- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты об экономических проблемах Пакистана

Министр энергетики РФ Александр Новак и министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане обсудили в ходе переговоров возможность поставок газа в Пакистан. Об этом по результатам встречи сообщил журналистам иранский министр 17 июня, передает агентство Блумберг.  Ранее сообщалось, что Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым стороны намерены оказать поддержку проекту строительства газопровода Иран — Пакистан — Индия протяженностью 1,2 тыс. км с отводом. В строительстве примет участие российская компания «Газпром». Отмечается, что поставки газа в Индию будут осуществляться через исключительную экономическую зону Пакистана по дну Персидского залива. Строительство газопровода из Ирана в Индию через Пакистан обсуждалось еще в 1996 году. Однако Индия отказалась от проекта после того, как в 2008 году США ввели санкции против Ирана из-за ядерной программы, но теперь эта тема снова на повестке дня, даже несмотря на непростые отношения между Исламабадом и Нью-Дели. Этот проект также стоит в приоритетном листе пакистанского кабинета министров, который сейчас предпринимает титанические усилия по стабилизации экономической ситуации в стране. По оценке американских экспертов, сокращение торгового и бюджетного дефицита Пакистана станет главной внутренней проблемой премьер-министра Имрана Хана в предстоящие месяцы. Меры жесткой экономии ослабят уровень потребительского спроса в пакистанской экономике, которая глобально ориентирована сейчас на этот аспект, замедляя тем самым темпы экономического роста. Замедление темпов роста даст двум основным оппозиционным партиям страны возможность бросить вызов пакистанскому премьеру Имрану Хану и отвлечь тем самым внимание от коррупционных скандалов, в которых руководство оппозиции было замешано в прошлом.

Как полагают американские эксперты, в настоящее время экономика Пакистана с совокупным объемом  в  300 млрд долларов приближается к началу серьезного кризиса после периода сильного роста. В 2018-19 финансовом году, который завершился в июне, экономический рост, по прогнозам, снизился до 3,3% процента, по сравнению с 13-летним максимумом в 5,5%, установленным в предыдущем финансовом году. Для премьер-министра Имрана Хана управление экономикой превращается в самую серьезную проблему с тех пор, как его партия Tehreek-e-Insaaf сформировала коалиционное правительство в августе 2018 года. Чтобы обуздать растущий торговый и бюджетный дефицит страны, правительство недавно повысило процентные банковские ставки, позволив пакистанской рупии ослабнуть, и резко сократило государственные расход. Эти меры автоматически вызвали замедление роста уровня потребления населения.  Такое замедление темпов экономического роста будет способствовать нестабильной политической ситуации в Пакистане в краткосрочной перспективе, поскольку оппозиция практически однозначно попытается использовать эти экономические проблемы для усиления своей электоральной поддержки. Экономика Пакистана характеризуется частыми циклами подъема и спада. После последнего периода роста растущий бюджетный и торговый дефицит теперь вынуждает правительство охлаждать спрос на импорт и осуществлять меры жесткой экономии.  Тем не менее, премьер-министр Имран Хан и армия, которая на сегодня является главным гарантом его политической устойчивости, хотят избежать ухудшения инвестиционного климата и серьезной дестабилизации обстановки за счет роста оппозиционной активности. По оценке американских специалистов, экономические проблемы Пакистана связаны в основном с его зависимостью от импорта. В стране отсутствует конкурентоспособная экспортная корзина товаров с  высокой добавленной стоимостью, при этом на хлопчатобумажные изделия, кожу и рис приходится 69% экспорта. На сегодня Пакистан импортирует большое количество машин, электроники, металлов и нефти (его самый дорогой импорт), который вместе составляет половину ежегодного импорта Пакистана в размере 60 млрд долларов. В результате Пакистан столкнулся с устойчивым торговым дефицитом, который в 2018 году составил 36 млрд долларов. Сокращение этого дефицита оказалась сложной задачей. Государственный банк Пакистана был вынужден использовать свои валютные резервы в долларах США для стимулирования международной торговли и снижение уровня торгового дефицита. Денежные переводы и прямые иностранные инвестиции — два дополнительных источника поступления долларов — не смогли остановить постепенное снижение резервов Центрального банка, которые на 3 июня составили всего 7,8 млрд долларов. Это ниже порога, рекомендованного Международным валютным фондом, который рекомендует странам поддерживать достаточные валютные резервы для оплаты трехмесячного импорта. Нехватка валютных резервов привела к последнему по времени системному кризису платежного баланса Пакистана, осложнив его способность оплачивать импорт и обслуживать свои долги в долларах. При этом торговый дефицит — не единственная проблема, с которой должен бороться Имран Хан. Бюджетный дефицит правительства, или разрыв между доходами и расходами, достиг неприемлемого уровня в 6,5% ВВП, что является пятилетним максимумом. Процентные платежи по кредитам правительству и расходы на оборону во многом способствовали росту государственных расходов. Что еще хуже, статьи государственных доходов остались практически неизменными: хотя налоговые поступления выросли на 2,8%, неналоговые доходы упали на 16,7%, что не смогло компенсировать возросшие расходы. Чтобы покрыть этот дефицит, Исламабад в 2018-19 финансовом году занял 12 млрд долларов из комбинации внешних и внутренних источников. Накопление долга для обслуживания существующих долгов, конечно, приведет к увеличению процентных платежей, что по — прежнему будет самой большой статьей  бюджетных расходов. Этот порочный  круг, который будет стимулировать постоянное отвлечение  государственных средств  из других статей бюджета для покрытия ранее взятых кредитов.

Таким образом, сокращение торгового и бюджетного дефицита страны останется главной внутренней проблемой Пакистана в ближайшие месяцы. В мае правительство   заключило с МВФ соглашение о предоставлении нового кредита в размере 6 млрд долларов  с целью пополнения своих валютных резервов. Это третье соглашение Пакистана с МВФ с 2008 года, которое последовало за многомесячными переговорами, в ходе которых Имран Хан уволил своего министра финансов и главу Центрального банка, заменив их технократами, более сговорчивыми к осуществлению политически сложных мер экономии, которые вытекают из условий МВФ. Напомним, что первый кредит МВФ в сумме 7,6 млрд долларов был получен  в 2008 году, второй в 6,6 млрд долларов в 2013 году. И в обоих случаях золотовалютные запасы Центробанка были на уровне 5 млрд долларов. Что касается денежно — кредитной политики, то эти меры, включая повышение Центральным банком Пакистана процентных ставок на 150 базисных пунктов до 12,25% для борьбы с инфляцией и ослабление рупии на 11% с мая для охлаждения спроса на импорт, резко снизили  покупательную способность населения и бизнеса, сдерживая тем самым рост экономики. По оценке американских экспертов, экономика Пакистана вступила сейчас в затяжной спад, который характеризуется снижением уровня потребления и ростом безработицы. На фронте бюджетной политики Имран Хан сделал получение государственных доходов центральным элементом своего недавно обнародованного бюджета в размере 45 млрд долларов. Для повышения доходов правительство ставит перед собой амбициозную цель повышения уровня взимаемых налогов до 37 млрд  долларов на очередной финансовый год за счет повышения налогов на прибыль, электричество, бензин и сахар, наряду с приватизацией ряда государственных компаний. Также объявлена программа по сокращению уровня субсидий различным слоям населения и бизнеса с  замораживанием ряда  крупных социально-инфраструктурных проектов.

Такие проблемы в экономике дают дополнительные возможности для внутренней оппозиции. Поскольку меры жесткой экономии ослабляют спрос на импорт, повышают стоимость капитала и позволяют рупии умеренно девальвировать в ближайшие месяцы, экономика Пакистана вступит в затяжной спад.  Снижение инвестиций Исламабада в проекты инфраструктурного развития, которые являются ключевым источником роста в промышленном секторе, а также стимулируют самый крупный сектор услуг в национальной экономике, только усугубит положение населения и будет стимулировать рост протестных настроении и проявлений, как минимум, до конца этого года. По оценке американских экспертов, этой ситуацией практически однозначно постарается воспользоваться внутренняя оппозиция, электоральная поддержка которой резко снизилась на фоне коррупционных скандалов в последние годы. Эти скандалы  захлестнули две основные оппозиционные партии — Пакистанскую мусульманскую лигу Наваз (PML-N) и Пакистанскую народную партию (PPP). Бывший премьер — министр Наваз Шариф из PML-N и бывший президент Асиф Али Зардари из PPP  стали фигурантами уголовных дел по обвинению во получении крупных взяток. В этой связи Верховный суд Пакистана отстранил Шарифа от должности в 2017 году, и в настоящее время он отбывает семилетний тюремный срок. Зардари, между тем, был арестован 10 июня по обвинению в отмывании денег. Теперь PML-N и PPP могут попытаться переключить внимание с фактов коррупции в своем руководстве на гнев населения по поводу «антинародной политики» Имран Хана в рамках сокращения госсубсидий. Хотя обе эти оппозиционные партии исторически были соперниками, в настоящее время они проводят переговоры по заключению тактического альянса, в центре которого должны стоять вопросы  экономики. Дочь Шарифа, вице-президент PML-N Мариам Наваз и сын Зардари, председатель PPP Билавал Бхутто Зардари, солидарно выступили  против плана бюджета на этот год  в парламенте, хотя коалиция премьер-министра набрала достаточно голосов, чтобы принять бюджет в Национальном собрании 28 июня. Они также приняли участие в конференции 23 июня, чтобы наметить совместную стратегию противостояния Имрану Хану, которая может включать в себя запуск целой серии массовых протестов. То есть, оппозиция хочет взять на вооружение тактику самого Имрана Хана, который  лично возглавил массовый марш в Исламабаде летом 2014 года, что вынудило тогдашнего премьера   Шарифа уйти в отставку.

По мнению американских экспертов, такие усилия  оппозиции столкнутся с мощной негативной реакцией  со стороны пакистанской армии, которая не только помогла Имрану Хану занять кресло премьера, но и обеспечивает во многом его политическое выживание в настоящее время. Роль армии в этом аспекте будет  ключевой. Хотя правительство Пакистана столкнется с социальной и политической реакцией, вызванной мерами жесткой экономии, которые связаны с условиями кредита Международного валютного фонда, его политическое выживание сейчас больших опасений не вызывает. Премьер-министр Имран Хан признает важность сохранения военной поддержки для своего политического выживания, поэтому он будет учитывать требования армии, главным образом в рамках делегирования ей полномочий по контролю над внешней и оборонной политикой в отношении Индии и Афганистана. При этом американцы не исключают, что одним из элементов этой поддержки военных будет и политическая изоляция лидеров двух основных оппозиционных партий Пакистана. Таким образом делается вывод о том, что непопулярные меры жесткой экономии создадут негативный социальный и политический фон, но благодаря поддержке вооруженных сил правительство будет сильным в течение третьего квартала сего года. При этом по мере нарастания уровня и накала возможных социальных  протестов, армия не только сможет контролировать общественные беспорядки, но и сможет заставить замолчать любую оппозицию в СМИ. Имран Хан и армия хотят избежать всего, что может повредить деловому доверию в Пакистане, и для них  первостепенное значение имеет создание образа стабильности правительства за рубежом.