции. Он обратил также внимание и на реализацию проекта АЭС Аккую. «Имеет большое значение сдача в 2023 году в эксплуатацию первой части АЭС. Но с другой стороны, мы придаем большое значение, чтобы неядерное оборудование было обеспечено с турецкого рынка», — сказал президент Турции. Р.Т.Эрдоган, говоря о туристическом направлении сотрудничества, отметил, что любовь российских туристов является дополнительным стимулом для этой индустрии Турции.

На встрече президентов в Осаке обсудили и последние события в Сирии. Турецкие политологи обратили особое внимание на слова российского президента о координации действий с турецкими партнерами в режиме реального времени. «Что касается наших турецких партнеров и друзей, то, в принципе, работаем с ними в ежедневном режиме, еще гораздо более плотно, чем с американцами. Мы знаем обо всех происходящих там событиях и вместе стараемся их отслеживать. Есть детали, о которых вряд ли нужно говорить сегодня на пресс-конференции. Но ситуация под контролем», — сказал В. Путин. Оба президента обсудили на саммите G20 и поставки зенитно-ракетных комплексов С-400. По словам Р.Т.Эрдогана, в процессе их поставки нет какой-либо отсрочки.

Пресс-служба «Рособоронэкспорта» также заявила, что сроки поставки Турции ЗРС С-400 «Триумф» не менялись. «Никаких изменений с поставкой российских ЗРС С-400 Турции нет, данный проект реализуется в согласованные сторонами сроки», — информировали в компании. Для турецкой стороны очень важен тот факт (на него обратил внимание и Р. Эрдоган), что контракт по поставкам ракетных комплексов С-400 Турции подразумевает частичную передачу технологий турецкой стороне. Это то, в чем американцы отказали туркам в категоричной форме.

Напомним, что первые сообщения о переговорах РФ и Турции о поставках С-400 появились в ноябре 2016 года. Факт заключения контракта был подтвержден российской стороной 12 сентября 2017 года. Министр национальной обороны Турции Х.Акар заявлял, что развертывание С-400 начнётся в октябре 2019 года. Как сообщил в декабре 2017 года гендиректор компании «Ростех» Сергей Чемезов, стоимость поставки Анкаре систем С-400 составляет 2,5 млрд долларов.